Незнание закона не освобождает от ответственности
10.08.2007 г., Новая газета KZ
Аркадий ДУБНОВ, обозреватель «Время новостей», специально для «Новой» - Казахстан»
Объяснительная записка, в которой прошу прощения за то, что, следуя за властями Казахстана, написал правду. Но не всю...
Знаю, что вчера состоялось главное событие предвыборной кампании в Казахстане - теледебаты между представителями «Нур Отан» и ОСДП. Но у меня нет возможности судить, насколько это стало событием - в Москве мой телевизор не настроен на Казахстан. Знаю, что позавчера вечером произошло событие поглавнее теледебатов - австрийский суд окончательно отказал Казахстану в экстрадиции Рахата Алиева с весьма обидной для Астаны формулировкой: в случае его возвращения на родину соблюдение «человеческих прав» Алиева не может быть гарантировано, и он не может там рассчитывать на честное судебное расследование. Мне нечего тут добавить, если не считать сказанного моему коллеге Виталию Волкову в ответ на его ужасное предположение.
Единственное, на что еще стоит обратить внимание, так это на то, что с такой формулировкой причины отказа в экстрадиции, данной авст-рийским судом, шансы Казахстана получить председательство в ОБСЕ в 2009 году становятся еще более мизерными. Независимо от того, как будут оценены в ОБСЕ грядущие парламентские выборы в Казахстане...
Разумеется, в венской штаб-квартире ОБСЕ не могут не отметить, что казахстанские власти начали говорить правду и, возможно, только правду. Но, как легко догадаться, не всю правду. Да, впрочем, какая же власть говорит всю правду... Однако случай с Алиевым - особый и в высшей степени криминальный, и австрияки могли рассчитывать хотя бы на то, что им голову дурить не станут. Они ошиблись. Чего стоят «внушительные» рассуждения представителя МВД РК г-на Коджахметова о том, что вот-вот Вена выдаст бывшего зятя. Прожует ли этот «оракул» теперь свою шляпу?..
Кстати, о правде, только правде, но не всей правде. Недооценка этого «очень человеческого правила» сыграла со мной накануне злую шутку. Как выяснилось, я здорово ошибся, описывая для своей газеты результаты закончившегося на днях визита в Астану президента Азербайджана Ильхама Алиева. Я написал, в частности, что «в ходе этого визита Ильхам Алиев, против обычного, ни разу не вспомнил про Армению как страну-агрессора, продолжающую оккупировать азербайджанскую территорию». Заметив, что «это было бы в Астане некорректным, поскольку Казахстан считается близким союзником Армении по военно-политической организации Договор о коллективной безопасности СНГ».
Выяснилось, что я был прав только в одном отношении: Ильхам Алиев (прошу прощения у читателя за то, что в одном тексте у меня упоминаются два таких разных Алиева...) публично действительно ни разу не вспомнил про Армению. Зато по полной программе эта страна упоминается в совместном заявлении по итогам переговоров, подписанном Ильхамом Алиевым и Нурсултаном Назарбаевым. В нем, в частности, отмечено, что «Армения продолжает проводить оккупационную политику в регионе» и до сих пор «не выполняет решение Лиссабонского саммита ОБСЕ, закрепившего необходимость обеспечения территориальной целостности и суверенитета Азербайджана». Я об этих пунктах документа узнал уже после того, как сдал свою заметку в печать, прочитав на одном из азербайджанских интернет-сайтов интервью посла Азербайджана в Астане Лятифа Гандилова, в котором он рассказывает о том, какое «огромное значение имеют эти пункты заявления для официального Баку».
Пишу об этой истории, во-первых, чтобы «оправдаться перед историей». А во-вторых, чтобы показать, как умеют политики быть корректными (здесь-то я не солгал в своей заметке) в ущерб «всей правде», ведь ни Нурсултан Назарбаев, ни Ильхам Алиев в ходе итоговой пресс-конференции не решились сообщить об «армянском» тренде в своих переговорах, нашедшем отражение в официальном документе. Назарбаев лишь заметил, что «Казахстан поддерживает все международные инициативы Азербайджана». Не нашел я и текста совместного заявления И. Алиева и Н. Назарбаева на сайте казахстанского президента «Akorda.kz». Но, как говорят юристы, незнание законов не освобождает от ответственности. Виноват.