Язык дипломатов до ООН доведет
Автор: Светлана ТРЕТЬЯКОВА
01.03.2010, портал РЕСПУБЛИКА
Казахстан собирается войти в состав Совета ООН по правам человека в 2012 году. Но есть ли шансы у Астаны получить статус государства, определяющего стандарты в правозащитной сфере, ведь пока ее главное оружие - красноречие дипломатов, а не реальные дела в этом области. Членов в Совет ООН выбирают в ходе прямого тайного голосования на Генеральной Ассамблее ООН. Верховный комиссар ООН по правам человека Наванетэм Пиллэй намерение Астаны поддержала, сообщили в МИДе республики, Казахстан баллотироваться в Совет по правам человека будет в 2012-м. Однако прежде чем получить заветный пропуск придется выдержать многочисленные проверки со стороны международных правозащитных организаций, а их заговорить невозможно.
- Одно дело, когда полномочный по правам человека внутри страны - он во многом фигура, зависимая от политических властей, и совсем другое - международные наблюдатели, с которыми договориться, тем более по правам человека, невозможно - они будут оценивать объективную сторону вопроса, - пояснил правозащитник ПО «Вердикт» Алексей Барановский.
Задача Совета ООН - мониторинг ситуации с правами человека во всех странах мира, помощь государствам в совершенствовании законодательства в этой области. Вот только неправительственные организации заявляют - Казахстану самому нужна помощь в этой области. Так, заседания ОБСЕ, где в этом году председательствует республика, сопровождают пикеты и акции протеста. Слишком много в республике случаев нарушения прав человека. За решеткой - журналисты и правозащитники. А положение независимых СМИ ухудшается год от года.
- Невозможно соответствовать европейским стандартам по правам человека, не имея СМИ, независимые СМИ, которые дают альтернативные от государственной оценки, - пояснил Алексей Барановский.
И это, и любое другое нарушение может стать причиной провала Казахстана на выборах в Совет ООН по правам человека. Мест в нем всего 47, а желающих занять их обычно в два раза больше. Так в 2001-м по результатам тайного голосование в совет не прошли даже США.
В уставе правозащитной организации говорится, «при избрании государств в члены Совета принимаются во внимание данные о соблюдении прав человека, а также добровольные обещания и обязательства государств-кандидатов в правозащитной области. Членство в Совете устанавливается на три года и не может быть возобновлено непосредственно по истечении двух последовательных сроков. Если государство - член Совета грубо и систематически нарушает права человека, Генеральная Ассамблея большинством в две трети голосов присутствующих и голосующих членов может приостановить его право на членство в Совете».
Давать обещания власти Казахстана умеют. Реформирование избирательного законодательства, развитие правозащитных институтов и независимых СМИ - это лишь немногие из обязательств, которые Астана брала на себя, чтобы стать председателем ОБСЕ. Судя по однопартийному парламенту, притеснению независимых СМИ, гонениям на инакомыслие, они не выполнены.
Впрочем, в Совете ООН по правам человека есть правило, которое может сыграть на руку Астане. На выборах каждый регион получает определенное количество мест в соответствии с квотой, установленной из расчета численности населения. Соответственно, если, например, Казахстан договорится с остальными странами Центрально-Азиатского региона (а в этом ему может помочь Россия) не выставлять свои кандидатуры, то шанс есть. К тому же, как показал опыт борьбы Астаны за кресло председателя ОБСЕ, казахстанским чиновникам почему-то еще верят на слово, так что вполне вероятно, что язык дипломатов и до ООН доведет.