Да здравствует Европа регионов?
25.01.2013 06:52, dn.kz
Чем больше на континенте будет независимых стран, тем больше там может быть порядка
Юрий Сигов, Вашингтон
Серьезнейший экономический и социальный кризис, который переживает нынче Европа, напрямую отражается на благополучии граждан всех тех государств, которые с ней поддерживают тесные как торговые, так и политические связи. И если бы дело было только в курсе евро по отношению к другим валютам и возможности закупать в Европе передовые технологии, продавая ей сырье и направляя на ее курорты сотни тысяч туристов. На самом же деле речь идет нынче не только о какой-то «переналадке» европейской экономической машины, а о пересмотре самой концепции дальнейшего будущего всего Старого континента.
Долгие годы именно Европа была тем социально-культурным маяком, который привлекал своим уровнем благосостояния, комфорта жизни и перспектив континентального объединения граждан не только самих европейских государств, но и иностранцев. Особенно много почитателей европейского пути развития было в странах постсоветского пространства. Которым очень уж хотелось поскорее зажить «по-европейски» и как можно быстрее оказаться в единых европейских государственных и экономических механизмах, которые сулили стабильность, надежность и процветание.
Но в последние пару лет ситуация на европейском «социально-экономическом поле» существенно изменилась. Целый ряд стран континента переживает нынче очень непростые экономические времена. Такие государства, как Греция, Португалия, Испания и частично Италия, либо уже стали, либо вот-вот станут финансовыми банкротами. А в самих европейских странах (особенно тех, где ситуация действительно складывается кризисная) растет внутренний сепаратизм и стремление целых провинций и народов выйти из состава современных государств и образовать свои собственные.
Наиболее остро подобное социально-экономическое размежевание наблюдается сейчас в Испании, где серьезнейший экономический кризис и повальная безработица (особенно среди молодежи) приводят к желанию наиболее экономически развитых провинций объявить о своей независимости от центра и провозгласить создание собственных государственных объединений. Страна Басков, Каталония и Галисия уже открыто предъявили Мадриду условия «цивилизованного развода». И, судя по всему, испанские мотивы во внутригосударственных отношениях в Европе будут и дальше пользоваться здесь повышенной популярностью.
Референдум о независимости пройдет через год. Но станет ли после него Каталония независимой?
Когда в 1991 году стремительно разваливался Советский Союз, то тогдашние российские руководители только и твердили своим согражданам, будто процесс этот здоровый и в целом положительный. И что чем быстрее все распадется, тем быстрее начнет якобы процветать Россия, которая, по их мнению, только и делала, что все остальные советские республики десятилетиями кормила и содержала. Потом, правда, стало ясно, что все это - пустая демагогия и постылая политическая риторика. Но «поезд распада» к тому времени, когда настало «всеобщее социальное прозрение», уже безвозвратно ушел.
Сейчас нечто похожее происходит и в Испании. После победы на парламентских выборах сторонников независимости Каталонии от Испании основные партии провинции приняли решение провести в 2014 году референдум о независимости, которой жители Каталонии за всю свою историю пользовались всего 12 лет - да и то очень и очень давно. Причина развода с Мадридом весьма характерна для сегодняшней Европы: центр забирает все налоги и перераспределяет их в пользу более бедных провинций. Каталонцы так жить дальше не хотят, и поэтому думают, что независимыми им будет куда комфортнее, чем оставаться под властью «ненасытного Мадрида».
Сторонники отделения от Испании подсчитали, что как только Каталония выйдет из ее состава, то она станет одним из богатейших государств Старого Света. А само философское обоснование неизбежности формирования на континенте новых государств подается в Каталонии посредством «Европы регионов». Это движение якобы угнетенных экономически провинций уже устоявшихся европейских государств, которые стремятся к полной независимости.
В том же Европарламенте на основе платформы «Европа регионов» объединились совершенно разные силы - ее поддерживают на сегодня как правые, так и левые, а также центристы. Плюс разного рода «зеленые», консервативные силы, и одновременно как сторонники сохранения Евросоюза, так и желающие с единой Европой давно уже покончить.
Здесь стоило бы отметить еще и вот какой факт. Как только плохо становилось какой-то европейской экономике, то Евросоюз, а также Европейский банк развития оказывал помощь центральным правительствам проблемных стран. И никто и никогда конкретно не заботился о том, а куда подобная помощь в конечном итоге поступает, и почему это вдруг даже в проблемных государствах одни регионы продолжали успешно развиваться, а другие полностью банкротились.
Именно по причине неспособности единых европейских механизмов, а также центральных правительств оперативно и эффективно решать финансовые проблемы регионов и набрала силу политическая платформа «новой европейской независимости», наибольшее влияние получившая в Испании, Италии и Франции. Интересно, что целый ряд провинций европейских стран (включая ту же Каталонию) представлены в Брюсселе так называемыми «информационными бюро», которые де-факто играют роль независимых посольств внутри собственных, пока еще единых европейских государств.
Не менее показательно и то, что все провинции и автономии, включая Каталонию, которые добиваются выхода из состава своих сегодняшних государств, отнюдь не намерены покидать Евросоюз. Как раз напротив - они считают, что именно в составе ЕС станут еще более зажиточными и процветающими и сохранят при этом нормальные отношения со своей бывшей метрополией.
А пока Каталония будет вовсю готовиться к референдуму 2014 года, правительство автономии намерено выбивать не только по максимуму льготы и привилегии от Мадрида, но и «трясти» Евросоюз насчет дополнительных денег и программ развития европейских регионов. Благо, что таких программ у Евросоюза много, и если деньги в ту же Каталонию пойдут напрямую, а не через центральное испанское правительство, то тем самым уже будет закладываться фактически независимая основа для будущего существования Каталонии как отдельно взятого европейского государства.
Развода не дадим, а за строптивость накажем
Здесь, правда, европейские понятия о широкой демократии и автономной независимости регионов континента гарантированно вступят в полное противоречие с желанием самой государственной метрополии подобный раскол своей территории допустить. Так, центральное правительство Испании уже неоднократно доводило до каталонских властей, что ни о каком выходе из состава страны автономия может даже не задумываться. Во-первых, подобное не предусмотрено Конституцией страны. А во-вторых, в той же Конституции есть положение, по которому центральная власть для «усмирения региональных бунтовщиков» может ввести на территории автономий войска.
Уже сейчас между Мадридом и Барселоной ведутся переговоры о том, чтобы не доводить дело до открытой общеевропейской свары. Переговоры эти на самом деле мало что прояснят, потому как позиции сторон прямо противоположны: одни хотят уйти из-под опеки центра, а другие ни в коем случае этого не допустят. При этом теоретически на стороне центрального правительства наличествует чисто законодательная правда - выход любой провинции Испании из ее состава можно именно законодательно заблокировать через Конституционный суд страны.
А если учесть, что, глядя на Каталонию, аналогичные права на независимость начнут «качать» Страна Басков и Галисия, то вся единая государственная конструкция Испании может очень быстро зашататься. Для самой же Европы есть помимо испанских прецедентов независимости не менее жесткие требования независимости со стороны Шотландии от Великобритании, Пьемонта от Италии и ряда других «провинциально-недовольных». Что тогда со всем этим делать, и как сохранить целостность этих стран, которые в экономическом плане при всех имеющихся кризисных явлениях считаются чуть ли не самыми развитыми на Старом континенте?
Да и силой центральные власти вряд ли смогут на сегодня в рамках единой Европы подавить сепаратистские настроения. Тем более что экономическая ситуация в ведущих европейских странах в нынешнем году вряд ли улучшится, сколько бы пакетов помощи ни «подкидывал» тем же Греции, Испании или Португалии Европейский банк и специально для этого созданные единые валютные фонды Евросоюза.
Тут важно, думаю, будет понаблюдать за тем, как поведет в этой ситуации себя Евросоюз и его руководство. Очень важно, что стремящиеся выйти из состава своих стран прежде всего по финансовым и экономическим соображениям провинции хотят обязательно сохранить за собой место в рядах ЕС. И это при том, что сама структура Евросоюза настолько забюрократизирована и неэффективна, что особенно маленькие страны, казалось бы, должны ориентироваться «на выход» из состава «брюссельского монстра».
Будущее Каталонии в Испании - это будущее всего Евросоюза
Как показали события к долговым кризисам Греции, в руководстве ЕС (а значит - его наиболее крупных и финансово-влиятельных стран) принято «командирское решение» - никого ни из ЕС, ни из зоны евро не отпускать. А любыми путями и любыми миллиардами евро держать «круговую европейскую оборону», чего бы это ни стоило. То есть решение это сугубо политическое, и держаться в его рамках «единые европейцы»будут до последнего.
В этой связи ЕС вполне может и «цыкнуть» на Каталонию, и культурно запугать ее невозможностью вступления в ЕС на положении отдельно взятой независимой страны. В таком случае сепаратистские настроения не только в этой испанской провинции, но и в других по всей Европе могут поутихнуть, и вся кампания по формированию «новых регионов Европы» постепенно сама собой рассосется.
Однако подобные действия ЕС, если Брюссель на них решится, пойдут вразрез с желанием народов континента жить самостоятельно и самим определять свою судьбу. Почему Чехословакии, спрашивается, можно «бархатно» разводиться, а Каталонии с Испанией - нет? Почему бывшая Югославия превратилась в семь независимых государств, одно из которых уже принято в ЕС, а две другие республики стоят «на листе ожидания», а тому же Пьемонту нельзя объявить о своей независимости от Италии?
К тому же и Каталония, и Шотландия с Пьемонтом хотят выйти из состава своих стран сугубо мирным путем и более, чем, опираясь на волеизлияние своих собственных народов, через референдум. Что тут такого, против чего Евросоюз должен был бы вести борьбу, и чему препятствовать? И ведь ни одна из этих провинций, стремящихся по всему континенту к независимости, не просит у ЕС или кого другого никаких финансовых пособий. А даже напротив - требуют они, чтобы не отбирали центральные правительства того, что заработано. И на свои собственные средства они готовы самостоятельно укреплять национальную экономику и покрывать свои социальные обязательства.
Таким образом, весь нынешний год будет идти не просто в борьбе центрального правительства Испании против окончательно желающей вырваться на независимую свободу Каталонии, а в определении будушего всего Евросоюза. С точки зрения финансовой самостоятельности богатейший континент мира будет по-прежнему оставаться в глубойчашем кризисе, потому как на примере Греции просто не в состоянии концептуально решить ни одной своей текущей проблемы. «Накачивать» новыми долгами Грецию, Испанию или Португалию - дело только временной, причем очень краткосрочной передышки. Основные же проблемы загоняются по-прежнему вглубь и будут в любом случае тащить «большой общеевропейский корабль» и дальше на дно.
А вот относительно возможности появления на карте континента новых самостоятельных государств Евросоюзу нужно будет занимать уже куда более определенную позицию. Ведь если отдельные европровинции начнут потихоньку откалываться от еще вчера процветавших в своем составе европейских стран, значит само дальнейшее существование системы единой Европы окажется под очень большим вопросом. И далеко еще не факт, что Брюссель с таким вызовом сможет успешно справиться.