М.Ниязов: Экономический кризис в КР - это закономерное следствие централизованного управления
3 сентября 2008, 10:11, CA-NEWS
CA-NEWS (KG) - Наступивший в Кыргызстане экономический кризис - не случайность, а закономерное следствие централизованного управления. Как считает экс-секретарь Совета безопасности КР Мирослав Ниязов, объяснение властей, что ухудшение экономической ситуации в стране - следствие мирового кризиса - ни что иное, как детский лепет.
- Вы известны как сторонник децентрализации власти. Почему вы выступаете против нынешней системы государственного устройства?
- Вот уже 17 лет, как мы обрели независимость. За все эти годы положение дел в стране не улучшилось. Наоборот, политическая и социально-экономическая обстановка только ухудшается. Почему? Думаю, этот вопрос сегодня волнует любого здравомыслящего человека.
Многие, в общем-то, справедливо полагают, что Кыргызстану патологически не везет с Президентами. Однако связывать все наши беды только лишь c ролью первого лица означало бы сильно упростить подлинные причины неудовлетворительного положения дел.
Многочисленные проблемы страны связаны исключительно с концентрацией всей полноты власти в руках одного лица - главы государства. Да, иногда унифицированное государство может получить развитие, мобилизовав все силы страны, но только на короткий отрезок времени.
Вместе с тем, оно не может обеспечить постоянного и гармоничного развития всей страны. Какой бы искушенной не была центральная власть, она не в состоянии одна охватить все частности жизни народа. Она не может это сделать потому, что подобная задача превосходит все пределы человеческих возможностей. Однако опасность состоит еще и в том, что жесткая централизация власти, как правило, приводит к семейно-клановому управлению, а в совокупности с ее некомпетентностью и аморальностью, является основным раздражителем масс и источником всех революций и гражданских воин в мире.
Не мы придумали демократию и рыночную экономику. А потому не грех и нам поучиться у тех стран, которые имеют богатые демократические традиции и высокий жизненный уровень населения. В таких странах глубоко осознают всю опасность и пагубность концентрации власти в одних руках. Сегодня на карте мира вы не найдете ни одной благополучной страны независимо от формы государственного устройства (королевство, республика, федерация ), где практиковалась бы жесткая централизация власти.
Еще в 1985 году Советом Европы была принята «Европейская хартия о местном самоуправлении». Концепция местного самоуправления исходит из того, что право граждан на участие в управлении общественными делами является составной частью принципов демократии. В настоящее время этот документ ратифицирован примерно 50 странами. Однако, даже те страны, которые пока не являются членами хартии, широко практикуют местное самоуправление.
- А вы не допускаете, что децентрализация власти может привести к расколу страны, утере государственности?
- Наоборот, мировая история свидетельствует о том, что причиной крушения империи, государственных образований, а также всех гражданских войн и революций является именно жесткая централизация власти. А в странах, где развита система местного самоуправления, наблюдается политическая стабильность и устойчивое развитие. Ведь децентрализация власти предполагает строгое государственное регулирование пределов полномочий органов местного самоуправления. Причем отношения органов местного самоуправления с центральной властью могут быть не менее жесткими, чем при централизованной системе управления.
К примеру, в Израиле, территория, которой немногим превышает Чуйскую долину с населением 5,5 млн. человек, органами самоуправления являются 40 муниципалитетов, 54 районных совета и 137 местных советов. Государственный контроль за их деятельностью осуществляет министр внутренних дел, который наделен широкими полномочиями. Он вправе менять границы муниципальных образований, отменять решения местных советов, распускать местные советы, назначать новые выборы, временно передавать управление специально уполномоченному лицу. Кроме того, санкционирует размер и формы местных налогов и местного бюджета, определяет размер дотаций на нужды местного совета.
В Японии, несмотря на развитую систему органов местного самоуправления, существует также жесткий прямой контроль центральных ведомств за их деятельностью.
Впрочем, в различных странах степень государственного контроля за органами местного самоуправления не одинакова и может меняться в зависимости от определенных условий.
Однако в последние годы во многих наиболее развитых странах наметилась явная тенденция по расширению полномочий органов местного самоуправления, так как преимущества такого уклада стали очевидны.
- Вы считаете, что условия для децентрализации власти созрели?
- Безусловно, для этого существуют, по меньшей мере, две причины. Во-первых. На фоне мировой практики государственного устройства, наша система централизованного, административно-волевого управления, представляет собой анахронизм, приведший страну к всеобщему упадку. Ведь старые советские стереотипы управления по своей природе противоречат принципам демократии и не совместимы с рыночным укладом экономики.
Наступивший же экономический кризис, это не случайность, а закономерное следствие централизованного управления. При таком положении дел мы просто обречены, опускаться все ниже и ниже. Таким образом, реалии нашей жизни диктуют необходимость проведения глубоких политических реформ, без чего положение дел в стране будет иметь устойчивую тенденцию к ухудшению.
Во-вторых, существуют исторические предпосылки для развития системы местного самоуправления. Как известно, до революции 1917 года кыргызы имели патриархально-феодальный уклад с родоплеменным делением. Несмотря на более чем 70-летнюю историю Советской власти, которая вела борьбу с регионализмом и клановостью как с пережитками прошлого, ей так и не удалось вытравить из сознания кыргызов исторические привязанности и регионам, выкорчевать родовые корни.
А сейчас, тем более нет никакой необходимости создавать однородное общество. Мы едины своим многообразием и самобытностью. Нет никакого смысла бороться с историческим наследием. Наоборот, целесообразно использовать наши особенности во имя общего блага, рассредоточив и перераспределив власть между регионами. Это позволит придать межрегиональным отношениям здоровую конкуренцию и состязательность, поднять инициативу граждан на местах. Иначе отношения между Югом и Севером, другими регионами страны могут быть доведены до абсурда.
- Ухудшение экономической ситуации в стране власти объясняют следствием мирового кризиса. Так ли это на самом деле?
- Это детский лепет. Любое нормальное государство предусмотрительно допускает всевозможные глобальные или внутренние кризисы. С этой целью создает разумную систему общенациональной безопасности. Поэтому при возникновении чрезвычайных ситуаций, как правило, сохраняется устойчивое функционирование государства.
У нас же в стране нет системы государственной безопасности. Она разрушена. А потому мы уязвимы и беззащитны как от внешних факторов, так и внутренних. Поэтому всевозможные кризисы в нашей стране запрограммированы в проводимой национальной политике, а значит, неизбежны.
- А чем можно объяснить укрепление вертикали власти в России?
- Не следует забывать, что Россия является федеративным государством, что уже предполагает децентрализацию власти и распределение компетенции по вертикали. Субъекты федерации наделены широкими полномочиями для реализации своих инициатив. Кроме того, еще в 1998 году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления, взяв на себя обязательства соблюдать положение хартии и следовать общеевропейским демократическим принципам местного самоуправления.
Усиление же вертикали власти стало вынужденной мерой и необходимым условием для сохранения территориальной целостности и укрепления безопасности страны. Как известно, чеченские боевики развернули широкомасштабную диверсионно-террористическую деятельность по всей стране. Постоянная угроза террористических актов вызвала огромное напряжение в обществе. Чрезвычайная обстановка требовала сосредоточение усилий и подчинение их единому замыслу борьбы с терроризмом. Эти меры оказались своевременными и позволили снять напряженность. Однако, как я уже упоминал, централизованная власть может дать лишь временное величие, но она не может обеспечить постоянного и гармоничного развития всей страны. Поэтому укрепление вертикали власти в России следует рассматривать как временную меру, вызванную объективными условиями.
- В социалистических странах вся власть, как правило, сосредоточена в центре. И, тем не менее, Китай доказывает не только жизнеспособность этой системы, но и показывает высокие темпы своего развития. Как это можно объяснить?
- Множественность форм собственности, а также стратегическая концепция Коммунистической партии «Одно государство - две системы» говорит о том, что Китай не является приверженцем ортодоксального социализма. Там скорее либеральный социализм, воплощающий в себя наиболее передовые формы и методы государственного строительства. Следует отметить, что в Китае широко практикуется и динамично развивается система местного самоуправления. Автономные образования и особые районы Китая наделяются все большими полномочиями, вплоть до отмены актов вышестоящих государственных органов или их изменения. В 1995 году была проведена существенная реформа, что способствовало совершенствованию системы местного самоуправления на низовом уровне. Ведь без децентрализации власти и развития местного самоуправления центральные органы власти просто бы задохнулись от многочисленных проблем.
- Что же следует подразумевать под децентрализацией власти в Кыргызстане и развития системы местного самоуправления?
- Во-первых, характерной особенностью децентрализации власти является выборность депутатов областных, районных и айыльных советов, избрание ими председателей, а также формирование исполнительных органов на местах. Это неизбежно приведет к всеобщему повышению инициативы и деловитости, без чего не может быть и речи о повышении эффективности социально-экономического развития страны в целом. Органы местного самоуправления должны быть строго подчинены какому-то одному центральному ведомству, которое обязано регулировать отношения между центром и органами местного самоуправления, разрешать все возникающие споры, заботиться о равномерном развитии регионов исходя из их же инициатив и предложений.
Вторым необходимым условием является строгая регламентация пределов полномочий Президента. Его нужно освободить от решения многочисленных не свойственных задач. Впрочем, не только Президент, но и все без исключения чиновники должны работать строго в рамках своих функциональных обязанностей и не вмешиваться по всякому поводу в дела органов местного самоуправления.
Конечно же, для воплощения системы местного самоуправления в жизнь нужна, прежде всего, политическая воля и гражданская инициатива. Адаптация же этой системы в стране может произойти довольно быстро, при условии сохранения логической последовательности этапов ее внедрения.
- Каким образом вы собираетесь реализовать планы по децентрализации власти?
- В ближайшее время этот вопрос будет вынесен на обсуждение общественного парламента. Если данная программа в основных своих положениях будет поддержана большинством членов парламента и лидерами политических партий, то последующие действия оппозиции могут обрести более консолидированный характер.
- Что вы можете сказать противникам развития системы местного самоуправления?
- Приостановить децентрализацию власти в отдельно взятой стране пока еще можно, однако остановить мировую тенденцию уже никому не удастся. Дело в том, что идея децентрализации власти своими корнями уходит в глубину веков. До воплощения в жизнь она уже прошла через многочисленные испытания войнами, через политическое противоборство сторонников и противников децентрализации и, в конце концов, стала реальностью современного мироустройства. Причем произошло это не по воле центральной власти, а наоборот, стала противовесом абсолютной власти центра. Поэтому любое противостояние децентрализации власти, это ни что иное, как обреченная и нелепая попытка остановить ход развития мировой истории.