Дети в урожай: вместо учебы в Узбекистане хлопок, блохи и недоедание
31 августа 2007, SNGnews.ru
По данным независимых экспертов, ежегодно почти половина урожая собирается детьми. К примеру, в прошлом году на сбор хлопка с отрывом от учебы были вывезены все ученики, начиная с седьмого класса. Но по законам Узбекистана, тринадцатилетних семиклассников привлекать к физическому труду запрещено.
Детский труд в Каракалпакстане не за горами
В Узбекистане сразу же после празднования Дня независимости, то есть, начиная со 2-го сентября, школьники вновь отправятся на противозаконный сбор хлопка, и изменить эту традицию никто не в силах.
Хлопку в Узбекистане во все времена была отведена роль культового растения. Это и понятно: две трети инвалютных поступлений в республиканскую казну - хлопковые. Эйфория отказа от политики монокультуры, появившаяся в первые годы независимости, давно уже прошла - хлопковые поля, как и в советские времена, снова подступают «к самым дверям» сельского жителя.
Несмотря на то, что лозунги типа «Хлопок - наше богатство» или «Белое золото создают золотые руки», вывешенные на плакатах или написанные на стенах различных учреждений, встречаются в Узбекистане все реже и реже, это не означает, что культ хлопка отступает.
Более того, с каждым годом независимости республики на «битву за хлопок» мобилизуется все большее количество населения, особенно, дети.
1-е сентября - не только праздник Дня независимости Узбекистана и не только последний день перед началом нового учебного года для школьников. 1-е сентября - это еще и сигнал к началу мобилизации школьников на сбор «основного богатства» Узбекистана.
Каракалпакстан при этом, хоть и является самым северным в мире хлопкосеющим регионом, также не остается в стороне от этого принудительного патриотизма. В 2006 году почти 10 тысяч фермерских хозяйств Каракалпакстана дали стране 194 тысячи тонн хлопка. А на 2007 год план РК уже составляет 206 тысяч тонн.
По данным независимых экспертов, ежегодно почти половина урожая собирается детьми. К примеру, в прошлом году на сбор хлопка с отрывом от учебы были вывезены все ученики, начиная с седьмого класса. Но по законам Узбекистана, тринадцатилетних семиклассников привлекать к физическому труду запрещено. Сообщает Uznews.net.
Такая норма предусмотрена в Трудовом кодексе республики, в статье 77, в которой, в частности, сказано, что «к труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ для выполнения ЛЕГКОГО труда, не причиняющего вреда их ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ, не нарушающего процесса обучения, в свободное ОТ УЧЕБЫ время -по достижении ими 14-ЛЕТНЕГО возраста, с письменного СОГЛАСИЯ одного из родителей или заменяющего его лица».
Но из прошлогоднего каракалпакского «опыта привлечения детей на хлопок» известно, что от зари до зари на хлопковых полях трудились ученики не только седьмого класса, но во многих районах и одиннадцатилетние пятиклассники, и двенадцатилетние шестиклассники.
«При этом нашего согласия никто не спрашивал, трудового договора с учениками никто не заключал», - жалуется мать шестиклассника из Ходжейлийского района.
Как констатирует директор одной из школ, «приказ о прекращении занятий в пятых и выше классах и о мобилизации учеников на сбор хлопка был оглашен на совещании в РайОНО его заведующим, но письменного распоряжения при этом не было. Несмотря на это, директора многих школ послушались и прекратили уроки в данных классах, ибо в наших условиях всегда удобнее быть послушным, чем «белой вороной», среди себе подобных».
И вот уже на протяжении многих лет на сборы хлопка выходят без исключения все ученики вышеназванных классов сельских школ, а также школ райцентров. Исключение составляют только столичные нукусские школы.
Однако большинство учителей-предметников, чьи уроки приходятся на классы, мобилизованные на сборы хлопка, к «осенней трудовой четверти» относятся отрицательно.
«Мы на селе все же в лучшем положении, чем городские. Контролировать детей почти нет необходимости, они сами заинтересованы в сборе и зарабатывании денег, а мы в это время имеем возможность поработать на своем огороде, - говорит учитель из Амударьинского района.
- Но все же жалко потраченного времени детей. Ведь при умелой организации процесса сбора хлопка, то есть при достойной оплате за сбор, вполне можно обходиться без принудительного детского труда - в Каракалпакстане достаточно рабочих рук».
По его словам, при поступлении в высшие учебные заведения «трудовая четверть» сельских учеников не учитывается.
«От привлечения детей с отрывом от учёбы на сборы хлопка больше вреда, чем пользы, - считает и фермер из Караузякского района. - Они отстают в учёбе, и мы выращиваем очередное поколение гастарбайтеров для Казахстана и России».
При этом, несмотря на то, что большая часть родителей не поддерживают мобилизацию школьников на хлопок, некоторые из них придерживаются иного мнения, ведь немаловажное значение имеет и «фактор бедности» сельских жителей.
«Во время сбора хлопка дети зарабатывают на книги и тетради, на одежду и обувь», - высказывает свое мнение мать троих детей.
«Я с родителями договорился: все заработанное на сборе хлопка разделим пополам. 50 % - мне на личные расходы, 50% - родителям», - рассказывает один из учеников.
И это притом, что на сборах заработок детей невелик. В прошлом году закупочная цена килограмма чистого хлопка государством была определена в 53 сума. По приблизительным расчётам, в среднем, ученик собирает в день не больше 10 кило. После удержания за влажность и засоренность на руки он за каждое кило получает не более 35-40 сумов. То есть, 350-400 сумов в день (25 центов).
Заметим, этого не хватает ученику даже на питание. Если он на полевом стане находится весь рабочий день, стоимость его питания удерживается с заработанного, и редко кто возвращается домой с деньгами.
«Я никогда не требовала от своих детей денег от сборов, лишь бы возвращались живыми и здоровыми», - рассказывает о наболевшем одна из женщин. И тревоги её вполне обоснованны. Есть немало случаев получения детьми на хлопке травм различной тяжести, включая, и с летальным исходом.
Каракалпакстан ещё не забыл элликкалинскую трагедию, произошедшую несколько лет назад, когда автомобиль с едущими в нем на сборы хлопка детьми упал в канал, и трагически оборвалась жизнь 18 школьников.
Между тем, на запросы местных правозащитников относительно вывоза школьников на сборы хлопка в Министерстве народного образования республики Каракалпакстан монотонно отвечают: «Мы приказов о прекращении учебы и мобилизации школьников на сборы хлопка не давали»:
Получается парадокс: приказов никто не давал, но по окончании сезона в школы из того же Министерства неизменно поступают инструктивные указания относительно уплотнения занятий и наверстывания пропущенных уроков в счет будущих каникул.
Если вернуться к законам Узбекистана, Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности статьей 51 предусматривает «принуждение к труду в какой-либо форме», которое влечет за собой наложение штрафа от одного до трёх минимальных размеров заработной платы.
Но в Каракалпакстане никто не помнит ни одного случая наказания кого бы то ни было за подобное деяние.
В республике вот уже несколько лет сельское хозяйство полностью переведено на форму фермерского управления, и президент Узбекистана Ислам Каримов положительно оценивает развитие фермерских хозяйств в стране.
Находясь уходящим летом в Ферганской долине, Ислам Каримов говорил: «В реформировании сельскохозяйственной отрасли мы выбрали испытанный развитыми государствами эффективный путь - фермерство. Жизнь подтверждает его правильность, налицо позитивные результаты».
Но почему-то эти «позитивные результаты» пока ещё не коснулись самой беззащитной части населения - детей. В Каракалпакстане не за горами новый сезон сбора хлопка, и, к сожалению, скорее всего, основной рабочей силой, как и в прежние времена, в нем будут дети ...