БОРЬБА ЗА НАШИ ЭНЕРГОРЕСУРСЫ. ПАРТИЯ ПОДХОДИТ К КОНЦУ
Авг. 18, 2007, Zerkalo
Р.МИРКАДЫРОВ
И даже у Армении появляется еще один шанс
Приоритетным направлениям сотрудничества Азербайджана и США было посвящено выступление замгоссекретаря США по вопросам энергетики и экономики Дэниэла Салливана в Американском образовательном центре в Баку. Об этом сообщает "Туран".
США имеют долгосрочные интересы в Каспийском регионе и намерены поддержать усилия президента Ильхама Алиева по укреплению суверенитета, независимости и процветанию Азербайджана, превращению его в демократическое, светское и рыночное государство, сказал Салливан.
Развитие двусторонних отношений строится на трех приоритетах: демократии и демократических реформах, сотрудничестве в сфере безопасности, энергетике и экономических реформах.
Акцентировав внимание на последнем вопросе, Салливан сказал, что наступило время для начала новой фазы в развитии энергетики Каспийского региона. Новый этап должен включить в себя:
1) разработку нефти и газа на морских месторождениях Азербайджана;
2) продолжение экспорта газа в Грузию и Турцию, Италию и Грецию;
3) дальнейшие работы по реализации проекта "Набукко" с поставками азербайджанского и, возможно, азиатского газа в Европу;
4) усиление Азербайджана как страны для транспортировки нефти и газа из Казахстана и Туркменистана.
Доходы от энергетики должны быть использованы для углубления рыночных реформ. Без укрепления и устойчивого развития частного сектора сделать это будет сложно. Особое значение приобретает развитие ненефтяного сектора. В настоящее время ВВП страны - это практически лишь доходы от нефти. Между тем доля ненефтяного сектора постоянно уменьшается (4% в 2006 году). Это не может не вызвать беспокойства, отметил Салливан.
Необходимо усилить борьбу с коррупцией, укреплять гражданское общество и обеспечить прозрачность. Для этого важны справедливая правовая система, благоприятный бизнес-климат, поддержка предпринимательства и иностранных инвестиций. Особое значение приобретает борьба с корпоративной коррупцией.
В этом плане важны следующие шаги:
1) принятие закона о борьбе с отмыванием денег и создание финансовой разведки;
2) информирование общественности обо всех доходах правительственных чиновников;
3) прозрачность и общественный контроль в вопросах общественных финансов;
4) четкое временное ограничение по выполнению обязательств страны по конвенциям ООН и ГРЕКО;
5) регулярный мониторинг по применению и оценке антикоррупционных мер;
6) независимые и этические СМИ, твердая государственная защита свободы прессы, чтобы журналисты могли свободно писать о коррупции без опасения за себя.
Страна должна предпринять также решительные шаги в направлении вступления в ВТО, сказал в своем выступлении Салливан.
Напомним, что 16 августа в МИД Азербайджана состоялось подписание двустороннего американо-азербайджанского документа о выделении гранта на подготовку технико-экономического обоснования для строительства двух транскаспийских трубопроводов.
Подписанное соглашение предусматривает строительство нефтепровода для транспортировки казахстанской нефти до нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода для транспортировки казахстанского газа и газа других стран через Каспий. Стоимость гранта составляет 1 млн. 700 тыс. долларов.
Азербайджанские политологи высоко оценили подписанное соглашение. "Подписание грантового соглашения о выделении США 1 млн. 700 тыс. долларов на разработку ТЭО подводных нефте- и газопровода из Казахстана и Туркменистана в Азербайджан свидетельствует не только о политической, но и экономической поддержке США транскаспийских трубопроводов", - заявил в беседе с корреспондентом "Туран" политолог Расим Мусабеков.
На вопрос, каково значение для США указанных проектов, Р.Мусабеков сказал, что американцы заинтересованы в диверсификации энергетических маршрутов и устранении зависимости Европы от монополизма России.
Не приведет ли это к обострению отношений между США и Россией, которая недавно подписала трехстороннее соглашение с Казахстаном и Туркменистаном о строительстве Прикаспийского газопровода? На этот вопрос политолог ответил отрицательно. Он обратил внимание, что Прикаспийский трубопровод из Туркменистана в Казахстан и далее в Россию рассчитан на прокачку в год 10 млрд. кубометров газа. Однако в Туркменистане огромные запасы газа. Для их освоения Ашгабат должен привлечь крупные, известные в мире компании, и выбор экспортных маршрутов будет осуществляться с учетом их мнения.
Предоставив грант для разработки ТЭО Транскаспийского трубопровода, Вашингтон не просто продемонстрировал свой интерес к этому проекту, а как бы дал сигнал инвесторам, что можно вкладывать средства в этот проект, и США готовы минимизировать риски. Такое мнение высказал экс-президент ГНКАР, президент Центра экономических и политических исследований Сабит Багиров.
Он считает, что Транскаспийский газопровод не следует рассматривать как шаг против интересов России. Идея Транскаспийского газопровода возникла гораздо раньше, еще в середине 1990-х гг., и первый грант американское правительство по этому проекту предоставило в 1998 году Туркменистану. Однако в то время Россия оказала давление на Туркменистан и Азербайджан и добилась срыва реализации проекта. Однако с тех пор многие аргументы России против этого проекта утратили актуальность. В частности, жизнь показала, что при реализации подобных вопросов возможно решение экологических проблем. Так, Россия построила по дну Черного моря на гораздо большей глубине трубопровод "Голубой поток", она же сейчас строит трубопровод по Северному морю, на очереди новый проект - "Южный поток" по дну Черного моря к Болгарии. "Так что идет нормальный процесс отстаивания своих экономических интересов. У России свои интересы, у Азербайджана - свои", - сказал С.Багиров.
Уже вчера специальный представитель ЕС по Южному Кавказу Питер Семнеби позитивно отозвался о подписании грантового соглашения по транскаспийским трубопроводам между Азербайджаном и США. Как сообщил АПА П.Семнеби, подобные действия должны только приветствоваться.
Коснувшись своего визита в Нагорный Карабах, Семнеби отметил, что все еще планирует этот визит на первую половину сентября, однако точной даты пока нет. Он также пока не решил, как поедет туда - через Азербайджан или через Армению.
Как стало известно "Туран" из информированных источников, курс Казахстана на развитие экспорта нефти через Кавказ в обход России изменился: если прежняя идея заключалась в создании морской Казахстанской каспийской системы транспортировки для подключения к нефтепроводу Баку-Тбилиси Джейхан, то теперь казахстанские власти рассматривают план сооружения Транскавказского трубопровода к Черному морю.
Состоявшийся в начале прошлой недели (7-8 августа) визит азербайджанского лидера Ильхама Алиева в Казахстан показал, что стороны согласовали обстоятельства нефтяного и финансового сотрудничества. По итогам переговоров И.Алиева с президентом Нурсултаном Назарбаевым были заключены семь соглашений в разных сферах.
Главными из них следует считать Соглашение о стратегическом сотрудничестве в нефтегазовой отрасли и Меморандум о совместной реализации Транскаспийского проекта между государственной компанией "КазМунайГаз" и Госнефтекомпанией Азербайджана (ГНКАР). Эти документы снимают фундаментальное противоречие между Астаной и Баку: как делить активы и прибыли от транспортировки казахстанской нефти через Каспий и Азербайджан.
Источники, посвященные в диалог деловых элит двух стран, указывают, что такая договоренность станет основой новой нефтеэкспортной стратегии Казахстана. Ровнаг Абдуллаев, президент ГНКАР, заявил после переговоров: "Мы можем совместно построить трубопровод от Баку до Черного моря, если казахстанской нефти в будущем будет очень много".
Скорее всего, будущий Транскавказский нефтепровод послужит для наполнения Трансанатолийского трубопровода (ТАТ) мощностью 30 млн. тонн в год, строящегося итальянским концерном Eni, от Самсуна до Джейхана. ТАТ предназначен для транспортировки сырья из недр казахстанского месторождения "Кашаган", где Eni является оператором разработки, утверждают российские источники.
Одним словом, и Россия, и США четко дают понять, что в борьбе между ними за "контрольный пакет" над энергоресурсами Средней Азии наступает завершающий этап. Тот же Салливан уже в Баку открыто заявил, что после переговоров с новым президентом Туркменистана у него создалось впечатление, что официальный Ашгабат выступает за диверсификацию маршрутов транспортировки энергоресурсов и за строительство Транскаспийского трубопровода.
На этой неделе произошло еще одно событие, свидетельствующее о том, что Запад не собирается сотрудничать с Россией в транспортировке энергоресурсов из Каспийского региона в Европу. Акционеры Азербайджанской международной операционной компании (AIOC, ответственна за разработку морских месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли") приняли единогласное решение о передаче азербайджанского участка трубопровода Баку-Новороссийск (Северный экспортный маршрут) на баланс ГНКАР. Об этом заявил на пресс-конференции вице-президент BP-Azerbaijan по наземным операциям Рашид Джаваншир.
По его словам, акционеры международного консорциума пришли к такому решению после всестороннего изучения перспектив эксплуатации трубопровода Баку-Новороссийск. "После ввода в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан Северный маршрут нам не выгоден с коммерческой точки зрения, поэтому мы решили далее не пользоваться возможностями этого трубопровода", - подчеркнул Джаваншир. Он отметил, что сейчас продолжаются переговоры с ГНКАР по данному вопросу, и возможно, что этот процесс завершится в ближайшее время.
Кроме того, было сообщено, что при форс-мажорных ситуациях международный консорциум планирует воспользоваться трубопроводом Баку-Супса, который в настоящее время модернизируется. "В районе Зестафони в Грузии из-за опасности лавин мы на 1 километре поменяем маршрут нефтепровода и затем модернизируем другие участки Баку-Супса, сделав трубопровод отвечающим самым высоким требованиям транспортировки нефти", - подчеркнул вице-президент BP-Azerbaijan.
Самое интересное заключается в том, что еще раньше, а если быть точным, в середине 2006 года Азербайджан заявил, что собирается отказаться от транспортировки своей нефти по маршруту Баку-Новороссийск из-за его коммерческой непривлекательности.
На первый взгляд, странам Средней Азии намного выгоднее транспортировать свои энергоресурсы на Восток, то есть в Китай. Во-первых, эта страна под боком, а во-вторых, этот рынок готов переварить любые объемы энергоресурсов. Однако ведущие геополитические игроки, то есть Россия и США, категорически против транспортировки среднеазиатских энергоресурсов на Восток.
Дело в том, ни Россия, ни США не заинтересованы в усилении Китая за счет среднеазиатских энергоресурсов. Кроме того, если Россия путем контроля над маршрутами доставки энергоносителей из данного региона пытается усилить зависимость Европы и диктовать ЕС свои условия, то США хотят достичь диаметрально противоположной цели. Вашингтон путем диверсификации маршрутов транспортировки, то есть посредством строительства транскаспийских трубопроводов в обход России, пытается избавить Европу от энергетического шантажа Москвы. Одним словом, и для США, и для России конечным пунктом доставки является Европа, но только по разным маршрутам.
На этом же поле пытается играть и Иран. Однако пока без особого успеха. Россия, естественно, будучи как экспортером, так и транзитной страной для энергоресурсов, вообще не заинтересована в появлении на европейском рынке нового серьезного конкурента. А США не будут поддерживать этот маршрут, пока у власти в Тегеране находится враждебный Вашингтону режим. То есть китайский и пока что иранский маршруты, не имея поддержки со стороны хотя бы одного из ведущих геополитических игроков, обречены.
Таким образом, страны Средней Азии просто вынуждены выбрать между российским или американским маршрутом доставки собственных энергоресурсов на европейский рынок. А вот в американском маршруте Азербайджан является ключевым звеном, в чем и является привлекательность нашей страны. Однако вряд ли стоит ожидать, что лидеры стран Средней Азии смогут сделать выбор в пользу того или иного маршрута до завершения выяснения отношений между Россией и США. Именно поэтому президент Казахстана Н.Назарбаев во время переговоров с И.Алиевым в Алматы заявляет о готовности своей страны транспортировать энергоресурсы по американскому маршруту, а вот в Бишкеке на саммите ШОС утверждает, что по этому маршруту будут отправлены "остатки" российского направления.
Однако надо учитывать, что Россия по сути безбожно обирает страны Средней Азии. Достаточно показательным является пример Туркменистана. Россия, которая на словах ратует за деполитизацию межгосударственных экономических отношений и регулирование цен на энергоносители мировым рынком, покупает тысячи кубометров газа у Туркменистана за 55 долларов, а продает почти за 300 долларов. То есть даже если Туркменистан будет продавать свой газ по неоправданно низким ценам, установленным для Грузии, то при транспортировке по американскому маршруту будет получать прибыль более чем в два раза выше.
А сейчас перейдем к выгодам, которые светят Азербайджану на неэкономической плоскости. Во-первых, как выше отмечено, Азербайджан становится ключевым звеном в данном цепи. То есть Азербайджан перестает быть просто экспортером энергоресурсов, а становится также транзитной страной для них, причем на долгие годы. А это значит, что Запад в целом и США, в частности, должны быть заинтересованы в стабильном, устойчивом и демократическом развитии Азербайджана, исключающем любые коллапсы и форс-мажорные ситуации. Ведь не случайно в Баку Салливан говорил не только об энергоресурсах и маршрутах их доставки.
Во-вторых, как ни странно, реализация таких региональных проектов, как Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзурум и Карс-Ахалкалаки-Баку, без участия Армении имело определенное негативное влияние на урегулирование конфликта вокруг Нагорного Карабаха. В последнее время даже самые конструктивно настроенные представители армянской политической элиты открыто начали заявлять, в отличие от конца 90-х годов прошлого столетия, когда Левон Тер-Петросян выступил со своим планом мира, что сегодня Азербайджану по большому счету "нечего дать" Армении взамен на освобождение оккупированных территорий. А вот в случае реализации транскаспийских проектов у Армении появляется еще один шанс...