Заложники многоэтажек
12 ноября 2009, 11:30, Stan.TV
Первенцу Шарифы недавно исполнилось полгода. Сама она на седьмом месяце беременности. Подниматься в таком положении на 9 этаж, да еще с тяжелой сумкой и ребенком на руках - настоящий подвиг. Лифт в доме не работает почти двадцать лет.
Шарифа НОСИРОВА, ПОРТНИХА: "Я каждый день еще и воду таскаю. Не раз жаловались в местную администрацию. Все телекомпании нас снимали. Никакого результата. Ремонт лифта согласны оплатить только жители верхних этажей. А этого мало. Зимой, когда отключают свет, готовим еду прямо в подъезде. Еще одна проблема - мусор выбрасывать некуда".
Жильцы верхних этажей стали заложниками собственных квартир. Работающие лифты - большая роскошь. На пятьсот пять многоэтажных домов в Худжанде около 50 исправных лифтов.
Рахимшех КОБИЛШЕХОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ХУДЖАНДА: "Самый дешевый лифт стоит 25 тысяч долларов. Раньше запчасти привозили из России. Но сегодня это очень дорого получается. У нас всего два лифтера. Этой специальности здесь нигде не учат".
Сами лифтеры на вызовы не спешат. Нет запчастей для ремонта. Одна полумуфта стоит не менее 50 долларов. Но даже за такую сумму эту деталь не найдешь. Работа выходит дорогой.
Абдухалил живет на восьмом этаже больше десяти лет. Водителю по профессии приходится время от времени становиться лифтером. Нужно смазать какие-то детали маслом, проверить ремни и тросы. Налаживать систему заставила необходимость - устал каждый день пересчитывать ступеньки.
Абдухалил САМЕБОЕВ, ВОДИТЕЛЬ: "Когда я обратился в жилищно-коммунальное хозяйство, чтобы отремонтировали лифт, там ответили, что все лифтеры уволились. Сейчас этот лифт грохочет. Запчастей нигде не нашел. Пошел на завод, по фотографии мне выточили новые детали. А деньги жилищное хозяйство выделило с моей квартплаты. Кстати, в случае отключения света можно лифт поднять вручную".
Финансирование и восстановление лифтов - дело самих жильцов. Об этом недавно заявили власти Худжанда. Оказалось, что на ремонт лифтовых кабин средств в бюджете не предусмотрено.
Содикджон ХОЛИКОВ, МЭР ХУДЖАНДА: "Подвалы, крыши и лифты домов принадлежат хозяевам приватизированных квартир. Мы сейчас вовремя не можем собирать квартплату, деньги за воду, газ и свет. Не говоря о ремонте лифтов. Сегодня каждый научился кричать о своих правах, жалуются в прокуратуру на госслужащих. Но почему-то за 50 тысяч долларов квартиру покупают, а вот выложить 300 долларов на ремонт лифта не могут".
Жители одной из городских многоэтажек давно решили эту проблему. Новый жилец на последнем этаже отремонтировал лифт за свой счет. Сделал для себя специальный ключ. Позже к нему присоединились и соседи с верхних этажей - они внесли часть суммы за ремонт, а в обмен получили ключи от лифта.
Тоджинисо РАХМАТОВА, ПЕНСИОНЕРКА: "Каждая квартира заплатила по 30 долларов. Теперь 26 квартир имеют свои ключи. Еще мы наняли на работу личного лифтера. Ежемесячно платим ему 5 долларов, чтобы время от времени он приходил и проверял лифт".
В шестиэтажной областной больнице пациенты лишний раз вниз не спускаются. Из 12 лифтов работает всего два. И они платные. Пять лет назад администрация больницы сдала эти лифты в аренду. Алиджон отремонтировал их за свой счет и теперь берет по 3 цента с пассажира. Работа кипит круглосуточно.
Алиджон РАДЖАБОВ, ЛИФТЕР: "Медперсонал обслуживается бесплатно. Я сам отвечаю за ремонт. В прошлом месяце потратил 100 долларов. Никогда не считал, сколько за день пассажиров перевожу. Но денег на жизнь хватает".
Высотный дом без лифта на севере Таджикистана - явление привычное. Но забираться пешком на последний этаж бригаде скорой помощи будет нелегко. А ремонт или переезд превращаются в настоящую пытку.