Комитет ООН по правам человека вновь признал Таджикистан в применении пыток
16 октября 2008, 20:48 CA-NEWS
CA-NEWS (TJ) - Проблема пыток одна из самых актуальных проблем во многих странах Центральной Азии, в том числе и в Таджикистане. В случае применения пыток и нарушения других прав, граждане Таджикистана после исчерпания всех внутренних механизмов защиты обращаются в Комитет ООН по правам человека, что является для страны единственным механизмом защиты прав граждан на международном уровне, пишет 16 октября 2008 г. Voice of Freedom.
В апреле 1999 года Таджикистан ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и Факультативный протокол к нему, что дало возможность гражданам республики обращаться в Комитет ООН по правам человека с индивидуальными жалобами.
За период с января 2001 года по июнь 2006 года в Комитет ООН по правам человека было подано более 30 индивидуальных сообщений со стороны граждан Таджикистана, которые утверждали, что стали жертвами нарушения прав человека со стороны республики. По 10 из них Комитет вынес свои соображения об имевших место нарушениях прав человека.
В своих жалобах граждане Таджикистана, помимо других правонарушений, указывали и на пытки, которые применялись к ним со стороны представителей правоохранительных органов в ходе предварительного следствия.
На последней сессии Комитета он внес вынес соображения по индивидуальным жалобам граждан Таджикистана Екубджона Рахматова, Алишера и Бобониез Сафаровых, Фархода Салимова, а также Шахобиддина Мухаммадиева.
В соответствии с фактами, предоставленными авторами сообщений, в августе 2001 года была совершена кража с незаконным проникновением в жилище жителя Гиссарского района Исоева. По подозрению в совершении данного преступления было задержано шесть человек, включая вышеуказанных лиц.
Все авторы утверждают, что по отношению к ним была нарушена статья 7 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), поскольку на досудебном расследовании в целях признания вины их избивали, применяли к ним электрический ток и в течение 3 дней лишали пищи. Также в отношении предполагаемых жертв нарушений применялись психологические пытки в виде угрозы расправы с их родными.
Авторы утверждают, что в отношении них была нарушена статья 14 часть 1, 3 (е); в связи с тем, что судебный процесс не был беспристрастным, показания свидетелей защиты не учитывались. По словам авторов, представители обвинения на судебных слушаниях давили на свидетелей, а права защитников задавать вопросы были ограничены.
Комитет призвал Таджикистан немедленно и беспристрастно расследовать факты применения пыток. Комитет заключил, что факты, приведенные в сообщениях, показали нарушения статьи 7 в сочетании со статьей 14 ч. 3 (g) МПГПП, статьи 10 МПГПП, а также статьи 14 ч. 1 в отношении Екубджона Рахматова, Алишера Сафарова, Фархода Салимова и Шахобиддина Мухаммадиева. В отношении Бобониеза Сафарова была нарушена только статья 14 ч. 1 МПГПП. Также, в отношении Екубджона Рахматова и Шахобиддина Мухаммадиева была нарушена статья 14 ч. 4 МПГПП, поскольку на момент задержания они были несовершеннолетними и не имели доступа к защитнику.
В соответствии с пунктом 8 данных соображений Комитета, Таджикистан, являясь участником МПГПП, обязан обеспечить Екубджону Рахматову, Алишеру и Бобониез Сафаровым, Фарходу Салимову и Шахобиддину Мухаммадиеву эффективные меры судебной защиты и включить такие меры возмещения, как раннее освобождение и компенсация.
По данному сообщению, Таджикистан в Комитет ООН по правам человека никакой информации не предоставил, хотя, в соответствии с I Факультативным протоколом к МПГПП, был обязан предоставить письменные разъяснения по поводу сообщений.
В связи с этим Комитет напоминает, что, присоединившись к Факультативному протоколу, государство-участник Пакта признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушений какого-либо из прав, изложенных в Пакте. Присоединение к Протоколу государства подразумевает его готовность добросовестно сотрудничать с Комитетом с тем, чтобы позволить ему рассматривать такие сообщения и после рассмотрения сообщать свои соображения соответствующему государству-участнику и лицу. С такими обязательствами государства-участника являются несовместимыми любые действия, которые препятствуют или мешают Комитету в выполнении его обязательств по рассмотрению и изучению сообщений и выражению своих соображений, отмечает Voice of Freedom.