CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

CA-NEWS : Сергей Расов: Парламентская перезагрузка Киргизии

27 апреля 2010

Сергей Расов: Парламентская перезагрузка Киргизии

27 апреля 2010, 15:31, CA-NEWS (KG)

CA-NEWS (KG) - На сайте Временного правительства Кыргызстана опубликовали новый проект Основного закона страны, который вынесен на всенародное обсуждение. Предложения и замечания по Проекту будут приниматься от граждан страны, политических партий и общественных объединений до 14 мая 2010 года, а к 19 мая предполагается опубликовать окончательный вариант Основного закона республики. Всенародный референдум по одобрению новой Конституции республики должен состояться 27 июня, затем во второе воскресенье октября пройдут выборы нового президента и парламента страны...

Сергей Расов, "Парламентская перезагрузка Киргизии" 27.04.2010, специально для CA-News

Прежде всего, отметим, что согласно прежним заявлениям «крестного отца» новой Конституции вице-премьера Кабмина Омурбека Текебаева меняется государственное устройство республики. Существенно сокращается влияние президента страны и наоборот усиливается законодательная ветвь власти. Главное отличие новой Конституции от прежнего документа в том, что Киргизия должна стать парламентской республикой.

Однако некоторые моменты проекта Конституции КР вызывают вопросы и недоумение. Например, что мешало разработчикам нового Основного закона поместить на сайт два варианта Конституции, новый и старый. Выделить изменения и дать краткие пояснения, почему вносятся изменения, в каких статьях, от чего решили отказаться, на каких основаниях и так далее. Однако этого сделано не было. Или в Киргизии все поголовно положат перед собой два документа, и с карандашом в руках будут сверять тексты?

Например, в ст. 1. читаем: «Выборы являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». Все правильно, только о каких выборах идет речь? Кого выбираем? Губернатора, президента, депутата? И только намного ниже в статье седьмой узнаем, что вероятно это относится к «всенародно избираемыми президентом - главой государства и Жогорку Кенешем» (Парламент КР). Или вот: Президентом могут избрать только того, кто владеет кыргызским языком, но в ст. 5 мы читаем, что «не допускается ущемление свобод и прав граждан по признаку незнания государственного или официального языка». И таких казусов в Проекте больше чем достаточно. Впрочем, коротко рассмотрим основные изменения по полномочиям и функциям президента и парламента страны.

Президент

Являясь по Конституции «высшим должностным лицом Кыргызской Республики», он больше будет напоминать временщика, нежели Гаранта. Статья 57 проекта Конституции гласит, что президента будут избирать на пять лет, что нормально и соответствует международным стандартам, но «одно и то же лицо не может быть избрано Президентом два срока подряд». Практика показывает, что первые пару лет человек только входит в должность главы государства и приобретает необходимый опыт, поэтому вполне оправданно, если Конституцией ему дается право баллотироваться на второй срок. Если президент заслужил, то его переизберут, а если потерял уважение избирателей, то подобно Виктору Ющенко, он становится аутсайдером президентской кампании.

Странно, что молодая киргизская демократия решила ввести столь радикальное ограничение президентского срока. С тем, что президент после избрания приостанавливает членство в политической партии, согласиться можно. Если учитывать, что он мыслится, как арбитр между ветвями власти, но беспартийность - это тоже спорный пункт. В парламентской республике президент в своей деятельности не зависит от партий. Вероятно, это сделано потому, что в 2007 году за неделю до объявления даты парламентских выборов, то есть 15 октября глава Кыргызстана Курманбек Бакиев сообщил о создании партии «Ак Жол», и стал ее председателем. В результате, в парламент Кыргызстана по результатам выборов прошли три партии: пропрезидентская «Ак Жол», лояльные к власти коммунисты и социал-демократы. А вот социалистическая партия «Ата-Мекен», под флагом которой шла на выборы объединенная оппозиция, хотя и заняла по количеству голосов второе место, тем не менее, не смогла преодолеть полупроцентный региональный барьер и оказалась за бортом парламента.

С одной стороны сработал удачный опыт друзей-казахов, когда партию возглавил президент перед выборами, с другой законодательная хитрость и дело оказалось в шляпе. Но вернемся к проекту Основного закона.

Президент будет иметь право на назначение премьера и министров правительства, принимает решения об отставке правительства, назначение выборов в парламент и местные советы и возглавляет Совбез республики. Как-то странно это выглядит. Если речь идет о парламентской республике, то президент должен утверждать премьера и членов правительства, которые прошли через сито назначений в парламенте.

Непонятно, почему президент будет увольнять министров по предложению премьера. Это вообще не его епархия. Также президент по предложению Национального совета по делам правосудия представляет парламенту кандидатуры судей Верховного суда и местных судов. Назначает Генерального прокурора с согласия парламента, а также вносит на рассмотрение депутатов кандидатуру председателя Нацбанка, кандидатуры одной трети членов ЦИК, аудиторов Счетной палаты и председателя Палаты.

Таким образом, самолично президент не сможет провести ни одного ключевого назначения без одобрения депутатского корпуса, за исключением армии. Являясь Верховным главнокомандующим, проект Конституции оставляет за ним право «назначать и смещать высший командный состав Вооруженных Сил Кыргызской Республики». Однако, в парламентской республике президент формально может быть верховным главнокомандующим, но фактически руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, подотчетный главе правительства.

Также в новой Конституции за главой государства остается право вето на законопроекты. В парламентской республике президент не имеет право вето на законы, принятые парламентом. Если в силу каких-либо причин президент не сможет исполнять свои обязанности, то его полномочия до новых выборов главы государства переходят спикеру парламента или главе Кабмина. Такой же порядок, кстати, прописан и в действующей Конституции КР. Из новой Конституции исчез пункт о неприкосновенности главы государства, но зато обычный депутат Жагорку Кенеш не может привлекаться к административной и уголовной ответственности, если его товарищи по парламенту не дадут на это согласие. Как-то совсем это не стыкуется с заявлениями новой власти о полном равенстве граждан республики перед законом. Получается, что если депутат преступник, то требуйте, чтобы 2/3 депутатов сняли с него неприкосновенность, а если они не снимут, то пусть и дальше восседает, а вы ждите следующих выборов и не голосуйте за эту партию.

Парламент и правительство

Самые большие изменения предполагается внести в раздел деятельности парламента страны. Предлагается увеличить количество депутатов с 90 человек до 105 или 120 парламентариев. Непонятно, а зачем? По мнению Текебаева «Жогорку Кенеш должен стать школой лидерства для молодых политиков», хотя и признает, что «это потребует увеличения средств на содержание парламента». Весьма спорное обоснование: в парламенте надо работать уже состоявшимся лидерам, элите общества. Парламент, это не школа для молодых политиков, чтобы учиться, это институт законодательной и представительной власти и работать там должны только лучшие из лучших.

Избираться депутаты будут по партийным спискам, то есть у каждого депутат его округ - вся республика. В этом есть и плюсы и минусы. Прежде всего, как быть с правом каждого гражданина быть избранным в законодательный орган, а если он не хочет вступать в партию? Получится та же казуистика, что и в России. Мол, хоть выборы и по партийным спискам, но туда можно включать и беспартийных. А в Казахстане даже и такого призрачного шанса у беспартийных нет. Однако вопрос остается открытым. Конечно, происходит развитие партийный системы, но в Киргизии политических партий не один десяток!

Когда кандидат избирается конкретно от территории, то он к ней привязан, он ее лоббирует, потому что знает нужды, знает конкретных избирателей, потому что сам из этих мест, а при пропорциональной системе человеческие связи теряются, а зачастую в депутаты проходят люди, которые кроме столицы больше нигде и не жили. Это существенный минус.

На наш взгляд, пропорционально-мажоритарная система, такая как в Таджикистане для постсоветских республик предпочтительней. Но, тем не менее, пропорциональная система выборов утвердилась в Казахстане, Киргизии и Узбекистане. Избирательный порог в Кыргызстане для прохождения в парламент оставили прежним - 5%, хотя первоначально было заявлено о четырех. Почему переиграли, неизвестно. Отметим, что 5% барьер - это классический вариант, но например, в Украине он три процента и разрешены предвыборные блоки партий. А вот в Казахстане, Таджикистане, России блоки запрещены, а как будет в Киргизии? В Узбекистане вообще нет проходного барьера, и побеждает тот, кто набрал больше голосов по той территории, где партиец баллотируется. В Таджикистане тоже пятипроцентный барьер, а в Казахстане самая высокая планка в регионе 7%, по аналогии с Россией.

Если парламент будет состоять из 120 депутатов, то по результатам выборов победившей политической партии может быть предоставлено не более 65 мест, а во втором варианте - 60 мандатов. Омурбек Текебаев схитрил, первоначально он говорил, что за правящей партией закрепят 50% + 1 голос, однако в Проекте другие цифры. Подобно Украине депутаты Жогорку Кенеша будут создавать правящую коалицию, объединяя партийные фракции. Парламентским меньшинством считаются фракция или фракции, не входящие в состав парламентского большинства и объявившие себя оппозицией.

Полномочия парламента практически не ограничены. От назначений на государственные посты до определения внутренней и внешней политики. На все это нужно будет одобрение депутатского корпуса - на кадровые назначения в правительстве, на назначение выборов президента, на избрание и освобождение судей, на назначение двух третей членов ЦИК, Счетной палаты и так далее. Также именно правящая партия или коалиция будет контролировать всю исполнительную власть в республике, и формировать правительство. Именно ей президент будет предлагать «выдвинуть кандидатуру на должность премьер-министра» и затем будущий премьер уже представит на согласование депутатам персональный состав Кабмина.

Но отметим, что этот вопрос прописан в проекте Конституции очень невнятно и сложно. В случае если по результатам выборов ни одна из политических партий не получила более половины депутатских мандатов, то есть нет правящей партии, то предложить одной фракции, если не получится то предложить другой фракции, если не получится то предложить третьей фракции, очень запутанно и очень сложно. Опыт Украины показывает, что при такой непрозрачной схеме быстро наступает политический кризис, когда фракции тянут одеяло на себе при выдвижении кандидатуры премьера и персонального состава правительства. Страна погружается в бесконечную пучину досрочных выборов, а президент только и успевает отправлять в отставку правительство или назначать новые выборы парламента.

Таким образом, будем надеяться, что гласность и открытость обсуждения новой Конституции Кыргызстана приведет к главному: она станет, прозрачна и понятна каждому жителю страны, из нее уберут тяжеловесные схемы и популярно объяснят, зачем вносят те или иные новеллы в законодательство. Пока, даже мне, профессиональному политологу, многое осталось неясным.

ca-news.org

Предыдущая статьяCA-NEWS : Eurasianet: События в Кыргызстане показали, что ОДКБ не создан для разрешения внутренних конфликтов
Следующая статьяЭкономическая стратегия Туркменистана: опираясь на народ, во имя народа