Таджикских исламистов "отправили" в Газу - Иран обыгрывает арабов
15.01.2009 07:35, izrus.co.il
Михаил Фальков
Проиранские силы пытаются воспользоваться операцией в Газе в соперничестве с суннитскими фундаменталистами за влияние на таджикских мусульман. Но, учитывая опыт Ближнего Востока, местные спецы по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом жестко ограничивают и тех и других.
Государственный комитет национальной безопасности (ГКНБ) Таджикистана рекомендовал столичным властям отказать исламистам в проведении массового антиизраильского митинга 23 января. В среду, 14-го, информация об этом поступила к компетентным органам Израиля.
Партия исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) - единственная исламская партия в СНГ, действующая на легальных основаниях. При этом ее лидеры не скрывают своих тесных связей с Ираном. ПИВТ, наравне с Исламской партией Азербайджана (также связанной с Тегераном) лидирует на постсоветском пространстве по организации антиизраильских акций.
7 января представители ПИВТ обратились в мэрию Душанбе с просьбой разрешить им провести 23 числа демонстрацию в "поддержку Палестины", с участием более 5000 человек. Если бы власти ответили согласием, это была бы крупнейшая в истории антиизраильская акция на территории бывшего СССР. Но чиновники мэрии обратились с соответствующим запросом в ГКНБ. Как сообщили информированные источники портала IzRus, высокопоставленный офицер этой службы отреагировал на это следующими словами: "Пусть едут к израильтянам в Газу, и там устраивают свои демонстрации, а у нас тут нечего!".
Схожая ситуация уже имела место в августе 2006-го, во время Второй ливанской войны. Тогда руководители ПИВТ также намеревались устроить крупную антиизраильскую демонстрацию в столице, но власти запретили им это делать. В итоге, исламисты ограничились проведением перед журналистами довольно скромной "акции протеста" в центральном офисе собственной партии (на что разрешение властей не требуется).
5 января руководство ПИВТ объявило о сборе средств "для оказания помощи народу Палестины". Одновременно эта партия распространила заявление, в котором операция в Газе называлась "зверским преступлением и нечеловеческим актом". ПИВТ потребовала от Израиля "немедленно прекратить огонь", и призывала ООН и мировую общественность "выявить преступления израильского режима и отдать под международный трибунал виновных в этой атаке". Исламисты обратились с призывом к властям Таджикистана "осудить действия Израиля".
Показательно, что на следующий день после подачи запроса ПИВТ насчет проведения антиизраильской демонстрации, 8 января Верховный суд, с подачи того же ГКНБ, объявил вне закона религиозное движение "Салафия" ("Ас-Салафьюн"). Это - одно из самых радикальных фундаменталистских течений в суннитском исламе. Его последователи в разных странах пользуются покровительством религиозного истеблишмента Саудовской Аравии, и крайне враждебно относятся к шиитам, и соответственно к иранцам.
В Таджикистане, особенно на юге, это течение получило распространение еще в начале 2000-х, и теперь численность его сторонников достигает по разным оценкам от 4000-5000 до 20.000 человек. Большинство из них составляют молодые люди, получившие теологическое образование в Пакистане, Саудовской Аравии, ОАЭ и Йемене. И хотя официальное духовенство нередко намекает на их причастность к западным спецслужбам (из-за нелюбви к шиитам), деятельность этого движения в Таджикистане явно является частью соперничества Эр-Рияда с Тегераном за влияние в Центральной Азии (ту же самую роль "Ас-Салафьюн" уже не первое десятилетие выполняет в соседних странах - Афганистане и Пакистане). С этой точки зрения активизация этого течения в Таджикистане весьма своевременна на фоне модного увлечения шиизмом, особенно среди молодых последователей ПИВТ.
Как ни странно, в соперничестве за влияние на мусульман Таджикистана течений различной геополитической ориентации в исламском мире, Израиль невольно играет на руку проиранским силам. Они всячески используют обострения арабо-израильского конфликта (война в Ливне, операция в Газе) для закрепления позиций в "чисто" суннитском окружении. Обвинениям фундаменталистов-суннитов в ереси, проиранские элементы противопоставляют воинственную антиизраильскую риторику. Так они пытаются завоевать симпатии широких масс, выставляя себя защитниками ислама и "угнетенных мусульман", на фоне бездействия светских (суннитских) режимов. Именно эта тактика способствовала организации ливанских шиитов "Хизбалла" добиться немалой популярности в глазах населения соседних арабских стран. Судя по последним событиям, спецы ГКНБ учитывают ближневосточный опыт: пытаясь воспрепятствовать усилению суннитских фундаменталистов, они в то же время четко очерчивают "границы дозволенного" в антиизраильской деятельности проиранских сил.