CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

В ШОС появились секреты

20 августа 2007

В ШОС появились секреты

18 Aug 2007, Новая газета - Казахстан

Аркадий ДУБНОВ

Журналистская армада, десантом высадившаяся на днях в Бишкеке на время саммита ШОС, алчно ждала сенсации. Скандал, по мнению скучающей прессы, должны были устроить либо все президенты вместе, как это было два года назад на саммите ШОС в Астане, когда «шанхайцы» предложили американцам «определиться» со сроками пребывания своих военных баз в Центральной Азии, либо его должен был обеспечить такой гость саммита, как президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. От него ждали чего-нибудь такого «кровожадненького», скажем, предложения всем вместе «сбросить в море агрессивный сионистский режим»(Израиль) или дать отпор «империалистической сатане» (США).

Однако ничего не произошло. «Базовый» вопрос перед американцами не поднимался. И это было решено заранее. Да и кто бы мог его поставить перед Киргизией, потребовав от нее отказаться от базы «Ганси» в бишкекском аэропорту, приносящей бедной стране десятки миллионов долларов? Готов ли кто-нибудь из партнеров по ШОС компенсировать Бишкеку в таком случае упущенную выгоду? Вопрос риторический.

А вот с Ахмадинежадом вышло не так все однозначно. Хотя и не слишком скандально. Иранский лидер сумел построить свою речь так, что в русском переводе она выглядела достаточно воинственно и мало соответствовала политкорректному «шанхайскому духу». Ну, к примеру, Ахмадинежад говорил, что ШОС может оказаться полезной для противодействия «мировому оккупационому режиму», предотвратить «насилие, навязываемое со стороны высокомерных держав».

Очевидно, что спич Ахмадинежада еще раз подтвердил правильность моратория на расширение состава ШОС, куда Тегеран, по выражению одного высокопоставленного чиновника одной из стран «шестерки», просто «рвется». И именно иранская проблема ШОС оказывается преградой для приема в организацию и других новых членов, таких как Пакистан (на бишкекском саммите представитель Исламабада говорил об этом стремлении вслух и весьма настойчиво) или Туркмения. Ведь, сняв мораторий на расширение, первым по очередности кандидатом окажется Иран, которому отказать будет тогда невозможно...

Впрочем, возможно, что в глубине души некоторые из лидеров ШОС думают почти так же, как говорит иранский президент. Но речи их звучат более выхолощенными. Председатель КНР Ху Цзиньтао говорил, что главной задачей ШОС является обеспечение суверенитета и независимости. Спрашивается, от кого? Кто покушается на эти завоевания шестерки стран ШОС? Но долго на этом председатель Ху не останавливался, сосредоточившись на готовности Китая инвестировать в инфраструктурные проекты, способствующие экономическому сотрудничеству в рамках организации.

Президент России также пытался не отставать от Ху. На встрече с президентом Киргизии Бакиевым Путин вдруг заявил о готовности инвестировать в киргизскую экономику до 2-х миллиардов долларов, если Бишкек представит достойные таких трат проекты.

И другие инициативы Путина обратили на себя внимание. Во-первых, он предложил ежегодно проводить на территории стран ШОС такие же военные учения, какие закончились 17 августа на российском полигоне Чебаркуль под Челябинском. Похоже, что это станет аргументом в пользу модных ныне на Западе подозрений в том, что ШОС становится неким восточным анти-НАТО. А во-вторых, Путин предложил созвать под эгидой ШОС конференцию по Афганистану.

Публично Путина поддержал только Нурсултан Назарбаев. Эта идея может рассматриваться, с одной стороны, как попытка подставить плечо США и НАТО, пытающимся умиротворить талибов, и тогда ни о каком анти-НАТО не может идти и речи. А с другой, как стремление, наоборот, перехватить у Запада инициативу в Афганистане. Но вряд ли это сегодня по зубам «шанхайцам».

Еще раз на бишкекском саммите обозначились разные подходы к решению одной из самых трудноразрешимых проблем, связанной с водно-энергетическим комплексом, регулированием стока рек. Не обошел эту проблему и Назарбаев, вставивший в свое выступление упоминание про Иртыш, Амударью и Сырдарью. Известно, что Казахстан предъявляет претензии к Китаю, который отводит стоки вод из Иртыша, используя их в технологических целях на нефтяных месторождениях в Синьцзяне. Но особенно настойчиво говорил об этом президент Узбекистана Ислам Каримов, настаивавший на необходимости международного аудита новых проектов по строительству гидроэнергетических объектов в Центральной Азии, которые могут нанести ущерб одельным странам.

А президент Таджикистана Эмомали Рахмон призывал отдельных лидеров не доверять инсинуациям, согласно которым Душанбе позволит реализовать подобные проекты. Все эти недомолвки легко читались всеми присутствующими: Ташкент пенял Душанбе, а Душанбе имел в виду Ташкент...

Забавно, что когда президенты шести стран вышли к прессе для подписания итоговых документов, Рахмон заразительно смеялся, что-то рассказывая Каримову как закадычному приятелю. Разве можно было в этот момент подумать, что эти соседи постоянно обвиняют друг друга в шпионаже. Разумеется, не прямо, а опосредованно, через спецслужбы и прессу. Очередной судебный процесс закончился буквально на днях в Таджикистане, там осудили трех узбекских шпионов. А между тем Таджикистан и Узбекистан - союзники не только по ШОС, но и по Организации Договора о коллективной безопасности(ОДКБ) СНГ...

Между прочим, среди подписанных на саммите документов значился и одобренный президентами План действий по обеспечению международной информационной безопасности(МИБ). О необходимости крепить эту безопасность говорили почти все президенты. Эмомали Рахмон говорил, что эта безопасность призвана упредить «навязывание чуждого нам образа жизни». Что могут подразумевать меры по обеспечению этой МИБ, остается только гадать, может быть, контроль над интернетом или введение цензуры в СМИ? Так или иначе, текст Плана действий, одобренный на саммите, остался пока журналистам не известным. Такие вот секреты появляются в ШОС.

novgaz.com

Предыдущая статьяВ Кабуле полиция освободила заложницу из Германии, которую удерживали талибы
Следующая статьяПЛАНЫ РАЗВИТИЯ КИТАЯ ГРОЗЯТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФОЙ ДЛЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ