Комсомольская правда: Возможны ли в Кыргызстане такие техногенные катастрофы, какая произошла на Саяно-Шушенской ГЭС?
10 сентября 2009, 12:37, CA-NEWS
CA-NEWS (KG) - После событий 17 августа 2009 года в Сибири, когда водная стихия чуть не вывела из строя крупнейшую в России гидроэлектростанцию, таким вопросом задались и в Кыргызстане. Ведь результаты беспрецедентного ЧП весьма печальны - погибли более 70 человек, восстановление ГЭС продолжится около пяти лет, а размеры убытков все еще подсчитываются, хотя и так понятно - они огромные!
Комсомольская правда 9.09.09 Жылдызбек ИБРАЛИЕВ
Как известно, в нашей республике действует, причем давно, 16 гидроэлектростанций, ударными темпами возводится вторая Камбарата, выделен российский кредит для строительства и Камбараты-1. И это при дефиците высококвалифицированных гидростроителей. Все наши гидро- и теплоэлектростанции и высоковольтные линии электропередачи входят в перечень стратегических объектов и относятся к разряду предприятий повышенной опасности, а значит, находятся под защитой государства. Но периодически различного рода аварии происходят и у наших энергетиков, но Бог, как говорится, пока милует.
Хроника ремонтных работ
Самая крупная ГЭС в Кыргызстане - Токтогульская. Последний капитальный ремонт основного и вспомогательного оборудования на Токтогулке производили в 2006-2007 годах. По данным ОАО «Электрические станции», в 2006 году был приведен в порядок гидроагрегат - 2. На высоковольтной линии-504 капитально отремонтировали приводы отдельных механизмов. В 2007-м установили две фазы реактора мощностью 500 кВ, который поддерживает оптимальный режим работы энергосистемы республики и защищает оборудование от преждевременного износа. Затем произвели ремонт высоковольтной ЛЭП «Токтогульская ГЭС - подстанция «Фрунзенская», поставляющей электроэнергию на север Кыргызстана. Заменили изоляторы, проверили контактные соединения и осмотрели другое оборудование. А также обновили подстанцию «Фрунзенская».
Хроника аварий
Несмотря на предпринимаемые меры, аварии, особенно зимой, случаются часто. Некоторые из них затрагивают и наших соседей. В частности, в холодный период 2008 года из-за резкого снижения мощности Токтогульской ГЭС в Кыргызстане произошло отключение линии электропередачи подстанции «Алматы-500». Без света остались Бишкек и пригороды столицы Кыргызстана, а также отдельные районы Чуйской области. Это вызвало остановку насосов и, как следствие, прекращение подачи холодной воды. В связи с этой аварией в энергосистеме республики было нарушено электроснабжение, а также частично централизованное водоснабжение в южных районах Казахстана, в частности, в городе Алматы, Алматинской и Жамбылской областях.
Тогда было известно лишь то, что Токтогульская ГЭС несла напряжение 540 МВт, которое внезапно упало. Возможно, отключились обе линии передачи. «Для выяснения причин и последствий происшедшей аварии должны были сформировать международную комиссию с участием представителей Координационно-диспетчерского центра (КДЦ) «Энергия», энергосистем Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Каждая из сторон должна была выдвинуть свою версию аварии на основании приборов учета, и по этим данным должны были предпринять действия для предупреждения таких ситуаций в будущем», - сообщили «КП»-Кыргызстан» наши энергетики.
Далее - июнь 2009 года. Разрушенная опора ЛЭП стала причиной сбоя подачи электроэнергии в северную часть Кыргызстана и южные области Казахстана.
А уж сколько подстанций «горело» (и, наверное, будут продолжать и дальше) почти ежедневно, в том числе и по причине веерных отключений и вызванных ими перегрузок, счету не поддается. Во всех отчетах могут быть лишь указаны официальные размеры ущерба. Но в них совсем не отражаются потери частных структур.
Соседей беспокоят наши гидроэлектростанции
Вчера российское информагентство «Регнум» распространило мнение узбекского эксперта, директора ОАО «Гидропроект» Сергея Жигарева. Он считает, что решение о начале строительства ГЭС в Кыргызстане и Таджикистане по проектам 20-летней давности - преступное легкомыслие. По его словам, авария на уникальной Саяно-Шушенской ГЭС вновь обратила внимание специалистов, экспертов и широкой общественности на проблему крупных гидроэнергетических сооружений, работающих и возводимых в верховьях трансграничных рек Центральной Азии.
«Для нас важно понять природу случившегося, извлечь уроки и принять меры для предотвращения подобных чрезвычайных происшествий в будущем. Необходимо вспомнить, что при обосновании сооружений в 1970-е годы приоритеты отдавались вопросам экономии и снижения стоимости строительства, а по результатам производился отбор для включения в государственные программы строительства. Действующие методики оценки эффективности ГЭС ограничивали удельные показатели объекта и его стоимостные рамки», - отметил узбекский эксперт.
Он подчеркнул, что изучение опыта проектирования, строительства, эксплуатации и аварий на Саяно-Шушенской ГЭС заставляет обратиться к анализу ситуации со строящимися и намечаемыми к строительству ГЭС в Таджикистане и Кыргызстане.
Сергей Жигарев обратил внимание на то, что проект Камбаратинских ГЭС разработан более двух десятков лет назад и имеет схожие со всеми гидросооружениями советского времени изъяны, то есть «построить побыстрее и подешевле». А ведь эти гидроэнергетические сооружения, опасается эксперт, еще и расположены в сейсмически опасной зоне.
По словам Сергея Жигарева, чаша Токтогульской ГЭС в Кыргызстане собирает до 19,5 миллиарда кубометров при высоте плотины 215 метров. Строящиеся в республике Камбаратинские ГЭС могут сосредоточить еще около 5 миллиардов кубометров воды.
«Эти данные приведены для наглядности, какие объемы воды собираются в верховьях для выработки электроэнергии. Хорошо, если ими будут надежно управлять, а не создавать дополнительную угрозу для людей и окружающей среды. Однако авария на Саяно-Шушенской ГЭС показала, что риски есть, и немалые. Поэтому остро стоит вопрос обеспечения безопасности построенных в советское время гидроэнергетических сооружений».
Эксперт предложил всем действующим объектам гидроэнергетики, имеющим трансграничное значение, выдавать лицензии на безопасную дальнейшую эксплуатацию после документального подтверждения их соответствия требованиям современных международных норм по надежности и безопасности. Он также считает, что строительство новых крупных ГЭС - отдельный вопрос. Доработка проектов должна производиться в обязательном порядке с учетом данных мониторинга геологической среды, сейсмичности и соответствия принимаемых инженерных решений требованиям современных международных нормативных документов; устойчивости к рискам возможных катастрофических последствий от природных и техногенных аварий, включая риски для сопредельных стран. Все это не просто нагнетание страха, по мнению узбекского специалиста, а прагматичный анализ, который должен побудить к практическим действиям всех.
Точка зрения кыргызской стороны
Опрошенные нами отечественные эксперты отмечают, что повторение в Кыргызстане аварии наподобие Саяно-Шушенской ГЭС возможно, если вовремя не проводить ремонтные работы и замену изношенного оборудования. При том, что в республике износ оборудования гидроэлектростанций составляет до 70 процентов. Что касается уровня подготовки специалистов, следящих за их состоянием, то эксперты считают, что необходимо создать международную комиссию для проверки профпригодности специалистов на каскаде Нарынских ГЭС.
И, может, этой комиссии стоит проинспектировать все плотины и их персонал. В качестве превентивных мер предлагается вовремя делать реконструкцию, модернизацию и расширение станций. А также строить новые станции, которые всегда смогут подстраховать действующие и всю энергосистему на случай различных ЧП.
Официальные же структуры заявляют, что проект строительства Камбаратинских ГЭС полностью проработан, в том числе и с точки зрения безопасности, и отвечает всем нормам. Как и ход ведущегося строительства. А, дескать, современные методы и технологии позволят возвести, к примеру, Камбарату-1 не за 10 лет, а за семь.
Что касается контроля состояния дна плотин ГЭС, то руководство ОАО «Электрические станции» собиралось приобрести специальный подводный аппарат. Но пока эти планы остаются на бумаге.
Мнения экспертов
Ахмет Джундубаев, независимый эксперт по тепловым станциям: - В Кыргызстане очень большое количество устаревшей техники. Уже давно назрела в республике необходимость привлекать спонсоров или инвесторов для своевременной диагностики оборудования. Далее, требуется перевооружение наших ТЭЦ, особенно Бишкекской. Все теплоэлектростанции страны выработали свой ресурс до 90 процентов. Поэтому вопрос о техническом обновлении Ошской и Бишкекской ТЭЦ стоит сегодня весьма остро.
Кроме того, немаловажное значение имеет качество топлива, поступающего в котельные. В Национальной энергопрограмме КР до 2025 года говорится о необходимости перевода всех объектов энергетики на свои каракечинские бурые угли. А котельные Бишкекской ТЭЦ рассчитаны на казахстанские сорта топлива! Бурый же уголь может привести к выходу из строя отдельных узлов. Его пыль способствует повышению пожаро- и взрывоопасности. Тем более что она может накапливаться в кабельных шахтах и бункерах. И если власти планируют переводить Бишкекскую ТЭЦ на этот вид топлива, то необходимо сегодня заняться изучением его свойств.
Насколько знаю, не самая лучшая картина наблюдается и с состоянием теплосетей. И хотя их выход может существенно повлиять на жизнедеятельность, но никак не на возникновение опасных чрезвычайных ситуаций. В целом же, считаю, что масштабные катастрофы, подобные случившейся на Саяно-Шушенской ГЭС аварии, в Кыргызстане маловероятны. Но аварии, которые могут повлиять на работу столичной теплоэлектроцентрали, по приведенным свыше причинам возможны. К примеру, из-за некачественных труб там в 1980-х годах пробило обшивку котла, что привело к гибели молодого обходчика.
Мы не застрахованы от аварий в достаточной степени. Это потому, что в Кыргызстане затрачивается мало средств на приобретение современного диагностического оборудования. А знать, в каком состоянии находится эксплуатируемая техника и есть ли у нее еще ресурсы, крайне важно! В советские годы, если заканчивался срок эксплуатации какого-либо оборудования, его меняли целиком. Современный же мир переходит от полной замены техники на ее диагностику и мониторинг, чтобы заменять и ремонтировать лишь отдельные узлы и детали. Это крайне важно для нас, потому что мало денег.
Шавкат Мавлянбеков, заведующий отделом проектирования научно-технического центра «Энергия»: - Аварии в Кыргызстане возможны, потому как им подвержены любые производства или здания, сооруженные человеком. Чтобы их избежать, необходимо избавиться от низкоквалифицированного обслуживания станций. Данный момент, как и авария на Саяно-Шушенской ГЭС, рассматривался на одном из последних заседаний Министерства промышленности, энергетики и топливных ресурсов КР. Уровень квалификации обслуживающего персонала, увы, ежегодно падает. И качество подготовки выпускников вузов оставляет желать лучшего. Сегодня существует центр обучения энергетиков, но его возможности ограничены. Глава Минпромэнерго Ильяс Давыдов ставит сегодня задачу повышения квалификации не только рядового персонала или управленцев среднего звена, но и топ-менеджеров энергокомпаний. От себя добавлю, что сегодня как минимум требуется увеличить количество квалифицированных специалистов в энергосекторе вдвое.
В России действует Закон «О безопасности гидротехнических сооружений», предусматривающий различные меры, в том числе и превентивного характера. Подобный документ крайне необходим и Кыргызстану. Его проект существует, но он еще не рассматривался депутатами. К тому же наши последние гидроэлектростанции - Шамалдысайская и Курпсайская - возведены 10 лет назад. Остальные еще раньше - им уже по 30-40 лет, и пришла пора менять на них оборудование. Но как-то там обходятся своими силами, латают периодически. Вот недавно отремонтировали Ат-Башинскую и Уч-Курганскую гидроэлектростанции. В свое время мы составляли две энергетические программы - до 2005 и 2025 годов соответственно. Мы предусматривали в этих документах замену и капитальный ремонт имеющегося оборудования.
...Любое отключение электроэнергии - уже авария или ситуация, сравнимая с ней. В Кыргызстане производство до 70 процентов зависит от электричества или подачи тепла. Каждое отключение - удар по производству и технологическому процессу. И появляются предпосылки для закрытия этого предприятия. Все это приводит к тому, что экономика несет большие убытки. В республике к тому же наблюдается нехватка энергетических мощностей, иначе страдал бы весь народно-хозяйственный комплекс. Благо, если уместно это слово, много предприятий сегодня не работает. В республике наблюдается дефицит энергии в 15-20 процентов по сравнению с 2000 годом, не говоря уже про 1991-й...
Как наши гидростроители будут строить Камбаратинские ГЭС-1 и 2, сказать не могу. Все расходы по их строительству несет руководство ОАО «Электрические станции». Как они будут соблюдать технологические требования и как жестко будут спрашивать с исполнителей, зависит от них.
Канатбек Эрматов, начальник Северного регионального управления Государственной инспекции по надзору за промышленной безопасностью и горному надзору при МЧС КР: - Риск аварий существует везде, потому что повсюду работают люди, и есть такое явление, как человеческий фактор. Последний был, есть и будет. А вот объекты электроэнергетики не относятся к нашей компетенции. Мы отвечаем лишь за безопасность на промышленных объектах. И состояние с промышленной безопасностью в республике оцениваю как удовлетворительное. Под контролем находится у нас и ход работ на горнодобывающих предприятиях.
Беда наших предпринимателей в том, что они чаще всего не знают всей нормативной документации по безопасности труда. И другие их нарушения перечислять долго.
К примеру, мы недавно пресекли нарушение правил техники безопасности на центральном карьере золотодобывающей компании «Кумтор». Тем самым мы предотвратили аварию, далее - многомиллионный ущерб и, возможно, гибель людей. В республике действует Закон «О технической безопасности», в нем есть требования о замене устаревшего или аварийного оборудования. Но эти требования, к сожалению, не всегда выполняются. Причина в больших финансовых затратах.
На сегодня в Кыргызстане инженеры по безопасности техники труда остались лишь на производствах, где штат превышает 50 человек. Если людей меньше, то эту должность совмещает кто-нибудь из руководства. И подобных предприятий 60 процентов.
В настоящее время мы разработали проект закона «О технической и промышленной безопасности», который в ближайшие дни должен рассматриваться в Жогорку Кенеше КР. Думаю, что с принятием данного документа мы сможем добиться больших результатов в области безопасности труда. Потому что действующее законодательство больше защищает предпринимателей, а не следит за безопасностью труда и производства. И, несмотря на градации опасности, все предприятия мы имеем право проверять лишь раз в год. Хотя, к примеру, места проведения горных работ необходимо контролировать не менее раза ежеквартально.
Людей на весь существующий фронт работ не хватает. Мы просили увеличить наш штат до 120 человек, но сегодня у нас трудятся всего 60 человек, включая технический персонал и 36 инспекторов. Финансирование производится лишь по защищенным статьям. В последние годы количество инспекторов уменьшалось, а объектов - росло.
К плюсам отнесу, что требования законодательства все таки доходят до бизнесменов. И они наконец то узнают, что их объект эксплуатации подлежит лицензированию, обязательным проверкам. К тому же они узнают, что есть такой орган - Госгортехнадзор, контролирующий исполнение требований техники безопасности на производствах.