Когда смерть диктатора - не панацея от бед
21.12.07 19:59, Uznews.net
Сегодня ровно год со дня смерти первого президента Туркменистана Сапармурада Ниязова. Уход из жизни этого маниакального диктатора внушал много надежд, но, как оказалось, смерть еще ничего не решает, она не приносит перемен, если общество к ним не готово.
Айша Бедыева для Uznews.net
«Он не вечен, надо потерпеть:», - часто в отчаянье, после очередного «закручивания гаек» президентом Туркменбаши Ниязовым, когда жить становилось все тяжелее, говорили о себе и о нем люди в Туркменистане.
Туркмены были уверены, что эта тяжелая, «сотворенная Великим Сердаром», жизнь закончится немедленно после его кончины. Однако, ожидания народа не оправдались.
Со дня скоропостижной смерти президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши, с 21 декабря 2006 года, прошел ровно один год.
Вспоминая сегодня события годичной давности, приходит на ум то, в какой шок повергло всех граждан Туркменистана это событие, причем на всех уровнях. Власти реально не знали, как быть дальше, а население пребывало в смятении и растерянности, как выражать свои эмоции, свое отношение к смерти всем давно опостылевшего лидера.
Казалась, вот оно, избавление от всех бед, о котором хоть раз, да задумывался каждый туркменистанец, и надеялся на то, что когда этот день настанет, то все станет по-другому, лучше, свободнее, светлее:
И вот этот день настал, внезапно. Но оказалось что никто к переменам не готов, все их ждут друг от друга: народ от оппозиции за рубежом, оппозиция от правительства, а правительство и не помышляло ничего менять, его вполне устраивал существующий политический уклад.
Тем временем, в стране фактически произошел конституционный переворот и захват власти силовиками. Так, был арестован и отправлен в тюрьму вице-спикер парламента Овезгельды Атаев, который, согласно конституции должен был стать и.о. президента. Вместо него, полномочия перешли к Гурбангулы Бердымухамедову.
Первая эйфория и надежды на лучшее, возникшие у народа, прошли быстро. Предрешенность поспешных президентских выборов развеяла последние надежды людей. Все происходящее так напоминало бытность Туркменбаши.
Прошедшие выборы и абсолютная победа Гурбангулы Бердымухамедова - ничто иное, как попытка нынешних туркменских властей оформить в юридические рамки свой незаконный приход к власти.
И вот теперь стало ясно, что смерть диктатора не означает трансформацию тоталитаризма в демократию, как наивно полагает обыватель. Тоталитарная система, это сложный механизм, который держится не на одном человеке, и даже если он «главный винтик» этой машины, то в случае его поломки, его не трудно заменить, особых способностей это не требует.
Гурбангулы Бердымухамедов, выбрал линию поведения, в точности повторяющую особенности личности Туркменбаши.
Так же как и Туркменбаши, нынешний президент позволяет себе на заседаниях правительства довольно фамильярно обращаться и отчитывать министров и чиновников высшего звена. При этом, члены правительства стоят навытяжку перед президентом и записывают каждое его слово.
Став президентом, Бердымухамедов занялся кадровыми перестановки в туркменском эстеблишменте. Как и следовало ожидать, назначал «своих» людей на руководящие должности и постепенно избавлялся от неугодных.
Все события, происходящие в Туркменистане, говорят о том, что подковерная борьба за власть и передел сфер влияния там в самом разгаре и сегодня. И президент Бердымухамедов укрепляет свои позиции всеми возможными способами. А способы хорошо знакомые и проверенные покойным Туркменбаши на практике - аресты и репрессии неугодных чиновников.
За неполный год своего президентства, Гурбангулы Бердымухамедов, в первую очередь, сменил всех руководителей силовых ведомств страны, расставив на освободившиеся места, своих близких и дальних родственников.
Примечателен тот факт, что формулировка указа о назначении звучит так: «Назначить с испытательным сроком на шесть месяцев, а в случае неудовлетворительного исполнения служебных обязанностей, освободить от занимаемой должности без предоставления другой работы»
Подобную практику «узаконенного запрета на труд» ввел покойный Сапармурат Туркменбаши, что позволяло ему без лишних проблем менять неугодных чиновников каждые полгода.
Как отмечает ряд зарубежных СМИ, Бердымухамедов все же сделал небольшие позитивные шаги на пути либерализации существующей системы. Так, указом президента в Туркменистане вновь введено десятилетнее, вместо девяти лет, образование в школах, и пять лет, вместо двух, обучение в вузах.
Напомним, что подобное «усеченное» образование ввел в свое время прежний президент Туркменбаши, за одно упразднив Академию наук, оперу и балет в этой центрально-азиатской стране, объяснив это тем, что данные виды искусства непонятны и чужды туркменскому народу. Тогда, данное нововведение было принято овациями членов парламента. То же самое произошло и теперь, когда Бердымухамедов вернул все обратно.
Однако местные эксперты внутри Туркменистана, не видят в данном шаге заслуги президента: «Он не сделал ничего сверхъестественного. Тот факт, что школы снова перешли на десять лет обучения, так это норма, которая была всегда, и которую по своей прихоти на несколько лет урезал Туркменбаши. Называть данный шаг реформой, очень громко. Бердымухамедов ничего не изобрел, и не ломал голову над новой программой образования в стране!» - считает преподаватель одной из школ Ашхабада.
По сей день «Рухнама», книга, написанная Туркменбашии объявленная «духовным кодексом туркмен», - служит важнейшим учебным пособием в туркменских учебных заведениях. Отказываться от инструмента «глубокой идеологической обработки», власти не спешат.
Состояние в сфере образования в Туркменистане на данный момент близко к катастрофическому, в сельской местности уже стоит вопрос о ликвидации массовой безграмотности населения.
Однако, туркменские власти продолжают замалчивать наличие данных проблем, и сводят реформы образования к установлению единой школьной формы для всех учащихся, и к обеспечению каждого класса портретом президента Бердымухамедова, вместо портрета бывшего президента Туркменбаши.
Не претерпела изменений и ситуация с правами человека в Туркменистане. Несмотря на заявления различных СМИ о демократических процессах в стране, там по-прежнему существуют «черные списки» невыездных граждан, которым запрещено покидать Туркменистан.
В этих списках журналисты, гражданские активисты, члены общественных организаций, родственники оппозиционеров и прочие нелояльные власти граждане. По разным данным, в списках, от 6 до 17 тысяч человек. Каждый из них, кто хочет выехать из страны, останавливается на пограничном контроле в аэропорту и «снимается» с рейса.
Добиваться своего права на свободу передвижения бесполезно, так как Туркменистан все еще остается страной беззакония. Можно писать бесконечные заявления на имя министра национальной безопасности, с просьбой разрешить выезд или мотивировать причины отказа. Ответ в этом ведомстве получить невозможно, как невозможно получить и восстановления в правах.
В тюрьмах Туркменистана до сих пор находится масса политических заключенных, осужденных режимом Туркменбаши. О многих из них в течение последних пяти лет ничего не известно, им не разрешаются свидания и передачи, кроме того, к ним не допускают медиков и представителей Красного Креста.
9 августа 2006 года президент Гурбангулы Бердымухаммедов подписал Указ о помиловании одиннадцати человек, политических заключенных, тех, кто был не согласен с политикой прежнего президента Сапармурата Туркменбаши. Большинство из них, были осуждены по делу так называемого «покушения» на президента Ниязова.
Акт президентского «милосердия» естественно вызвал волну одобрения как внутри страны, так и за ее пределами. Однако, чтобы народ не «расслаблялся», туркменские власти представили данное событие, именно как волеизъявление нынешнего президента, а не как процесс разоблачения преступлений покойного Туркменбаши и восстановления в правах невинно осужденных.
Публичное «раскаяние» помилованных и благодарность президенту Бердымухамедову, транслировали все каналы туркменского телевидения.
Следует отметить, что среди «помилованных» бывший главный муфтий Туркменистана, Насруллах ибн Ибадулла, священнослужитель, довольно известный в мусульманском мире. Все остальные помилованные, люди «случайно» попавшие под волну арестов в деле о покушении на Туркменбаши, и потому неизвестные, и, следовательно, не представляющие ни конкуренции, ни угрозы нынешнему президенту.
Основные осужденные по этому делу известные политики и чиновники высокого ранга, такие как Борис Шихмурадов, бывший министр иностранных дел Туркменистана, Батыр Бердыев, бывший посол Туркменистана в ОБСЕ, остаются до сих пор в туркменских тюрьмах.
Таким образом, становится очевидным тот факт, что туркменское правительство не намерено покончить сейчас с «наследием» Туркменбаши и идти по пути демократизации.
Кроме того, сам Бердымухамедов не заинтересован в том, чтобы на свободу вышли бывшие влиятельные чиновники и члены оппозиции, способные своим авторитетом составить ему конкуренцию.
Однако во внешней политике, Бердымухамедов активно работает над имиджем либерала и более сговорчивого в сотрудничестве лидера, чем прежний президент. Тем не менее, он, полностью следуя тактике «газовой игры» Туркменбаши, подписывается под всеми возможными проектами, не давая никаких гарантий их реализации.
Сам Бердымухамедов в ходе встречи с помощником госсекретаря США по вопросам экономики, энергетики и бизнеса Дэниелом Салливаном заявил, что его страна будет придерживаться «многовариантности маршрутов вывода туркменских энергоносителей на мировой рынок» и расширять круг покупателей и поставщиков.
За последние месяцы, Туркменистан заявил сразу о трех газопроводах: Прикаспийском, который пройдет по территории России, Транскаспийском - из Туркменистана в Казахстан, и далее через Азербайджан, Грузию и Турцию в Европу. Почти одновременно было подписано туркмено-китайское соглашение о строительстве трубы в Китай.
Однако, эксперты сомневаются, что у Ашхабада хватит запасов газа для поставок во всех заявленных направлениях.
До сих пор реальные запасы нефти и газа в Туркменистане, остаются тайной. Однако, сомнительные данные о запасах нефти и газа, не мешают правительству Туркменистана, успешно торговать ими со всеми желающими.
А президент Туркменистана, следует известной и проверенной временем политике своего предшественника, по-восточному гостеприимно встречая потенциальных партнеров, давал «сладкие» обещания каждому.
Подводя итог прошедшего года, можно сказать следующее - старые методы под новыми «знаменами» либерала и демократа, всенародно избранного президента, который уже успел стать лидером единственной партии и генералом армии. А его портреты заменили портреты покойного Туркменбаши.
Напоминает средневековое: «Король умер! Да здравствует Король!»
И это же средневековье может повториться и в других странах региона, где люди тоже надеются лишь на чудо, и, поднимая глаза к верху, произносят: «Он же не вечный, когда-нибудь он уйдет».
Айша Бедыева - независимый журналист из Туркменистана.