CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

usinfo.state.gov

Американцы приветствуют музыкантов из стран Центральной Азии

2 июля 2002

приветствуют музыкантов из стран Центральной Азии (На фестивале традиционной культуры "Шелковый путь")

Лидия Воронина, "Вашингтонский файл"

Вашингтон. Вот уже неделю на открытом зеленом пространстве в центре Вашингтона идет международный фестиваль народной культуры, который ежегодно в течение 36 лет проводится Смитсоновским институтом - крупнейшей культурно-просветительской организацией Америки. В этом году в нем участвуют музыканты, художники, ткачи, кулинары, мастера ковровых, гончарных и шелковых дел из двадцати стран Азии и Европы, через которые, начиная с первого века до нашей эры вплоть до 15 века нашей эры, проходил великий торговый тракт - "Шелковый путь". Восточные купцы везли в Европу ковры, шелк, фарфор, ювелирные изделия и пряности. А вместе с ними кочевали идеи и науки, моды и религии, блюда и архитектурные стили, музыка и технология. Иначе говоря, между разными странами на двух континентах: Японией, Китаем, Индией, Пакистаном, Афганистаном, среднеазиатскими государствами (среди них Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан), Ираном, Ираком, Сирией, Турцией, Италией - происходил бурный культурный обмен.

Идея воссоздания богатой культурной атмосферы древнего "Шелкового пути" принадлежит выдающемуся современному виолончелисту Йо-Йо Ма. Китаец, родившийся в Париже в семье композитора и виолончелиста и приехавший в Америку 7-летним ребенком, Йо-Йо Ма изучал музыку и постигал секреты исполнительского мастерства, занимаясь с западными педагогами, но при этом всегда интересовался другими музыкальными традициями, ибо они также были важны для развития его исполнительского стиля. Как он замечает в своем предисловии к путеводителю фестиваля, он слушал музыку жителей пустыни Калахари в Африке, буддистское сакральное пение в японских храмах, брал уроки у монгольских музыкантов, играющих на древних инструментах-прародителях современных скрипок, со струнами и смычком из конского волоса, постигал кельтские и аппалачские танцевальные ритмы. "И все эти встречи наводили меня на мысль о том, что музыка открывает глубинную связь между людьми", - говорит он.

С 1989-ого года Йо-Йо Ма начал работать над проектом "Шелковый путь", цель которого была изучение культурных связей народов стран, расположенных вдоль этого торгового пути, в их историческом и современном измерении. "Я абсолютно убежден в том, - продолжает он, - что, расширяя наше знание о мире и наше видение мира, мы углубляем знание о нас самих, о нашей собственной жизни... Вся идея проекта состояла в том, чтобы посеять семена нового художественного и артистического роста, приветствуя аутентичные живые культурные музыкальные традиции... Но что значит "аутентичные" традиции? Взгляните поглубже в себя самого и вы увидите другого". Йо-Йо Ма сформировал ансамбль "Шелковый путь", состоящий из исполнителей самых разных "аутентичных" инструментов, и играл вместе с ними на фестивале в Вашингтоне.

Музыкальные традиции Центральной Азии богато представлены на фестивале. В Вашингтон приехали киргизский ансамбль "Мурас", хакасский "Сабжилар", казахский "Роксонаки", таджикский "Бадахшан", азербайджанский "Мугам", узбекский и таджикский "Магам" и другие исполнители и группы. Их концерты привлекают огромные толпы посетителей, несмотря на страшную жару в Вашингтоне. Только в день открытия фестиваля на нем побывали 60 000 посетителей. В какой-то степени это можно объяснить тем, что американцы уже довольно хорошо знакомы с восточной кухней, коврами, фарфором, бумагой, пряностями, боевыми искусствами, а "восточная" музыка по-прежнему остается экзотикой. Или тем, что все- таки отцом-основателем фестиваля был музыкант, который привлек лучшие музыкальные силы к участию в нем.

Но, по мнению голландского музыковеда Лизбет Ниссан, которая изучала среднеазиатские старинные музыкальные инструменты и хакасское горловое пение в саянских горных деревнях и которая представляла ансамбли на фестивале публике, есть и другие более основательные причины. Дело в том, что музыкальные формы и стиль исполнения говорят что-то новое и что-то важное как слушателям, так и музыкантам. "Здесь важно понять два аспекта - музыкальный и духовный", - подчеркивает она.

В музыкальном отношении жанр горлового пения демонстрирует совершенно новое отношение мелодии и аккомпанемента в исполнении. Если на Западе голосу принадлежит лидирующая роль, который ведет мелодию, а инструмент сопровождает, аранжирует его, на Востоке все наоборот - инструмент часто ведет мелодию, а голос выступает как аккомпанемент, имитируя огромное многообразие звуков, вздохов, шипения, бульканья, шелестов и шорохов, которые можно слышать в природе. "Это позволяет чрезвычайно обогащать саму музыкальную ткань, к чему и прибегают в своем творчестве современные западные музыканты", - говорит Лизбет Ниссан.

В духовном же отношении, считает она, традиционная восточная музыка вообще и в особенности пение кочевых народов "демонстрируют незнакомый для западного слушателя важнейший медитативный элемент... Ведь часто эта музыка исполнялась шаманами, для которых она была средством соединения с миром духов, обретения ими целительной силы или силы воздействия на природу. Для тех, кто "пытается обновить формы западной духовности или формы западной сакральной музыки", музыка Востока - кладезь идей. Очень ярким примером этого была пьеса "Дождь" в исполнении казахского ансамбля "Роксонаки", в основу которой была положена музыка, с помощью которой шаманы вызывали дождь. Ее выразительность была восторженно принята слушателями и вызвала шквал аплодисментов.

Руководитель киргизского ансамбля "Мурас" Нурланбек Нишанов, который играет на многих традиционных духовых инструментах и преподает на кафедре традиционной музыки в Бишкекской консерватории, существующей с 1993 года, указал еще на один важный момент в музыкальных отношениях между Востоком и Западом. "Предельная простота наших инструментов и стремление наших музыкантов исполнять на них сложные вещи приводят к тому, что они развивают необыкновенно виртуозную технику, - отмечает он. - Мы много выступали с концертами в Европе - в Шотландии, Германии, Швейцарии, Дании. Нас прекрасно понимали. Европейские музыканты, играющие и на современных инструментах и на старинных, предлагали нам играть на наших инструментах вместе ним - получалось прекрасно".

На вопрос о том, насколько популярна сейчас в их странах народная музыка среди молодежи, которая, как и везде в мире, увлекается в основном поп-музыкой, роком и джазом, Нурланбек Нишанов ответил, что многие из исполнителей современной популярной музыки сознательно интерпретируют традиционные мотивы, чтобы сделать ее более выразительной. "Но многие хотят изучать саму киргизскую музыкальную традицию, которая насчитывает три тысячи лет. В Бишкекской консерватории я веду специальный класс. Сейчас у меня пять учеников- инструменталистов". А руководитель хакасского ансамбля "Сабжилар" Вячеслав Кучанов, который является не только исполнителем старинных мелодий и сочинителем новых музыкальных пьес для своего ансамбля, но и занимается преподаванием горлового пения, подчеркнул, что если ребенку показать, что он может делать с голосом, он заинтересуется сразу. "Не существует неталантливых детей. Задача учителя - открыть ученика, найти подход к человеку, способ обретения человеком своего таланта".

К открытию фестиваля традиционных культур "Шелковый путь" Смитсоновский институт выпустил комплект, состоящий из 2-х компактных дисков и охватывающий огромное многообразие музыкальных культурных традиций, жанров, форм и исполнений. Здесь представлены эпос, лирика, придворная и духовная музыка. "Шелковый путь" - первая в истории цивилизаций серьезная и удачная попытка глобализации. По словам Йо-Йо Ма, этот торговый маршрут, пересекавший евразийский континент, был своего рода "Интернетом древности". Наследие 15 веков культурного обмена и перекрестного культурного влияния подтверждает глубочайшую истину о том, что человеческие связи приводят к замечательным духовным, научным и технологическим достижениям.

Государственный департамент США был среди организаторов и спонсоров этого грандиозного международного культурного мероприятия. Американские посольства выдали в ускоренном порядке визы 350 участникам фестиваля. Посольство США в Туркменистане помогло с записью исполнителей. Посольство США в Казахстане помогло организовать и оплатить транспортировку двух юрт. Государственный департамент выделил 260 000 долларов на проведение фестиваля, что составляет примерно 5% его бюджета. 90 000 долларов были предоставлены исполнителям из стран Средней Азии, 50 000 долларов - исполнителям из Афганистана, 28 000 долларов - участникам ансамбля Йо-Йо Ма. Международный пресс-центр организовал 2-хнедельную программу для 14 журналистов из стран "Шелкового пути" для освещения фестиваля. Один из подразделений Госдепартамента выпустит 15-минутную видеозапись фестиваля и направит ее в посольства.

usinfo.state.gov

Предыдущая статьяНовые инициативы по вещанию в Афганистане
Следующая статьяСША продолжают выступать за права человека и демократию в Центральной Азии