Быль о стране победившей коррупции
11 декабря 2007 15:14, iamik.ru
Сегодня только отчаянные оптимисты верят в то, что сборная Таджикистана по футболу в финале ближайшего чемпионата мира победит сборную Бразилии. Но есть категория людей, чья фантазия удивила бы даже скромных режиссеров немецких короткометражек о продажной любви. Отдельные таджикские чиновники верят не только в рекламу, но и уверены в скорой и окончательной победе над коррупцией. К примеру, начальник управления по разработке национальной стратегии и социально-экономических программ Центра Социологических Исследований Республики Таджикистан Абдулвохид Шамолов утверждает, что в Таджикистане ведется борьба с коррупцией(?). По его словам, в этом году Таджикистан получил балл Индекса восприятия коррупции (ИВК) Transparency International. «Это очень хорошо, так как несколькими годами ранее Таджикистан занимал более низкую позицию», именно такое мнение он высказал 12 октября 2007 года по поводу того, что наша страна заняла 150-е (!) место из 180 стран мира.
Сердце красавицы склонно к изменам?
Между тем 17 января этого же года господин Абдулвохид Шамолов утверждал обратное. В то зимнее утро им был презентован отчет социологического исследования «Коррупция в Республике Таджикистан». Тогда А.Шамолов заявлял о неумолимом росте в Таджикистане уровня коррупции. Вот цитата из его январской речи: «С 2000 года уровень коррупции в республике увеличивается из года в год. Этому способствуют различные причины: низкий уровень заработных плат госчиновников, социальная незащищенность населения, психологические и социально-культурные аспекты».
По данным того исследования выходило, что внутренней коррупцией поражены правоохранительные органы и судебная власть, здравоохранение и образование, налоговые и таможенные службы, торговля и транспорт. В чем причина таких поразительных изменений во взглядах Шамолова? Быть может в том, что январское исследование было проведено Центром стратегических исследований при президенте Таджикистана при поддержке Проекта «Развитие прозрачности и ответственности» ПРООН и иностранцы требовали объективную информацию.
Перегонки, которым позавидовал бы даже Шумахер
Каждый честный гражданин нашей республики может с абсолютной уверенностью сказать, что в Таджикистане наблюдается бурный рост уровня только в двух показателях. В уровне роста коррупции и безработицы мы можем дать фору кому угодно. Коррупция и безработица при полном попустительстве официального Душанбе словно болиды «Формулы-1» несутся к пропасти экономического кризиса.
Проблема безработицы требует отдельного освящения. Скажу лишь не надо обижаться на российское ТНТ. Ребята шуткой борются со скинхедами, создавая образ немножко странного все же милого таджикского мигранта в исполнении Галустяна.
О борьбе с коррупцией наши чиновники говорят только перед выборами, а в другое время потихоньку занимаются им. Наиболее типичными формами коррупции у нас являются взяточничество, клановость, землячество, махинации с госимуществом. Не меньшим успехом пользуется коррупционный бартер, или - услуга за услугу, а также «покрывание» уголовных дел. Притчей в языках стали взяточники в ГАИ и налоговой, не отстают и другие.
А ты записался в отряд борьбы с коррупцией?
Борьба против коррупции, как и все остальное в нашей стране происходит кампаниями, либо в силу конфликтов между различными кланами за сферу влияния.
Вот и сейчас началась кампания травли против бывшего руководителя ГКНБ и погранвойск, а ныне возглавляющего управление по защите государственных тайн Саидамира Зухурова. Его фавориты летят со своих постов, а некоторые оказываются фигурантами уголовных дел. Такая участь постигла бывшего командира войсковой части 2133 Главного управления погранвойск Госкомитета национальной безопасности Таджикистана полковника Бахриддина Муминджонова. Как сообщили в военной прокуратуре Кулябского гарнизона, против Муминджонова в марте текущего года было возбуждено уголовное дело по статьям 268 (Незаконное использование денежных средств) и 391 (Злоупотребление властью или служебным положением, превышение должностных или служебных полномочий или бездействие власти) Уголовного кодекса Таджикистана.
Жертвами клановой конфронтации могут также стать находящиеся под следствием бывший мэр города Тобошар Муяссара Зокирова, ранее возглавлявший АО «Кайраккумгаз» Мухаммади Джурахонов и экс-министр связи Таджикистана Саид Зувайдов.
Высшую касту чиновников Таджикистана представляют члены Кулябского (его еще называют президентским) клана. Весь Таджикистан с замиранием сердца наблюдает за борьбой двух титанов нынешнего руководителя аппарата президента Амиршо Миралиева и Саидмурода Фаттоева бывшего руководителя секретариата президента (сейчас занимает должность государственного советника президента по социальной политике и лишен какого-либо влияния на кадровые решения).
Яркий представитель кулябцев Амиршо Миралиев, скооперировавшись со своим давним другом, государственным советником президента по кадровой политике Абдужаббор Азизовым, с присущей ему жестокостью начал расчищать кадры своего преемника. На первом же заседании господин А.Миралиев недвусмысленно заявил, что пришло время избавиться от дарвозских, гармских, канибадамских, варзобских, вахшских.
Именно с подачи этой парочки в Согдийской области Таджикистана началась настоящая охота на членов конкурирующей группировки чиновников. Не щадят даже родственников чиновников довольно высокого ранга. Так, руководитель налоговых органов г.Исфары Абдукодир Каландаров, арестованный недавно сотрудниками по борьбе коррупцией и финансовому контролю по Согдийской области является родным братом бывшего прокурора этой же области Абдугаффор Каландарова.
Встречаются и оборотни в погоне. Таковым оказался начальник оперативно разведывательного отдела Согдийского Управления МВД Таджикистана Фахриддин Джураев. Ему уже предъявлено обвинение в бандитизме, незаконном хранении оружия, убийстве, нарушении правил работы с секретными документами и организации незаконного вооруженного формирования.
К тому же бывший милиционер оказался причастным к делам своего старшего брата Низомхона - бывшего депутата областного маджлиса, директора Исфаринского химкомбината «Кимиё». Было установлено, что он связан с нарушениями в сфере химической промышленности. Мало того, в его особняке в селе Чорку обнаружен целый схрон с оружием и боеприпасами - два пистолета ПМ, автоматы Калашникова, одноразовый гранатомет и 8 снаряженных магазинов. Крупный руководитель и депутат по совместительству быль главарем преступной группировки. В качестве подельников привлечены директор Исфаринского консервного комбината Кодирхон Убайдуллаев и совладелец АООТ «Шараф» Рустам Зикреев, которые тоже являются депутатами. Банда высокопоставленных преступников подделывала документы, проводили крупные аферы, скупали недвижимость не только в стране, но и в России и Объединенных арабских эмиратах. Н.Джураев незаконно приватизировал 20 объектов являющихся собственностью государства.
Телефонистка как угроза национальной безопасности
Наш президент может без зазрения совести подавать документы на соискателя «Шнобелевской» премии за самые глупые поступки. Иначе и не скажешь о принятом законе «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов». Этот закон, по замыслу Эмомали Рахмона, должен был стать серьезным заслоном на пути коррупционеров. Подразумевалось, что запрет на пышную свадьбу заставит чиновников перестать брать взятки. Но никто не учел (или не хотел учитывать) факт существования множества других потребностей таджикского коррупционера - вторая семья, отдых заграницей, очередной дорогостоящий автомобиль и т.д.
Самое смешное в том, что данный закон открыл еще одну кормушку для чиновников. Теперь человек решивший сделать свадьбу первым делом идет с «конвертом» на поклон в местную администрацию, дабы там закрыли глаза на его пышное торжество.
Самое обидное в том, что от применения закона на деле страдают самые простые люди, не имеющие связи на «верху». К примеру, заместитель прокурора Хатлонской области Саймурод Кадыров на днях сообщил об очередном «крупном» успехе правоохранительных органов. Выяснилось, что телефонистка Кумсангирского районного филиала ОАО «Точиктелеком» Салима Аланазарова 19 сентября 2007 года отметила день рождения своей дочери Шахнозы с приглашением большого количества гостей, тем самым нарушила закона Таджикистана «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов». Прокурор ледяным тоном добавил, что вопреки требованиям статьи 8 упомянутого закона участники торжества раздавали танцующим и поющим деньги. «В отношении Салимы Аланазаровой прокуратурой Кумсангирского района возбуждено дело согласно Кодексу Республики Таджикистана об административных правонарушениях, - продолжил С.Кадыров. - На данный момент дело направлено в районный суд и в ближайшее время будет рассмотрено».
Вот такие они наши телефонистки! Смеют радоваться, устраивать дни рождения, тогда как Э.Рахмон ночами не спит в заботах о народе Таджикистана. И вообще предлагаю теперь всех телефонисток приравнять потенциальной угрозе национальной безопасности.
А если серьезно нам еще не поздно отойти от бездны. Сколько лет мы мечтали о независимом и сильном Таджикистане, а теперь мы стоим перед угрозой ее потери. Пришло время в срочном порядке принять закон «О государственной службе» и ужесточить ответственность за коррупцию. Иначе коррупция победить нашу страну и страной победившей коррупцию мы никогда не станем.
Бахриддин Бокизода