Кому какое дело до православных кладбищ?
05.04.10 16:16, UzNews.net
Uznews.net - Вследствие массового оттока в конце прошлого века русскоязычного населения из Узбекистана, православные кладбища Ташкента находятся, преимущественно, в запущенном состоянии, но ни властям, ни православной церкви, похоже, до этого нет никакого дела.
«Дети уехали в Россию, и я осталась в Ташкенте одна. Поэтому мне самой приходится ездить на кладбища, где похоронены наши родственники, и ухаживать за их могилами. А годы уже не те - это не так легко, - рассказывает пенсионерка Людмила Григорьевна.
- До «Боткинского» и «Домрабадского» кладбищ, находящихся в черте города, еще можно доехать. Но мужа пришлось похоронить на кладбище в поселке Урта-Сарай, куда добраться мне уже не по силам. И маленькая пенсия не позволяет кому-то платить, чтобы ухаживали за могилой мужа. Это для меня настоящая трагедия».
В Ташкенте есть три крупных православных кладбища. Самое старое из них - кладбище ?1 или «Боткинское». Оно существует с 1870 и насчитывает 340 тысяч захоронений. Но самое большое - кладбище ?2 или «Домрабадское», которое основано в 1964 году. Здесь похоронено 450 тысяч человек.
Оба эти кладбища находятся в черте города и ресурсы свои давно уже исчерпали. Чтобы здесь похоронить кого-то из близких, чаще всего, надо «договариваться».
Для тех умерших, у родственников которых возможности «договориться» нет, в 1992 году далеко за чертой города в районе поселка Урта-Сарай было открыто новое кладбище ?3, где на сегодняшний день насчитывается около 60 тысяч захоронений. Добраться сюда, чтобы проведать могилы родственников, действительно сложно.
«Раньше от станции метро «Буюк Ипак Йули» (бывшей имени М. Горького) на Урта-Сарайское кладбище ходил автобусный маршрут ? 200, и для людей это было очень удобно. Но несколько лет назад его почему-то отменили, - говорит житель Ташкента по имени Николай.
- Теперь, чтобы попасть на это кладбище, надо добраться до Куйлюка, а там уже ехать на маршрутке. И накладно, и неудобно, и дорога занимает очень много времени».
Есть еще вариант - междугородние автобусы, идущие в Алмалык, Ахангаран или Ангрен. Но водители этих автобусов делают остановку только в поселке Урта-Сарай, а у кладбища, как правило, притормаживать отказываются. Но от поселка до кладбища расстояние довольно приличное, и пожилым людям преодолеть его весьма проблематично.
Поэтому ездить в Урта-Сарай родственники умерших предпочитают на легковых автомобилях. У кого машина есть, тому повезло. У кого нет, надо заплатить за дорогу туда и обратно, минимум, 20 тысяч сумов (около $ 8). По западным меркам - сумма небольшая, но для жителей Узбекистана с их мизерными зарплатами трата довольно весомая.
Не удивительно, что на кладбище ?3 так много неухоженных могил. И дело даже не в том, что добраться туда для многих большая проблема.
Так исторически сложилось, что в начале 90-х годов прошлого века произошел массовый выезд русскоязычного населения за пределы Узбекистана. Да и сейчас невысокие зарплаты мало способствуют тому, чтобы молодежь стремилась остаться в республике. Поэтому за могилами зачастую ухаживать просто некому.
«На Урта-Сарайском кладбище работают душевные, совестливые люди. Все они - мусульмане, но очень бережно относятся к захоронениям других религиозных конфессий, - считает житель Ташкента по имени Михаил.
- Одиннадцать лет назад я похоронил здесь свою жену, и теперь далеко не всегда нахожу время проведать ее могилу. Но работники кладбища все эти годы поливали деревья и кустарники, которые я посадил, иногда вырывали сорную траву и ни разу не попросили за это денег».
Впрочем, с некоторых пор отношение работников Урта-Сарайского кладбища к могилам несколько изменилось. Как рассказывают родственники усопших, те им наперебой предлагают услуги по уходу за могилами, чего раньше никогда не было. Тариф - от 8 до 10 тысяч сумов в месяц.
«Мы получаем зарплату всего в 100 тысяч сумов, да и то ее дают с задержкой. Кроме того, в наши обязанности не входит уход за могилами, - говорит работник этого кладбища по имени Ахмед. - А за отдельную плату мы готовы поддерживать состояние захоронений в идеальном порядке».
Также недавно в сети Интернет появился веб-сайт индивидуального предпринимателя Аскара Мирманова, получившего в ноябре прошлого года патент на деятельность по восстановлению памятников и уход за могилами.
На прекрасно оформленном сайте предпринимателя (www.tashlentpamyat.ru), рассчитанном, прежде всего, на ташкентцев, которые ныне живут за рубежом, выложен прайс-лист с подробным указанием услуг и цен. Например, ежемесячная уборка могилы обойдется в 100 долларов за год. Уборка, производимая два раза в неделю, и ежемесячное возложение цветов - в 250 долларов.
«Для богатых людей это выход, хотя сильно смущает тот факт, что официальным уходом за могилами занялся индивидуальный предприниматель, а не государственная организация, - говорит пенсионер Николай Журавлев. - Но как быть тем, кто не смог устроиться за границей и перебивается с хлеба на воду? Ведь таких очень много».
Многие жители Ташкента считают, что раз уж по историческим причинам произошел массовый выезд русскоязычного населения из Узбекистана, то уход за бесхозными могилами должно взять на себя государство. Но оно по этому поводу хранит молчание и специальных средств на приведение кладбищ в порядок не выделяет, пустив все на самотек.
«На Урта-Сарайском кладбище похоронены, в основном, русские люди, православные по вероисповеданию. И страшно смотреть, в каком состоянии находятся многие могилы, - с горечью говорит жительница Ташкента по имени Ирина.
- Неужели местной православной епархии не стыдно за состояние православных захоронений? Судя по реконструкции церкви в районе бывшего Госпитального рынка, деньги у церкви сейчас есть, и деньги немалые. Разве нельзя часть из них пустить на приведение бесхозных могил в порядок? Ведь их состояние позорит православных людей!».
В то же время, позиция Ирины в Ташкентской Среднеазиатской епархии русской православной церкви встретила искреннее удивление.
«Церковь занимается духовной стороной жизни, молится за усопших, - сказал «Uznews.net» помощник митрополита Владимира, отказавшийся назвать свое имя. - Что же касается состояния могил, то с этим вопросом надо обращаться к руководству кладбища».
Uznews.net