CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

"Страны переходного периода-13: Кыргызстан"

6 июля 2013

"Freedom House Report"

"Страны переходного периода-13: Кыргызстан"

пятница, 5 июля 2013 г. 13:23:19, inozpress.kg

Столица: г. Бишкек

Население: 5,5 млн. чел.

ВНД на душу населения, ППС: 2200 долл. США

Начиная с 2005 года, «Фридом Хаус» учредила отдельный анализ и рейтинг по категориям «Уровень демократичности национального правительства» и «Уровень демократичности местных властей», с тем чтобы у читателей была возможность ознакомиться с результатами более подробного анализа этих двух важных аспектов.

ПРИМЕЧАНИЕ. Рейтинги отражают консенсус между «Фридом Хаус», его научными руководителями и автором(-ами) настоящего отчета. Приведенные здесь мнения являются мнениями автора(-ов). Рейтинги устанавливаются по шкале от 1 до 7, где 1 - наивысший уровень демократического прогресса, а 7 - самый низкий. Балл по демократии является средним значением рейтингов по категориям, отслеженным в заданном году.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ: За последнее десятилетие Кыргызстан возвращался к авторитарной системе правления и пережил две насильственные смены режима. В марте 2005 года оппозиционные группы изгнали президента Аскара Акаева, обвинив его в централизации политической власти и сосредоточении контроля над экономическими ресурсами в своих руках. В апреле 2010 года преемник Акаева Курманбек Бакиев был вынужден бежать из страны из-за своего безжалостного подавления оппозиционеров и еще больших уровней коррупции во время своего режима правления. Чтобы не допустить появление еще одного диктатора, лидеры Временного правительства, образовавшегося после бегства Бакиева, разработали новую конституцию страны, которая усилила власть парламента и ограничила срок полномочий президента: теперь президент может избираться один раз на шесть лет. В 2010-2011 гг. в Кыргызстане впервые прошли поистине состязательные парламентские и президентские выборы, и страна стала первым государством в Центральной Азии, где передача политической власти произошла путем выборов.

Несмотря на первоначальную обеспокоенность жизнеспособностью парламентской системы Кыргызстана, она относительно спокойно проработала более двух лет. Президент Алмазбек Атамбаев продемонстрировал стремление к попыткам консолидировать власть и в 2012 году он обеспечил назначение сторонника режима Жанторо Сатыбалдиева на должность премьер-министра. Асылбек Жээнбеков, занимающий должность спикера парламента с 2011 года, является членом Социально-демократической партии Кыргызстана (СДПК), председателем которой является Атамбаев. Тем не менее, парламент по-прежнему силён, в нем представлены все наиболее влиятельные политические силы страны. Самым ярым противником президента является оппозиционная партия «Ата-Журт» (переводится как «отечество»), чей лидер Камчыбек Ташиев организовал протесты в Бишкеке в начале октября прошлого года, потребовав отставки Атамбаева по той причине, что ему не удалось национализировать крупнейшее месторождение золота страны «Кумтор». Ташиева арестовали, а другие депутаты парламента раскритиковали его за разжигание смуты без предварительного использования всех имеющихся мирных средств выражения протеста политике Атамбаева.

За первые два года действия новой конституции Жогорку Кенеш сформировал четыре разных правящих коалиции. Последняя реорганизация произошла в августе 2012 года, когда премьер-министр Омурбек Бабанов ушел в отставку на фоне обвинений в коррупции и проведении неэффективной экономической политики. В последующую коалицию вошли СДПК, «Ар-Намыс» (переводится как «достоинство») и «Ата-Мекен» (переводится как «родина»). Партия Бабанова «Республика» присоединилась к «Ата-Журт», образовав оппозицию в парламенте.

Еще неизвестно, будет ли способствовать новая децентрализованная политическая система Кыргызстана более добросовестному управлению, более консолидированным демократическим институтам и более эффективной экономической политике. По состоянию на конец 2012 года, рост экономики практически не наблюдался, правительственные реформы проводились медленными темпами. Вместе с тем, невзирая на то, что многие депутаты, как и прежде, ставят свои личные интересы выше интересов своих избирателей и формируют союзы на основе покровительства, парламентские дебаты стали более логичными и содержательными, когда вопросы обсуждаются по существу.

Страна разделена по региональному признаку. Север - более либеральный регион с политической точки зрения. В столице республики г. Бишкек работает множество неправительственных организаций (НПО) и средств массовой информации. На юге же местные органы власти проводят политику националистического толка, направленную на дискриминацию национальных меньшинств.

Депутаты и правительственные чиновники от всех фракций в целом стараются не затрагивать вопросы национального равенства и прав человека. К примеру, лица, совершившие преступления во время межнационального конфликта, который произошел на юге Кыргызстана в июне 2010 года и унес жизни около 470 человек, преимущественно этнических узбеков, до сих пор не привлечены к уголовной ответственности. Ряд кыргызских НПО, при помощи средств донорских организаций, провели собственные расследования тех событий и обвинили правоохранительные органы и вооруженные силы в том, что те распространяли оружие среди этнических кыргызов и не защищали этнических узбеков. Узбеков в местных органах власти на юге Кыргызстана нет, на уровне национального правительства они почти не представлены, хотя в течение 2012 года было сделано несколько попыток восстановить узбекоязычные СМИ, в основном при поддержке зарубежных доноров.

В 2012 году местные органы власти стали независимыми от национальных властей, благодаря состязательным выборам в местные кенеши. СДПК и «Республика» получили множество голосов во время мартовской и ноябрьской кампаний, хотя им и противостояли местные партии. В Оше национальные партии обошла националистическая партия «Улуттар Биримдиги» (переводится как «единство национальностей») под председательством скандального мэра Мелиса Мырзакматова. В Бишкеке их соперниками была менее крупная партия «Замандаш» (переводится как «современный»).

Сектор гражданского общества Кыргызстана продолжает диверсифицировать и расширять свою работу с уязвимыми группами, а растущее количество электронных СМИ и газет предлагают более широкий диапазон мнений. Однако большинство этих перемен к лучшему происходят в Бишкеке, тогда как в сельской местности доступ к СМИ и деятельности НПО по-прежнему ограничен. Более того, уголовное преследование русского по национальности журналиста Владимира Фарафонова в 2012 году показало, что правосудие выборочно и склонно к защите национального большинства. Фарафонова обвинили в экстремизме по политическим мотивам после того, как он опубликовал серию статей, критикующих возросший национализм со стороны этнических кыргызов в СМИ и политике. Ни один из тех многочисленных журналистов, которые открыто продвигали идею доминирования этнических кыргызов либо разжигали ненависть по отношению к национальным меньшинствам после национального конфликта, произошедшего на юге Кыргызстана в 2010 году, не был задержан по подобным обвинениям.

Уровень демократичности национального правительства. Парламент Кыргызстана проработал по новой конституции более двух лет. Политическая система страны остается децентрализованной и состязательной. В 2012 году парламент показал, что способен проводить конструктивные политические дебаты по проблемам национального масштаба. Однако на фоне признаков того, что власть снова может оказаться сосредоточенной в руках исполнительной ветви власти, президент Алмазбек Атамбаев обеспечил выборы премьер-министра, сторонника режима, в то время как оппозиционно настроенные депутаты парламента выборочно подверглись уголовному преследованию за предполагаемые коррупционные действия. Рейтинг Кыргызстана по показателю «Уровень демократичности национального правительства» остается без изменений - 6,50.

Избирательный процесс. В марте и ноябре 2012 года по всей стране прошли выборы в местные советы (кенеши). Голосование охватило всю страну и было состязательным, продолжив тенденцию, заданную во время парламентских выборов 2010 года и президентских выборов 2011 года. Вместе с тем, несколько партий пожаловались на повсеместные нарушения в день выборов. В некоторых регионах страны местные партии взяли верх над партиями, представленными в парламенте. Особенно жесткая борьба между национальными и местными партиями развернулась в Бишкеке. Рейтинг Кыргызстана по показателю «Избирательный процесс» остается без изменений - 5,50.

Уровень развития гражданского общества. Гражданское общество Кыргызстана функционирует, в основном, без политического давления, и хотя взаимное недоверие остается проблемой, НПО, депутаты парламента и правительственные чиновники нередко находят области для сотрудничества. В 2012 году НПО сыграли активную роль в разработке политических реформ, расследовании преступлений, совершенных армейскими служащими и сотрудниками милиции во время событий 2010 года, произошедших в Оше, а также в лоббировании законодательства, направленного на принятие жестких мер против похищения женщин с целью вступления в брак. Общественные организации по-прежнему в ощутимой степени зависят от финансирования из зарубежных источников, их основная деятельность сосредоточена в столице республики. На юге страны активисты сталкиваются с более серьезными препятствиями. Таким образом, рейтинг Кыргызстана по показателю «Гражданское общество» остается прежним - 4,75.

Независимость СМИ. Средства массовой информации Кыргызстана по-прежнему по большей части свободны от контроля со стороны властей, хотя государственные СМИ стараются показывать президента в нейтральном или положительном свете. Все больше людей получают доступ к Интернету, в т.ч. через мобильные средства связи. Содержание Интернет-сайтов не подвергается цензуре, но власти объявили о планах по ужесточению доступа к неуказанным «экстремистским» веб-сайтам. В июле 2012 года журналиста Владимира Фарафонова, русского по национальности, осудили и приговорили к выплате штрафа за разжигание в своих статьях в Интернете межнациональной розни. После того, как в 2010 году были закрыты узбекоязычные СМИ, по меньшей мере, одна радиостанция и несколько местных газет в южных частях страны начали вещать/публиковаться на узбекском языке. У городского населения по-прежнему более богатый выбор СМИ по сравнению с сельскими жителями. Рейтинг Кыргызстана по показателю «Независимость СМИ» остается без изменений - 6,25.

Уровень демократичности местных властей. Состязательные выборы в местные кенеши, прошедшие по всей стране в 2012 году, показали, что начатые ранее реформы укрепили местные государственные структуры, повысив их независимость от национальных властей. Появилось несколько новых партий, которые решили поучаствовать в выборах. Некоторым из них удалось заручиться значительной поддержкой избирателей. Несмотря на эти достижения, качество местного самоуправления остается низким во многих местах. Местные органы власти редко становятся объектом пристального внимания со стороны СМИ и, как правило, не привыкли консультироваться с гражданским обществом. Влиятельный мэр г. Ош продолжает править при помощи неформальной службы личной безопасности. Рейтинг Кыргызстана по показателю «Уровень демократичности местных властей» повышается с 6,50 до 6,25.

Уровень эффективности и независимости судебной системы. В Кыргызстане было предпринято несколько попыток реформировать судебную систему и правоохранительные органы. В процессе принимают участие НПО и эксперты с опытом и знаниями в различных сферах. Однако успехи достигаются медленными темпами. У некоторых судей, отобранных в Конституционную палату Верховного суда специальным комитетом, состоящим из депутатов парламента и представителей НПО, имеются сомнительные документы, подтверждающие квалификацию, и они могут находиться в союзе с политическими силами. Судебная система до сих пор не свершила правосудие в отношении жертв межнационального конфликта, случившегося в 2010 году. Рейтинг Кыргызстана по показателю «Уровень эффективности и независимости судебной системы» остается неизменным - 6,25.

Уровень коррупции. В 2012 году президент Атамбаев объявил о новой кампании по борьбе с коррупцией. Он заверил, что никто в стране не будет иметь иммунитет от уголовного преследования, в т.ч. члены его собственной партии. Определенные успехи были достигнуты в совершенствовании работы финансовой полиции. Однако на практике большинство уголовных преследований за коррупционные действия осуществлялись выборочно и в отношении оппозиционно настроенных депутатов парламента. Рейтинг Кыргызстана по показателю «Уровень коррупции» остается без изменений - 6,25.

Перспективы на 2013 год. Основной вопрос для Кыргызстана в 2013 году будет заключаться в том, смогут ли парламент, правительство и президент сотрудничать эффективно, не подвергая сомнению предусмотренные конституцией полномочия друг друга и не допуская сосредоточения власти в руках одного человека. На сегодняшний день все ветви власти сдерживают попытки расширить либо сократить свои полномочия, несмотря на многочисленные изменения в составе правящей коалиции и кабинете министров. А между тем, парламент научился проводить дебаты по политическим вопросам и добиваться широких компромиссов.

В 2013 году стабильность в стране будет во многом зависеть от способности избранных чиновников разрабатывать жизнеспособные курсы экономической политики. В частности, если правительство не решит проблемы в сфере энергетики и продовольственной безопасности, стоящие перед большей частью населения, есть большая вероятность, что в стране начнутся массовые акции протеста, причем как спонтанные, так и организованные лидерами оппозиции. Кыргызстан также пройдет проверку на то, может ли его децентрализованная политическая система привести к добросовестному управлению, а нынешнее политическое руководство - способствовать реформированию правоохранительных органов, начавшемуся в 2010 году.

В Кыргызстане политический процесс нередко тормозится политическими и личными перебранками между парламентариями и правительственными чиновниками. При наилучшем раскладе до завершения текущего 5-летнего срока работы парламента правительство создаст более стабильные политические союзы. В худшем случае президент может распустить парламент, если тому не удастся сформировать правящую коалицию и правительство и поддержать их функционирование.

Эрика Марат, "Freedom House Report" 4 июля 2013 года

inozpress.kg

Предыдущая статьяРоссия возвращается в Афганистан | ИноСМИ - Все, что достойно перевода
Следующая статьяКыргызстан: местные власти озабочены согласованной позицией Узбекистана и Казахстана в отношении ГЭС на Нарыне » Махаля