Голос Америки: Бакиев намерен бороться за власть (мнения экспертов)
22 апреля 2010, 11:06, CA-NEWS (KG)
CA-NEWS (KG) - Свергнутый президент Кыргызстана Курманбек Бакиев заявил, что по-прежнему является президентом этой страны и призвал международное сообщество и жителей республики не признавать временного правительства.
Эксперты поделились своими мнениями в интервью с Голосом Америки по поводу заявления Бакиева в штаб-квартире в Минске.
Закир Чотаев, научный сотрудник факультета международных отношений Университета Джорджа Вашингтона (Elliot School of International Affairs at George Washington University) считает: «Бакиев рассчитывает, что если ситуация в Кыргызстане не нормализуется, то у него появится шанс на возвращение. Последние события показывают, что в республике происходят провокации, направленные на дестабилизацию ситуации - вполне возможно, что они организуются сыном и братом бывшего президента».
В современной истории есть случаи, когда отстраненные от власти главы государств предпринимали попытки вернуться в президентское кресло. Правитель Уганды генерал Иди Амин и президент Грузии Звиад Гамсахурдиа безуспешно пытались организовать свержение новых властей с помощью военной силы. Правитель Гаити Жан-Клод Дювалье («Бэби-Док»), бежавший во Францию, пытался мирным путем вернуться в гаитянскую политику и принять участие в выборах, но тоже безуспешно. А вот президент Аргентины Хуан Перон и премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто, отстраненные от власти по обвинению в коррупции, все-таки сумели вновь взойти на политический Олимп.
Как отметил в интервью «Голосу Америки» бывший посол Кыргызстана в США Бактыбек Абдрисаев, возглавлявший дипломатическую миссию в Вашингтоне с 1997 по 2005 год: «Бакиев - криминальная личность. Он более не обладает никакой политической базой. Оппозиции, пришедшей к власти и всем, кто ее поддерживает, необходимо объединится, чтобы его сбросить. То, что его сейчас поддерживает Лукашенко, полностью соответствует пословице - «скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Уместно напомнить в данном контексте, что ранее Александр Лукашенко предлагал политическое убежище в Беларуси иракскому лидеру Саддаму Хусейну и президенту Югославии Слободану Милошевичу, - пишет Голос Америки.
Представители белорусской оппозиции критически отнеслись к этому шагу Лукашенко. По мнению лидера Объединенной Гражданской партии Анатолия Лебедько, Бакиев стал «политическим оружием» Александра Лукашенко: «Во-первых, Лукашенко категорически против того, чтобы на постсоветском пространстве утвердилась практика, когда сегодня человек является президентом, а завтра - в стране происходят какие-то события, и лидеры других государств признают это как де-юре, так и де-факто. Это происходит потому, что он примеряет такую ситуацию на себя. Во-вторых, Бакиев является инструментом борьбы с Россией. В последнее время отношения Москвы с Минском ухудшились».
Станислав Шушкевич, бывший глава республики Беларусь, возглавляющий партию Белорусская социал-демократическая Громада, обратил внимание на противоречивость позиции Лукашенко: «Он сказал, что Бакиев должен быть законным президентом, так как его выборы признала Европа. Лукашенко забыл, что его собственные выборы Европа не признала».
Политолог Гульнара Искакова, доцент Американского Университета в Центральной Азии считает, что заявления Бакиева и Лукашенко о том, что Бакиев является легитимным главой Кыргызстана, не имеют под собой оснований: «Юридического спора быть не может, потому что Бакиев написал заявление о своей отставке. Кроме того, он отдал приказ на то, чтобы расстреливали мирных безоружных граждан. То есть он совершил преступление, и никакой легитимностью он в Кыргызстане не обладает».
Государства мира не часто предоставляют новый дом изгнанным правителям, которых на родине обвиняют в совершении тяжких преступлений. Пожелавший остаться неназванным сотрудник, одной из профильных госструктур США сообщил «Голосу Америки», что, в соответствии с основанной на прецедентах практикой, бывшие главы государств по закону могут получать право на жительство и политическое убежище в иных странах, однако они должны делать это на тех же основаниях, что и все остальные категории иностранных граждан. Нередки случаи, когда некоторые из членов их семей или соратники заранее готовят своего рода «запасные аэродромы» за рубежом. В обмен на капиталовложения, высокопоставленные беженцы получают права резидентов в стране, где у них есть недвижимость и иная собственность.
Согласно существующим нормам, во всех странах мира президенты, премьер-министры или парламенты обладают правом по своему усмотрению предоставлять политическое убежище иностранным гражданам. Полученное политическое убежище защищает таких иностранцев от экстрадиции на родину в случае, если их выдачи требуют новые власти. Так, например, совсем недавно бывший президент Эквадора получил политическое убежище в Доминиканской республике - в Эквадоре его обвиняли в крупномасштабной коррупции.
У Кыргызстана с Беларусью есть соглашение о взаимной выдаче преступников. Если будет подготовлено обвинительное заключение в адрес Бакиева, то правоохранительные органы Кыргызстана могут обратиться в Минск с просьбой о выполнении его обязательств согласно условиям данного соглашения.
Современная история знает немного случаев, когда бежавшие главы государств представали перед судом. Так, президент, а впоследствии император Центральноафриканской республики (империи) Бокасса скрылся в Республике Кот-д'Ивуа?р, а впоследствии получил политическое убежище во Франции. Таким образом, Франция выполнила свои обязательства перед бывшим солдатом Иностранного легиона. Суд ЦАР заочно приговорил его к смертной казни. Через несколько лет Бокасса вернулся на родину, где его вновь судили. Его приговорили к пожизненному заключению, потом сократили срок до 20-ти лет, а потом помиловали. Бокасса умер на родине свободным человеком.
Напомним, что Курманбек Бакиев - второй президент Кыргызстана, который оказался за рубежом. Его предшественник Аскар Акаев ныне живет в России. Однако власти Кыргызстана не требовали его выдачи, поскольку он не пытался силой удержаться за президентское кресло.