«Central Asia News»: Центральная Азия вздрогнула от смены власти в Кыргызстане
27.04.10 15:42, Zamandash press
Французская революция Центральной Азии
Политическая напряженность в Кыргызстане усиливалась задолго до беспорядков, которые транслировались по всему миру и всем телевизионным каналам Центральной Азии: рассерженные толпы на улицах, волнующий момент, когда грузовик протаранил украшенные орнаментом главные ворота президентского дворца.
В то время, как президент Бакиев был вынужден сбежать из столицы, и, в конечном счете, из страны, реакция других стран Центральной Азии, расположенных по соседству с Кыргызстаном, говорила многое о политике и ситуации прав человека в регионе. В целях написания данной статьи под словом регион подразумеваются Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Центральная Азия является одним из самых бедных регионов мира, где ВВП на душу населения составляет 2700 долларов США. Бедность способствует авторитарному правлению; поскольку население больше обеспокоено вопросами выживания, а не политикой, руководителям не приходится волноваться по поводу таких щекотливых вопросов, как права человека, ситуация с которыми в Центральной Азии очень сложная.
Именно советское наследие этого региона удерживает его от истинной демократии. Авторитарные модели руководства и политики были внедрены здесь СССР, когда он захватил почти весь центрально-азиатский регион, и от этого было трудно избавиться. Пока, только Узбекистан является одной из пяти бывших советских республик, которая пытается сделать что-то похожее на прогресс, но даже при этом в стране всё еще существует исполнительная ветвь с высоким уровнем власти -парламент не имеет даже полномочий по внесению предложений или проектов законов.
В некоторых случаях реакция лидеров этих стран была такой, что они отказывались признавать этот кризис. Узбекистан и Туркменистан изолировали себя от политического переворота в Кыргызстане, не говорили об этом вообще, препятствовали тому, чтобы государственные телеканалы транслировали более «глубокую» информацию о событиях в Кыргызстане.
Казахстан, с другой стороны, являясь региональным «локомотивом», заинтересованным в стабильности региона, оказал давление на временное правительство Кыргызстана, призвав восстановить порядок для того, чтобы не возникло никаких революционных планов и чтобы оппозиционные силы Казахстана не задумывались об этом.
Наряду с этим Казахстан обнародовал плохо замаскированное предупреждение народу Кыргызстана, советуя ему не подвергать угрозе с трудом завоеванные свободы и относительно процветающую экономику. Как региональная держава Казахстан имеет право на подобный шаг. Таджикистан тем временем мог только наблюдать за происходящим и «ломать руки» от отчаяния, сочувствуя кыргызскому народу, и призывая, скорее мягко, к восстановлению порядка. Таджикистан является беднейшей, и поэтому самой слабой страной из бывших советских республик в Центральной Азии, и обладает незначительным влиянием, когда дело доходит до региональной политики. Разнообразие реакции подчеркивает мнение одного комментатора, Айтолкын Курмановой, которая сказала: «Регион различается по уровню политических свобод и свободных движений». Это не такая однородная территория, как зачастую думают иностранцы ввиду похожего окончания «стан» в конце названия каждой страны.
Айтолкын Курманова является исполнительным директором Института экономических исследований Центральной Азии. По ее словам, различия в реакции отражают различия в уровнях политических свобод.
Казахстан достиг некоторого прогресса в функциональной демократии, и таким образом, он смог предложить свой подход «мягкой» силы, одновременно призывая к спокойствию, выступая с предостережениями, выражая сочувствие народу Кыргызстана и выступая в качестве посредника для достижения сделки, позволившей свергнутому президенту уехать из страны в целях урегулирования конфликта. Узбекистан и Туркменистан использовали «жесткую» силу, предупреждая о том, что все потенциальные митингующие в этих странах будут отвечать по всей суровости закона, или, говоря иначе, будут подавлены. Политический кризис в Кыргызстане был кошмарным сценарием для лидеров этих стран, которые достигли незначительного прогресса в политическом реформировании и продемонстрировали несущественный интерес в его ускорении.
В течение нескольких апрельских дней было время, когда казалось, что «власть народа» может распространиться в соседние страны благодаря эмоциональной силе, однако теперь, похоже, всё успокоилось. Регион может вернуться в статус-кво. До следующего раза, когда народ опять будет «доведен до крайности».
«Central Asia News», апрель 2010 года Перевод - «Zpress.kg»