"АП": Газовая атака Таджикистана- 2. Застали ожидаемо, врасплох
14:04 11.01.2013, ЦентрАзия
Газовая атака - 2
Начиная с 31 декабря, Узбекистан вновь прекратил поставку газа в Таджикистан. Официальный Душанбе упрекает соседнюю страну в нежелании вести переговоры по новым поставкам, Ташкент говорит о выполнении условий договора и снимает с себя всякие обязательства. Из года в год в начале января эта информация традиционно повторяется в СМИ страны. И традиционно мы задаемся вопросами: кто виноват в сложившейся ситуации - наши нерасторопные чиновники или соседи, не желающие идти нам навстречу, и что сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию во взаимоотношениях двух стран?
Застали ожидаемо, врасплох
НАКАНУНЕ Нового года соседний Узбекистан полностью прекратил подачу природного газа в Таджикистан. И это не было громом среди ясного неба:
Газовым компаниям двух стран не удается вовремя подписать соглашение о новых поставках узбекского природного газа в РТ не первый год. Последний пример - прошлый год. В начале января 2012 года ситуация с прекращением поставок "голубого топлива" возникла потому, что не было соответствующего годового договора. Тогда вопрос решила правительственная делегация Таджикистана, отправившаяся в Ташкент сразу после того, как Узбекистан прекратил подачу газа.
Второй подобный случай в прошлом году возник в апреле, когда причину своего решения "Узтрансгаз" объяснил "отсутствием ресурсов" и окончанием срока подписанного в начале года контракта с Таджикистаном.
В конце декабря 2012 года премьер-министр Таджикистана Акил Акилов направил срочную телефонограмму на имя своего узбекского коллеги Шавката Мирзияева. В обращении он попросил "прояснить ситуацию и содействовать подписанию нового документа". Но просьба Душанбе пока осталась без ответа.
Руководство таджикской газораспределительной компании "Таджиктрансгаз" продолжает вести переговоры с узбекскими коллегами относительно поставок природного газа в 2013 году. Однако стороны, по словам главы "Таджиктрансгаза" Саидахмада Шарофиддинова, пока не достигли никаких конкретных результатов. Также, по его словам, Таджикистан и Узбекистан в настоящее время ведут переговоры и на уровне внешнеполитических ведомств.
Не вини зеркало:
ТАДЖИКИСТАНУ не привыкать к подобным "подаркам" на Новый год. Но так и не ясно, кто виноват в сложившейся "традиции" - наши нерасторопные чиновники или соседи, не желающие идти нам навстречу. И как выйти из этой ситуации и не допустить ее повторения впредь?
- Нам давно пора прекратить обвинять в этом вопросе Узбекистан, - говорит депутат парламента Шоди ШАБДОЛОВ. - Его позиция ясна - с наступлением холодов газ отключается, и это не первый год. Узбекская сторона в целом выполнила свои обязательства, и потом, ей решать, давать нам газ дальше или нет. Это их товар, хотят - поставят, не хотят - нет. Они не обязались бесперебойно обеспечивать нас газом.
Что касается второго вопроса. Я уже неоднократно высказывался о том, что все ресурсы надо направить на самые первостепенные цели, одной из которых является энергетика и добыча газа, в частности.
По словам эксперта, серьезным упущением правительства является то, что имея месторождения газа, разведанные еще в советский период, выявляя новые, почему-то мы долго тянем с решением вопроса его добычи.
- За эти годы мы потратили сотни миллионов долларов на так называемые "престижные" объекты непроизводственного значения, которые народ не считает таковыми, но чтобы пробурить несколько скважин для добычи газа и обеспечения наших минимальных потребностей - у нас денег не нашлось, - говорит Шабдолов. - Надо трезво думать о том, что делать дальше: еще 20 лет только и говорить о непоставках узбекского газа или незамедлительно заняться добычей своего. Да, они соседи, но они нам не обязаны. Давайте тогда будем обвинять и Афганистан - за то, что не поставляет газ из Шибиргана. У русских есть хорошая пословица: "Не вини зеркало, коли рожа крива".
Вода как камень преткновения
ЭКСПЕРТЫ отмечают, что очередная газовая проблема - продолжение "холодной войны", которую ведут две страны вот уже на протяжении более 10 лет. Один из главных камней преткновения в разрешении этого вопроса - строительство Рогунской ГЭС.
По мнению директора отдела Средней Азии Института стран СНГ и Балтии Андрея ГРОЗИНА, опыт Казахстана и Киргизии показывает, что "даже такую острую проблему, какой является водная, решить можно. Сегодня Бишкек пропускает Астане нужный объем воды и получает за это электроэнергию и деньги".
- Но в данном конкретном случае я не вижу заметных перспектив, - отмечает он. - Очевидно, стороны будут продолжать информационную войну. Впрочем, даже без учета Рогунской ГЭС, учитывая колоссальный рост численности местного населения, а значит, и потребления воды, можно предвидеть постепенное обострение "водного вопроса".
В СМИ уже неоднократно поднимался вопрос о том, что будет, если мы не прислушаемся к соседу и не откажемся от строительства Рогуна, если не сможем прийти к какому-либо компромиссу.
Узбекистан еще несколько лет назад решил избавиться от транзитной зависимости от Таджикистана - построил или строит альтернативные трассы в обход таджикской территории. При этом он ужесточил негласную транспортную блокаду, препятствующую поступлению грузов для многих сфер экономики, прекращает подачу газа, запретил провоз по своей территории транзитного сжиженного газа: Это неполный перечень "инструментов", применяемых сегодня Ташкентом.
Есть ли свет в конце тоннеля?
ЯСНО, что дальнейшее игнорирование аргументов и позиций друг друга приведет к еще большему охлаждению отношений между Ташкентом и Душанбе. Есть ли надежда разрешить проблему?
- Таджикско-узбекские отношения являются ключевыми в регионе. Дело в том, что после переноса своей столицы из Алматы на север Казахстан несколько отстранился от региональных проблем. Туркменистан со своей политикой нейтралитета также практически не участвует в политических процессах стран Центральной Азии. Кыргызстан в последние годы больше занят решением проблемы стабильности внутри своей страны. Учитывая эти обстоятельства и то, что на территории Узбекистана и Таджикистана проживает большая часть населения региона, можно полагать, что основную погоду в Центральной Азии делают таджикско-узбекские отношения, - считает председатель Национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдугани МАМАДАЗИМОВ.
По словам эксперта, приходится сожалеть о том, что в последние годы в этих отношениях мы видим больше негативных явлений, связанных с разным подходом к строительству гидроэнергетических сооружений, использованию ирригационных сетей и т.д.
- Я думаю, в сложившейся обстановке, учитывая рыночные отношения в странах, в первую очередь, первый шаг навстречу нужно сделать тому государству, которое в этом больше нуждается. В данном случае первый шаг должны сделать мы. Мое личное мнение: мы должны вести переговоры с Ташкентом и привлечь его к сотрудничеству, в том числе в строительстве основных гидроэнергетических объектов в Таджикистане, - считает А. Мамадазимов.
По мнению политолога, основная проблема во взаимоотношениях двух стран - нехватка доверия, отход от принципа добрососедства, отсутствие конструктивного диалога. И если в этом направлении первый шаг сделает Таджикистан, то это будет не ущемлением национальных интересов, а демонстрацией открытости, готовности к сотрудничеству. В этом отношении, считает А. Мамадазимов, январь, как начало года, хороший месяц для создания межведомственной комиссии, которой необходимо работать на постоянной основе.
- Ведь во взаимоотношениях двух стан накопилось много проблем. Остается пока единственная тонкая нить, которая связывает нас позитивно - это гастроли деятелей культуры обеих стран. Но у нас огромный потенциал для совместных действий, от результата которых в выигрыше будут оба государства.
- Как Ташкент, так и Душанбе прекрасно понимают, что в мире нет беспристрастных "арбитров", которые в короткий срок устранили бы корень разногласий, удовлетворяя требования каждой из сторон, - продолжает эксперт. - Только двусторонние переговоры и только в столицах двух братских народов (поочередно), без посредников, могут сблизить позиции сторон и помочь прийти к консенсусу, которого с нетерпением ждут более 35 млн населения двух государств.
10.01.2013
Источник - Asia-Plus