Ислам сурово относится к мародерству, - эксперт Кадыр Маликов
22 апреля 2010, 10:32, CA-NEWS (KG)
CA-NEWS (KG) - Аллах заберет у мародеров в десять, в сто раз больше - не обязательно в материальном смысле. Человек, поживившийся чужим имуществом во время смуты, получит воздаяние сполна - ещё в этой жизни. Так прокомментировал газете Дело ? отношение ислама к мародерству директор независимого аналитико-исследовательского центра «Религия, право и политика» Кадыр Маликов. - В Бишкеке и окрестностях царит мародерство. Кто-то растаскивает имущество, оставшееся бесхозным, а кто-то отбирает его силой - грабя и даже убивая хозяев. Как оценивает такие действия ислам?
- То, что сейчас происходит в стране, в исламе считается «фитной» - смутой. Смута - это безвластие, анархия, интриги - всё то, что создает нестабильность в обществе. Смута - это когда трудно провести грань между белым и черным, когда теряются все ориентиры. В Коране сказано: «Поистине, смута хуже, чем убийство». А насильственные действия, совершаемые во время смуты в отношении мирного и беззащитного населения, считаются в исламе особо тяжким преступлением. Такие действия по-арабски называются «харраба». В эту же категорию входит и мародерство, совершаемое путем разбойного нападения.
Бог в Коране говорит, обращаясь к людям: «Помогайте друг другу в благородстве и богобоязненности, и не помогайте друг другу в грехе и вражде». Мародеры, объединившиеся в пусть даже временные шайки, помогают друг другу в грехе. И в древние времена с членами таких объединений расправлялись особенно жестко.
Конечно, можно придумать различные отговорки, говорить, что митингующие вынуждены идти на мародерство потому, что они голодные, холодные и т.д. Но и этим нельзя оправдывать их действия. Если говорить об исламе, то любое деяние в нем обязательно рассматривается с позиции безопасности всего общества. А мародерство (чем бы не пытались его оправдать) подрывает целостность государства. И понятие справедливого государства. Ведь сила государства в том, чтобы обеспечить безопасность внутри общества, чтобы ни один гражданин не боялся за свою жизнь. А мародерство вселяет страх во всех мирных граждан. Мародерство грозит стране гуманитарной катастрофой: ведь если, скажем, торговцы закрывают все магазины, боясь быть ограбленными (что сейчас происходит у нас), может наступить голод. Это ещё больше подрывает стабильность в обществе. Поэтому ислам так сурово относится к этому преступлению.
- Народ в последние дни очень поправил свое материальное положение - за счет мародерства. Но пойдет ли это имущество новым хозяевам на пользу, что об этом говорит ислам?
- Нет, нет и ещё раз нет! В Коране сказано: добро, которое пришло запретным путем, лишено «барака» - благословения. Тем более если оно пришло путем воровства, грабежа и насилия - и особенно в то время, когда народ переживает испытания, когда умирают люди, проливается кровь. Это добро - проклятое. И оно, грубо говоря, застрянет у новых «хозяев» в горле. Аллах заберет у них в десять, в сто раз больше - не обязательно в материальном смысле. Но человек, поживившийся чужим имуществом во время смуты, получит воздаяние сполна - ещё в этой жизни.
Какое именно воздаяние? Возможно, в виде тяжелых испытаний - бедностью, унижением. Или даже в виде личной трагедии в семье. В любом случае, такое добро не принесет в дом счастья, а только разлад, раскол - словом, зло. И это - не пустые угрозы. Тот, кто не верит в воздаяние, может подождать несколько лет - и он убедится, что оно существует. Жизнь сама преподносит нам примеры.
Я знал одну семью. Во время мартовской смуты 2005 года она поучаствовала в мародерстве, грабила добро, честно нажитое простыми гражданами. Дом свой обставила полностью! Но состоятельной так и не стала: добро как пришло, так и ушло - и стало даже ещё хуже. Семья эта погрязла в долгах. Начал пить сын. Отец умер, попав в аварию. Всё это произошло в течение трех-четырех лет. Что вполне логично - наказание приходит не сразу. Я об этой драме узнал от членов этой семьи, они сами признались: «Кудай (Бог), наверное, нас наказывает».
Тот, кто покупает у мародеров награбленное добро, совершает такой же грех, как и они. Поскольку, как принято считать в исламе, скупщик награбленного имущества содействует распространению беззакония в обществе. И он не только, закрыв на беззаконие глаза, молчаливо поддерживает его. Но ещё и становится собственником неправедно нажитого имущества. Разумеется, и скупщику это имущество счастья не принесет, его тоже ждут испытания.
Какое наказание ждет каждого из мародеров на том свете - знает только Бог. Возможно, кто-то из них уже раскаялся. Но этого мало. Нужно ещё и понести наказание на этом свете. Но на это добровольно вряд ли кто пойдет - пока не поймают. Я бы им посоветовал каким-либо образом возместить, если есть возможность, украденное и награбленное законным владельцам. Если такой возможности нет, то грех частично можно искупить, раздав садаку (милостыню) - непременно из честно заработанных денег. Окажите, например, помощь бедным, детскому дому или дому престарелых. Правда, предупреждаю: эта милостыня может всего лишь аннулировать ваш грех, но в качестве благодеяния вам не зачтется.
- В последние дни Кыргызстан увидел так много крови. Началось всё с расстрела митингующих снайперами, а закончилось тем, что милиции дан приказ стрелять в мародеров на поражение. Как все эти убийства можно оценить с точки зрения ислама?
- В шариате убийства делятся на две категории: убийство «без права» и «по праву». То, что мы видели на площади Ала-Тоо, - хладнокровный расстрел безоружных людей - это убийство «без права». Оно считается великим грехом, и за него полагается жестокое наказание - и на этом и на том свете. В Коране сказано: «Кто посмел убить человека, не имея на это права, тот подобен тому, кто убил всех людей на земле, всё человечество».
Теперь об убийствах «по праву». Шариат признает смертную казнь в качестве наказания - по приговору суда, разумеется. Но в период смуты в исламе начинают работать другие правовые нормы - для пресечения смуты. Ислам, как мы однажды рассказывали, защищает пять жизненных основ человека: веру, честь и достоинство; жизнь, потомство, здоровье, имущество. Именно для защиты этих основ ислам разрешает убивать - безо всякого суда - преступников, совершающих харрабу против мирного населения, то есть разбойников, мародеров. Пример: вы сидите дома, и к вам врываются разбойники. Вы имеете право, чтобы защитить свою жизнь, своих близких и свое имущество, их убить. Это даже не считается убийством.
Человек, погибший при защите своей чести, достоинства, жизни, близких или имущества, считается шахидом. На сей счет есть хадис Пророка. А вот как относится ислам к смерти самого разбойника. В Коране есть прямой аят, смысл которого таков: тех, кто сеет на земле смуту, грабя, убивая, насилуя - и тем самым воюя против Бога, - тех убивайте и даже распинайте. На том свете их ждет вечное наказание огнем. И после смерти разбойников запрещается читать по ним жаназу-намаз (заупокойную молитву) и Коран и хоронить их на кладбище.
Так что и милиция имеет право применять оружие, не боясь за последствия перед Богом, - в отношении разбойников (особенно представителей криминальных кругов), оказывающих вооруженное сопротивление. Бог, как сказано в Коране, останавливает одного человека другим - иначе на земле не было бы справедливости. Главное - чтобы это применение оружия было предельно точным, чтобы оно не превратилось в пальбу по всему, что движется.
- Не совершил ли народ грех, прогнав президента Бакиева? Ведь ислам, как и другие религии, признает: всякая власть - от Бога?
- Про ислам ходит много баек и легенд - в том числе и эта: Бог якобы велит почитать любую власть. Это - заблуждение. Есть множество аятов в Коране и хадисов Пророка, осуждающих тиранию. Но есть и такой хадис: Бог может послать тому или иному народу «залима» (несправедливого правителя, тирана - от слова «зульм» - «тирания») в порядке наказания и испытания. Но может и смилостивиться - и тогда народ избавляется от тирана. Поэтому исламские ученые считают, что народ имеет полное право сместить правителя-тирана. Спор идет лишь о том, какими методами это можно делать.
Режим Бакиева трудно назвать тиранией в полном смысле этого слова, другие страны в этом смысле подавали более яркие примеры. Но и справедливым его назвать трудно. Самое ужасное произошло 7 апреля на площади Ала-Тоо. Мы все были свидетелями того, как снайперы стреляли в безоружных людей, очень жестоко - в голову, в грудь. Эти действия я не могу оценивать иначе, как государственный терроризм.
Эти выстрелы однозначно не были "убийством по праву". У Бакиева были другие варианты поведения. Можно было выйти к народу, пожертвовать своей жизнью, наконец. Защита конституционного строя? Не будем забывать, КАК сам Бакиев приходил к власти - это ведь по сути тоже был антиконституционный захват власти. Но Акаев - надо отдать ему должное - поступил совсем иначе. Не будем забывать и то, что сам Бакиев в свое время обещал: просто так власть он не сдаст, будет воевать до конца. И выстрелы возле Дома правительства, пролитая кровь десятков молодых людей показали: это то обещание, которое Бакиев намерен исполнять. А это грозит Кыргызстану гражданской войной.
Поэтому - независимо от того, несет ли Бакиев юридическую ответственность за эти убийства - моральное право быть правителем он, как мне кажется, потерял. Вспомним: мы с вами последние месяцы не раз предупреждали власть о её ответственности перед народом. С точки зрения ислама в том числе. Мы напоминали, какими качествами должен обладать правитель, какой пример должен подавать обществу.
Как глава семьи отвечает перед Богом за свою семью, так и правитель отвечает за весь свой народ, за каждого гражданина. ашим предупреждениям власть, как видно, не вняла. Сегодняшней власти очень трудно, всё случившееся свалилось и на неё как снег на голову. Но все эти обстоятельства и с неё ответственности за народ Кыргызстана перед Богом не снимает. Временное правительство должно помнить об этом, если вдруг поддастся искушению отодвинуть интересы народа на второй план, а на первый поставить другие интересы - например, пресловутый дележ портфелей. Шапка Мономаха - очень тяжела! Не зря в исламе власть считается не привилегией, а серьезным испытанием, посланным правителю Богом.
- Не только приезжая беднота, но и вполне благополучные люди, стоит в стране поменяться власти, кидаются - сотнями и тысячами - совершать преступления. Точь-в-точь как пять лет назад - в марте 2005 года. Что же происходит с нашим обществом?! Получается, в основной своей массе оно очень далеко от Бога и за эти пять лет ничуть не изменилось?
- Больно об этом говорить (ведь мы с вами - тоже часть этого общества), но нужно признать: то, что мы наблюдали в эти дни, - показатель нравственного состояния нашего общества, нашей духовности и богобоязненности. И показатель того, что наше общество за эти пять лет не изменилось (если не стало ещё хуже). А меняться надо. Бог в Коране, обращаясь ко всем народам всех времен, говорит: «Поистине Господь ваш не изменит то, что есть в народе, пока народ не изменит сам себя». То есть Бог посылает нам испытание. И он сейчас ждет: как мы себя поведем? И он не будет вмешиваться. Но если такая большая часть общества так легко поддается искушениям Сатаны, то всё общество может понести наказание. Какое - знает только Бог. И всё общество никогда не выберется из нищеты, пока не начнет изменять само себя.
Я хочу обратиться ко всем верующим, особенно к молодежи. Сегодня ответственность за происходящее ложится не только на государство, но и на нас. Бог ждет: какую позицию займем мы? Бог в Коране призывает: держитесь за веру в Бога и не разделяйтесь. Наш долг сегодня - объединять общество. Иначе нас ждет новая смута. Ещё худшая, чем сейчас, когда люди просто отбирают друг у друга имущество.
Самое опасное начнется, когда начнут делить власть, когда страна расколется на регионы, кланы, группировки:
Это будет худшая из смут - хаос.
Особая ответственность перед Богом ложится на духовных лидеров. Они сегодня отвечают не только за свой джамаат (паству при мечети), но и за всех верующих, за всё общество. Бог в Коране говорит, что он сделал общину (мусульманскую), которая должна призывать к одобряемому и осуждать порицаемое.
Пророк говорил: если можешь - останови зло рукой, не можешь - останови своим словом, не можешь и это - хотя бы осуди сердцем. К сожалению, в эти трагические дни мы не видели, чтобы духовенство пыталось остановить зло - и муфтият, и имамы бездействовали. Поэтому хочу обратиться и к имамам: вы должны сегодня не сидеть взаперти в мечетях, а идти в народ. Работать рука об руку с правоохранительными органами, с другими государственными структурами. Мы уже упустили работу с молодежью - что показали последние события.И за это нам придется отвечать перед Богом.
И помните: если с обществом произойдет ещё что-либо более страшное - ответственность за это тоже ляжет на нас. Сегодня, как никогда, мы должны понять: нам всем нужно меняться, нужно начинать жизнь с чистого листа. Нужно строить духовное общество. Мы уже получили второй, очень наглядный пример: сменилась власть, но люди не изменились. Несмотря на обилие мечетей, построенных за эти годы: Третьего примера ждать нельзя.
- После массового убийства людей на площади Ала-Тоо имеет ли народ право на месть? Что об этом говорит ислам? - Нужно различать понятия «месть» и «возмездие». Месть, как правило, неразборчива. Она может коснуться совершенно невиновных людей - например, родственников виновного. А в исламе коллективная ответственность запрещена - каждая душа отвечает за свои поступки перед Богом сама. Поэтому строжайше запрещена и месть. Запрещен и «ташбаран» - самосуд толпы. Другое дело - возмездие за совершенные преступления. Оно, согласно исламу, не только разрешено, но и необходимо. Но для возмездия по шариату необходимо самое тщательное расследование (причем на трезвую, свежую, холодную голову), проверка доказательств и справедливый беспристрастный суд. Поэтому просто необходимо, чтобы возмездие понесли и те, кто стрелял в людей на площади, и те, кто отдавал им приказ.
Если эти люди уйдут от возмездия, самому понятию справедливости будет нанесен большой ущерб. Поджоги и погромы зданий, даже совершенные из одной только мести - тоже неоправданны. Понятно, что революции в белых перчатках не делаются.
Но ислам осуждает слепой гнев. Пророк говорил: когда человека обуревает гнев, нужно присесть и попросить у Бога спасения от шайтана. Для этого существуют специальные молитвы - зикры. Шариат предписывает верующим даже при ведении войны оставлять рассудок в равновесии, чтобы не перейти грань. Тот факт, что молодые ребята, штурмовавшие Дом правительства и другие объекты, этого не знали (хотя наверняка считают себя мусульманами), тоже говорит о том, что религиозная работа с молодежью в стране была запущена. Уничтожение имущества тем более бессмысленно, если оно принадлежит государству, а значит, народу. Уничтожение личного имущества тех или иных чиновников тоже неоправданно. Если будет доказано, что оно приобретено незаконным путем, то у народа есть такой инструмент, как национализация.
Я не могу понять, для чего поджигались, например, дома членов семьи Бакиева? Если они построены на награбленные деньги, то в них можно было разместить детский дом или детский сад. Кого же наказали люди, уничтожившие эти здания?
Само собой разумеется, противоречат исламу и любые рейдерские захваты - под самыми благородными лозунгами. Судьбу любого имущества должен решить только суд - об этом говорит и светское законодательство, и шариат. Сейчас нужно создать комиссию по определению имущества членов президентской семьи - аналогичную той, что была создана после свержения Акаева. Но её работа должна быть доведена до логического конца. И если режим Бакиева совершил какие-то преступления, то необходимо, чтобы за каждое из них понесли ответственность конкретные виновники.
Этого требует элементарная справедливость. Необходимая всему обществу и всем будущим президентам.