CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Путин рассказал иранцам про свою маму

22 октября 2007

Путин рассказал иранцам про свою маму

19.10.2007 г., Новая газета KZ

А Назарбаев потребовал положить конец дискриминации на Каспии

Никаких признаков нервозности, связанных с ожиданием попыток покушения на Владимира Путина в Тегеране 16 октября во время работы там Второго каспийского саммита, как о том предупреждала «одна из российских спецслужб», в иранской столице не ощущалось.

Особенно не муссировали эту тему и иранские газеты, вышедшие в день саммита, только сообщив, что президент России, несмотря на эти предупреждения, не отказался от поездки в Тегеран. Тем не менее иранцы были готовы и к такому развитию событий. Причем отнюдь не смиренно...

Свидетельством тому стала замечательная по своей выразительной откровенности редакционная статья, опубликованная в англоязычном полуофициозе «Iran News» 14 октября, за два дня до саммита. «Если президенту России придется отложить свой запланированный визит в Иран», то это неудивительно, «в прошлом под давлением Запада Путин неоднократно уже отменял свои поездки в Иран, чтобы не злить США и западных союзников». А если он все-таки приедет, то истинная цель визита «будет лежать весьма далеко от официального обоснования - участия в саммите прикаспийских государств», поскольку «достижение договоренностей» по Каспию «вряд ли выполнимо в ближайшем будущем». Авторы статьи считают, что в условиях противоречий России и Запада по отношению к расширению НАТО на Восток и размещению американских систем ПРО в Европе «Путин пытается использовать Иран как инструмент в своих отношениях с Западом».

И, наконец, ударный заключительный пассаж статьи в «Iran News»: «Однозначно, что Москва никогда не была надежным другом и партнером ни для какой страны, особенно для нас. Их слова и обещания не стоят даже бумаги, на которой они написаны. В контексте противостояния по ядерным вопросам, как это происходило уже неоднократно, когда давление на них изрядно возрастет, русские, скорее всего, снова предадут Иран и проголосуют вместе с западными странами за третью карательную Резолюцию против нашего народа».

То, что к этой статье члены российской команды, готовившей в Тегеране визит Путина (первый, со времен Сталина, визит главы российского государства), отнеслись серьезно, говорит тот факт, что ее перевод был послан российскому президенту, который готовился в Висбадене к вылету в Тегеран. Не оказался ли этот этап «предполетной подготовки» Путина основанием для начала второго этапа - утечки информации о якобы готовящемся на него покушении? На этот вопрос вряд ли когда-нибудь будет найден ответ.

На официально-публичном уровне иранцы, разумеется, старались не выдавать Путину своего к нему, да и вообще к русским, отношения. Только однажды это прорвалось. Перед самым отлетом российский президент давал интервью иранским СМИ. Один из вопросов касался «долгостроя» - АЭС в Бушере, возводимой при помощи России. Журналист заметил Путину, что «иранская элита недоумевает, почему Москва постоянно срывает свои обязательства по Бушеру и может ли здесь президент России дать обещание, что еще до конца его президентского срока АЭС наконец-то будет достроена?».

Реакция Путина была крайне желчной: «Я только маме давал обещания, когда был маленьким мальчиком!»... А потом он стал рассказывать о своей любви к Омару Хайяму и «глубоких корнях, связывающих российский и иранский народы», о чем говорит, по словам Путина, обнаружение на территории бывшего СССР свидетельств зарождения там зороастризма - проторелигии, делающей «изначально Иран мировой державой».

Но вряд ли сам Путин верит, что эти «восточные сладости» изменят отношение персов к русским. Для них важнее другое: пусть Путин и Россия не друзья Ирану, но то, что нога российского президента наконец-то ступила на иранскую землю, означает главное - блокада, которой США и Запад стремятся обложить Иран, провалилась. И об этом тоже прямо написала «Iran News»...

Что же касается прогноза этой газеты по поводу перспектив решения споров по Каспию, то он, как и большинство других прогнозов на эту тему, полностью подтвердился результатами Тегеранского саммита. Да, конечно, прав был Нурсултан Назарбаев, утверждавший на заключительной пресс-конференции саммита, что переговоры по статусу Каспия «сдвинуты с мертвой точки». Но согласиться с тем, что «разногласия», по его словам, «не носят неразрешимого характера, и консенсус может быть достигнут уже в октябре 2008 года, когда на следующем Каспийском саммите возможно подписание Конвенции о правовом статусе Каспия», не представляется возможным.

С таким же успехом, помнится, Нурсултан Абишевич говорил пару лет назад, что уже вот-вот будут подписаны Москвой, Минском и Астаной 38 соглашений, и Единое экономическое пространство на отдельно выделенном пространстве СНГ наконец-то заработает...

Да, впрочем, выступления самого президента Казахстана на саммите в Тегеране, если сравнивать изложенные им позиции по разделу Каспия с российскими либо иранскими позициями, не оставляют места для излишнего оптимизма.

Это касается, в первую очередь, принципов согласования проектов трубопроводов через Каспий. Москва и Иран считают, что следует придерживаться консенсуса - одобрения этих проектов странами всей каспийской «пятерки». При этом Москва не скрывает, что будет против любых транскаспийских проектов, поскольку они угрожают «уникальной экологии» Каспия. Астана же и Баку считают, что прокладка труб через Каспий касается только тех стран, через национальную морскую акваторию которых будут эти трубы пролегать.

Единую позицию занимают Казахстан и Азербайджан и в том, что должна быть обеспечена свобода транзита к Каспию всем прибрежным странам, не имеющим выхода к Мировому океану. Речь здесь идет о том, что Россия настаивает на том, что этот единственный выход, через Волгу, Москва хотела бы оставить под своим контролем...

Отсутствует единый подход внутри каспийской «пятерки» и к вопросу демилитаризации Каспия. На этом настаивает Казахстан, о чем напомнил Назарбаев и в этот раз, отметив, что «с этим не все согласны». Среди этих «не всех» - Россия...

Резко выступил Назарбаев и против «дискриминационного подхода» к распределению квот на вылов осетровых на Каспии: «Иран получает 45 процентов, Россия - 27, а остальные распределяются между Казахстаном, Азербайджаном и Туркменией». Это распределение является наследством советских времен, когда Каспий был советско-иранским внутренним водоемом. Но прежние советско-иранские соглашения (договор 1921 и 1940 годов. - А.Д.) ушли в историю, заявил Назарбаев на саммите, сегодня вокруг Каспия существуют пять независимых государств.

Но все дело в том, что, по сути, Москву и Тегеран вполне устраивает существующее положение дел, и им не слишком выгодно формально закреплять право новых прикаспийских стран на иной порядок распоряжения морскими ресурсами. И вообще, вводить новые правила игры на море. Не случайно Москва призвала своих партнеров до принятия новой Конвенции по правовому статусу Каспия придерживаться уже существующих соглашений. Тех самых советско-иранских договоров 1921 и 1940 годов.

Аркадий ДУБНОВ,обозреватель «Время новостей», специально для «Новой»-Казахстан», Тегеран-Москва

novgaz.com

Предыдущая статьяТуркмено-узбекские встречи
Следующая статьяНа Каспии будет построен новый морской торговый порт Азербайджанской Республики