Кыргызстан. Игры «патриотов»
25/01/13 12:38, Бишкек - ИА «24.kg», Асель ОТОРБАЕВА
В Бишкеке продолжается судебный процесс над тремя депутатами парламента, которых обвиняют в попытке насильственного захвата власти. Лидер партии «Ата-Журт» Камчыбек Ташиев, возглавив разгоряченную толпу молодых людей, 3 октября 2012 года полез на забор «Белого дома». Очевидно, он об этом горько сожалеет, а те, кому разрешили его навестить в камере следственного изолятора, это подтверждают. «Бес попутал», - признался им член Жогорку Кенеша. Но речь сегодня не о нем и еще двух фигурантах уголовного дела, а о группе поддержки...
Под знаменами «Кумтора»
Немного предыстории. Садыр Жапаров, возглавлявший парламентскую комиссию по изучению деятельности компании «Кумтор», призвал сторонников выйти на митинг и потребовать национализации золотоносного рудника и всех обеспечивающих его работу структур - офисов и фабрики, а руководство компании арестовать. Его поддержали от 300 до 500 человек (цифры разнятся у сторонних наблюдателей акции 3 октября). На центральную площадь Ала-Тоо в тот осенний день пришли в основном атажуртовцы, праздношатающиеся и специально доставленные участники акции. Но все изначально пошло как-то не по плану.
«Требуем принять меры по экстрадиции экс-президентов Кыргызстана Акаева и Бакиева путем взятия в заложники их родственников», - заявил на митинге журналистам председатель партии национального возрождения «Асаба», член оргкомитета митинга Салмоорбек Дыйканов.
Два имени, вызывающие аллергию у многих рядовых граждан, прозвучавшие громко, послужили детонатором не только для массового улюлюканья, но и для самих организаторов. Толпа, ведомая парламентариями, отправилась покорять забор.
«Я просил митингующих не лезть на забор «Белого дома». Я не знаю, почему они полезли», - скажет под вечер 3 октября Садыр Жапаров. Но от камеры СИЗО это его не уберегло...
Курманбек Осмонов - депутат и адвокат...
Сопартийцы трех арестантов, конечно, переживают за их судьбу. Старожил отечественной юриспруденции Курманбек Осмонов даже вызвался стать общественным защитником Садыра Жапарова, Камчыбека Ташиева и Таланта Мамытова. В суде он выступает, обильно сдабривая речь статьями, пунктами и подпунктами действующих нормативно-правовых актов. Судья внимает.
Логично предположить, что такой же член партии и фракции «Ата-Журт», как эти три депутата, Курманбек Осмонов разделяет их позицию по «Кумтору», раз взялся отстаивать их интересы в суде? Сам он заявляет о незаконности возбуждения уголовного дела и ходатайствует об изменении меры пресечения коллегам. Суд, сутки подумав, не отпустил. Все трое по-прежнему под арестом.
Но сам Курманбек Осмонов должен же разъяснить широкой общественности, как он, будучи министром юстиции, дал «добро» на подписание ряда документов правительством Кыргызстана с руководством Centerra Gold Inc. еще в 2004 году. Ведь все последующие «войны» вокруг многострадального инвестора берут начало именно с того времени. Но он почему-то об этом молчит...
...но прежде юрист
Из заключения первого вице-премьер-министра, министра юстиции Курманбека Осмонова ?02-13/7, направленного в Centerra Gold Inc.: «Министерство юстиции КР на основании проведенного анализа (пакета документов, подписанных с компаниями, осуществляющими обеспечение работы «Кумтора» - прим. ИА «24.kg») пришло к следующим заключениям: ...каждое из новых соглашений по «Кумтору» было надлежавшим образом заключено и вручено лицами, уполномоченными действовать и принимать юридические обязательства от имени КР».
Или вот еще: «Не имеется никаких нормативных правовых актов, а также любых других положений законодательства КР, которые ограничивают, устанавливают запрет или противоречат действиям правительства КР по заключению и выполнению новых соглашений по «Кумтору».
А вот еще: «В соответствии с концессионным договором, Законом КР «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях» и другими положениями применимого законодательства КР «Кумтор Голд Компани» является эксклюзивным владельцем всех прав и правового титула на концессию по месторождению Кумтор, как это определено в концессионном договоре».
Концессия (лат. concessio - разрешение, уступка) - 1) форма привлечения иностранного капитала, когда государство (местные органы власти) сдает в эксплуатацию на конкретный срок на возмездных условиях землю, источники природных богатств, предприятия, другие хозяйственные объекты иностранным фирмам или частным лицам. Концессионер вкладывает свои средства в разработку полезных ископаемых и освоение районов, организацию производства каких-либо изделий, получая за это соответствующую прибыль и уплачивая оговоренную договором плату государству, сдавшему ему в концессию объект. По мере развития концессионной территории часто возникают совместные предприятия с использованием капитала концессионера и предприятия страны или государства. Согласно международному праву, государство может прекратить действие концессии по истечении договорного срока; 2) вознаграждение, получаемое банками за организацию продажи вновь выпущенных ценных бумаг (Большой экономический словарь).
Цепная реакция
Министр экономики Темир Сариев, безусловно, лукавит, когда призывает привлечь к ответственности всех бывших чиновников. Изрядная их порция и сейчас во власти, и в парламенте тоже. Почему среди длинного списка фамилий, начиная с Аскара Акаева, и даже уже умершего человека, нет фамилии Курманбека Осмонова? Или самого ...Темира Сариева? Ведь последний был депутатом парламента с 2000 по 2005 год и даже являлся главой подкомитета по налогам. И позже еще раз был депутатом. Ведь все кумторовские вопросы тогда также послушно прогоняли через Жогорку Кенеш, точь-в-точь как нынче.
Из рекомендаций госкомиссии Генеральной прокуратуре: «Дать правовую оценку и установить меру ответственности лиц, виновных в нарушении норм законодательства КР при реализации проекта «Кумтор» и допустивших нанесение ущерба интересам Кыргызстана: А.Акаева, К.Бакиева, Т.Чынгышева, Д.Сарыгулова, Б.Силаева, К.Кудайбергенова, А.Жакыпова, Н.Танаева, И.Чудинова, Д.Усенова, А.Елисеева, М.Бакиева, К.Курманалиева»...
Это тактика трусливого страуса - нынешние министры воюют со сбежавшими. С теми, кто прежде шел на поводу интересов узкой группы заинтересованных политиков, но сегодня с мандатом в кармане, Темир Сариев вступать в полемику не торопится. В многостраничном отчете государственной комиссии, которую он возглавляет, нет и намека на лепту, которую внес Курманбек Осмонов в «узурпацию канадцев», будучи первым вице-премьером в правительстве Николая Танаева.
Вот и нынешний министр юстиции, член партии «Ата Мекен» Алмамбет Шыкмаматов сетует, что «соглашением 2009 года с «Кумтором» мы связали себе руки до 2042-го». Но соратник Омурбека Текебаева тоже не договаривает. Ведь, как правовед, он понимает, что документ четырехлетней давности перелопачен на основе предыдущих, начиная еще со времен Аскара Акаева. По его словам, согласно соглашению-2009, Кыргызстан не может поднимать вопрос об изменении его сути. Но поднял. И требует денонсации. И даже шантажирует. «Если Centerra Gold Inc. обратится в международные суды с иском против нас, мы обратимся в правоохранительные органы Канады с заявлением о коррупции среди менеджеров компании», - заявил Алмамбет Шыкмаматов на последнем заседании правительства.
...Патриотизмом сегодня в Кыргызстане прикрываются все, кому не лень. Чиновники правительства Жанторо Сатыбалдиева невольно оказались в центре казусной ситуации. Пока в кабинете министров и Жогорку Кенеше соревнуются, кто громче прокричит про ущемленные интересы Родины и немедленную перекройку соглашений по «Кумтору», самые патриотичные патриоты и защитники месторождения сидят на нарах...
И еще один комментарий
«Кумтор» остается в центре внимания на протяжении всех лет своей работы. Документация, обеспечивающая работу золотодобывающей компании, перекраивалась многократно. Но каждый раз у инициаторов пересмотра условий соглашений находилось более чем достаточно аргументов вновь вернуться к их корректировке. Вопросов нет, любой инвестор должен работать не только для собственной выгоды, но и для пользы страны пребывания.
Только от неуклюжести иных высокопоставленных лиц страдает в целом экономика.
«Деньги любят тишину, а большие деньги - мертвую тишину» - это известно всем. Так зачем Темир Сариев и К устроили этот гвалт? Не проще ли и эффективнее было бы сесть за стол переговоров и уже после их завершения рассказать народу о новостях? А сейчас мы добились только одного: даже самый оптимистичный из всех потенциальных инвесторов наверняка принимает решение заморозить свои проекты в этой удивительно красивой стране - Кыргызстане - с удивительно замечательными жителями и удивительно заносчивыми чинушами...