Яна АМЕЛИНА: "Очень надеюсь, что въезд в Азербайджан мне не закроют, ведь я люблю эту страну"
15 Августа 2007, Echo
Спецкор российского ИА "Росбалт", который был депортирован из Азербайджана в минувшее воскресенье, в эксклюзивном интервью "Эхо" предположила, что причина всему - посещение Южного региона нашей страны
С.РЗАЕВ
В минувший уик-энд из Азербайджана была депортирована журналистка российского ИА "Росбалт" Яна Амелина. Она была выдворена после посещения Южного региона страны. По одной из версий, сотрудница российского информационного агентства не прошла аккредитации в Министерстве иностранных дел Азербайджана, как должны делать иностранные журналисты, за что и попала в немилость. Вчера свою версию случившегося Амелина изложила в эксклюзивном интервью "Эхо".
- Какова была основная цель визита в Азербайджан?
- В Баку я приехала из Тбилиси во вторник, 7 августа. Несколько дней проработала в столице, а уже в пятницу отправилась в Лянкяран. Уже там по дороге в Лерикский район меня задержали и отправили обратно в Лянкяран, после направили в Баку. В воскресенье вечером меня посадили на самолет в Москву. Что касается цели моей поездки, то это была обычная служебная поездка. Я в основном занимаюсь Кавказом, как Северным, так и Южным. Неоднократно бывала в командировках в этих республиках. На этот раз моя командировка должна была продлиться неделю. За это время я должна была сделать ряд материалов о текущей политической и экономической ситуации в Азербайджане, а также о соблюдении прав человека в этой стране. С этой целью я планировала встретиться с правозащитниками, политологами, политиками. Часть этих встреч мне удалось реализовать, но некоторые не успела провести. Кроме того, хотела посетить регион, населенный преимущественно талышами, посмотреть, как они живут, что делают. Дело в том, что время от времени проходит информация о якобы нарушении их прав. Естественно, для того, чтобы иметь полную картину, необходимо побывать в регионе, посмотреть на все своими глазами, что я и старалась сделать. То есть сделать вывод о том, есть какая-то проблема или нет.
- Как вы думаете, почему вас депортировали?
- Думаю, это было связано с тем, что я поехала в Лянкяран. Так как все основные вопросы правоохранительных органов касались моей поездки в этот регион, а также того, с кем мне довелось встретиться в Лянкяране, откуда я знаю этих людей, кто они. Вся суть разговора сводилась к тому, что эти люди, с которыми я встречалась, давали мне неверную информацию о том, что происходит с талышским народом. Мол, не стоит с ними даже общаться. Я в свою очередь рассказала, что встречалась с этими людьми абсолютно открыто, не в подполье. Они живут, как и все, не скрываются, против них не возбуждено никакого дела и т.д. Мне не совсем понятно: почему с ними нельзя встречаться, в чем проблема?! Однако мне было сказано, что это неподходящие знакомые. Об этом шла речь на допросе как в полиции Лянкярана, так и в МНБ в Баку.
- И что вам удалось узнать о состоянии талышской общины в Азербайджане?
- Визит мой прервали, поэтому я осталась в недоумении, правильно ли поняла происходящее. Наверное, столь пристальное внимание к приезду рядового журналиста говорит о том, что талышский вопрос в Азербайджане все же существует и представляет для государства какую-то проблему. Мне довелось поговорить с некоторыми людьми, и материал об этом скоро будет опубликован. В целом Лянкяран оставляет очень приятное впечатление. Чистый, зеленый город, в котором бурно идет строительство, развитие. Возвращаясь к теме нарушения прав талышского меньшинства, то об этом я могу судить только со слов других людей, которые рассказали мне ряд случаев. Думаю, имеет смысл опубликовать все это.
- А почему вы решили написать именно о талышах? Страна у нас вроде бы многонациональная...
-У меня не было какой-то особой причины. Я была знакома с одним представителем талышского народа. Он мне рассказывал о Лянкяране, мол, можно съездить, посмотреть. Мне было интересно увидеть эти места, поехать туда. Признаться, мне еще хотелось побывать в Хачмазе. Я мало где была в Азербайджане, так что мне хотелось бы побывать в регионах страны. А в случае с Лянкяраном, у меня просто оказалось больше знакомых там, так что я поехала первым делом в этот регион.
- Вы были на оккупированных территориях Азербайджана? Оповещали заранее о своей поездке представителей официального Баку?
- Если вы имеете в виду Нагорный Карабах, то да, была. Официальный Баку об этом не уведомляла.
- С кем из политических и общественных деятелей вам удалось встретиться в Азербайджане?
- Встречалась с политологом Зардуштом Ализаде, удалось сделать очень интересное интервью. Встречалась с правозащитниками, к примеру, с Новеллой Джафароглу. Была встреча с Игбалом Агазаде, который воевал во время нагорно-карабахского конфликта. Мне хотелось написать материал на карабахскую тему, где будет представлено мнение как из Еревана, так и Баку. Планировала встретиться с людьми, которые жили в Агдаме и Шуше.
- Какие у вас впечатления от посещения Азербайджана?
- Я была в Баку полтора года назад, во время парламентских выборов 2005 года. Признаться, за это время город очень сильно изменился, я не могла узнать некоторые места, где раньше мне доводилось быть. Совершенно очевидно и можно констатировать, что идет огромное строительство, город преображается просто на глазах. Что касается регионов, впечатляют те дороги и различные постройки, которые мне довелось увидеть в Лянкяране. Мне казалось, что это бедный регион, но, к примеру, в РФ не так много райцентров, которые могли бы соперничать с Лянкяраном в плане инфраструктуры, строений, фонтанов. Это, конечно же, производит приятное впечатление.
- Вам доводилось до этого бывать в Армении...
- Да, разумеется. Если сравнивать, то могу сказать, что на протяжении порядка двух лет не была в Ереване и во время последней поездки увидела, что к сожалению, город остался на месте. Никаких следов развития. Скорее, наоборот. Там, в Ереване, как мне показалось, все как-то запущено. Не может быть и речи о сравнении со строительным бумом в Баку. Что-то, конечно же, происходит и в армянской столице, но масштабы не сравнить. Так что эти нефтяные деньги в Азербайджане, как видно, куда-то тратятся и отчасти на благо народа.
- У вас есть какое-то свое мнение о ситуации вокруг армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта?
- Я всего лишь журналист. И, наверное, было бы правильно дать слово сторонам конфликта. Россия в данном конфликте не участвует, поэтому нет смысла излагать по данному поводу свое мнение.
- Вы общались с армянами и на оккупированных землях. Какого мнения придерживаются они по конфликту, в частности и отдельно по Азербайджану?
- Мнение у всех совершенно одинаковое, у кого-то оно выражается совершенно радикально, а кто-то настроен более спокойно. Но суть не меняется: конфликт может быть решен только предоставлением суверенитета Нагорному Карабаху, и подавляющее большинство выступает за сохранение нынешней ситуации. То есть никто не воспринимает идею передачи семи районов вокруг Нагорного Карабаха и введения в регион миротворческого контингента. Две эти идеи кажутся большинству неуместными.
- Будучи в Азербайджане, вы интересовались состоянием местных средств массовой информации. Каким вам кажется нынешняя ситуация?
- Безусловно, азербайджанские средства массовой информации остаются более интересными, чем российские. Они больше, на мой взгляд, отражают реальную картину мира, чем российские. К тому же, в Азербайджане достаточно много газет, которые издаются на русском языке, и это, конечно же, хорошо. Хотя за последние два года газеты заметно поскучнели, возможно, это общая сегодняшняя тенденция. Трудно судить о преследованиях или о каких-то нарушениях прав журналистов в Азербайджане. Если судить по темам изданий, то можно видеть, что газеты поднимают практически все существующие проблемы. Я видела в Азербайджане газеты проправительственные, объективные издания и, конечно же, откровенно антиправительственные. Я сужу по русскоязычной прессе, а ведь есть еще и газеты, которые публикуются на азербайджанском языке.
- Собираетесь ли приехать в Азербайджан в будущем? И еще, если вам доведется вновь посетить оккупированные земли, планируете оповещать об этом официальный Баку или не видите в этом необходимости? - Я всегда соблюдаю законы, которые мне известны. Прекрасно понимаю, что если человек нарушает закон, то это говорит не в его пользу. Честно говоря, момент с оповещением властей Азербайджана о посещении мной Нагорного Карабаха я как-то упустила. Знаю многих других своих коллег, которые едут в этот регион, и никогда не ставится вопрос о необходимости кого-то уведомлять. Я разузнаю все это подробно, и если действительно, согласно закону, обязательно оповещение Баку до посещения Нагорного Карабаха, то, разумеется, это буду делать. У меня нет какой-то принципиальной позиции не оповещать азербайджанскую сторону о своем визите в Нагорный Карабах. Что касается меня и моей поездки в Азербайджан, то сейчас российское посольство в Баку выясняет все обстоятельства. Очень надеюсь, что ситуация прояснится и въезд в Азербайджан мне не закроют, так как эту страну люблю и хотелось бы еще не раз у вас побывать.