Ирак: маневренные возможности США ослабевают
19:18 30.08.2007, Московские новости
Евгений Примаков, академик
Иракский вопрос все больше выпирает на передний план в предвыборной кампании в Соединенных Штатах. У критиков иракской политики президента Буша - в основном это представители Демократической партии - есть четко обозначенные пределы, преступить которые с точки зрения борьбы за голоса избирателей невозможно, и они это понимают. Такие пределы - ни в коем случае не задевать армию и не допускать критики, которая может быть интерпретирована как антипатриотическая. Видимо, это заставило Хиллари Клинтон на днях признать "успехи войск США в ряде иракских районов". (Подчеркнуто мной. - Е.П.)
Но отражает ли это даже половинчатое признание реальную картину происходящего? Обратимся к фактам. 23 августа директор Национальной разведки США обнародовал "Национальную разведывательную оценку" положения дел в Ираке. В этом докладе самым оптимистическим моментом можно считать расчет на то, "что при условии продолжения жестких операций против повстанцев, а также руководства (!) и поддержки со стороны коалиционных сил иракских органов безопасности ситуация в сфере безопасности в Ираке будет медленно улучшаться в течение следующих 6-12 месяцев". А что сегодня, в настоящее время? "Развитие событий в сфере политики и безопасности в Ираке, - констатируется в докладе, - по-прежнему определяется прежде всего боязнью шиитов потерять политическое господство, стойким нежеланием суннитов признать свой второстепенный политический статус, соперничеством с фракционными группировками фанатиков, которое выливается в вооруженные конфликты и демарши экстремистских формирований, таких как "Аль-Каида" в Ираке, и боевиков, близких к "Армии аль-Махди", которые стараются поддержать агрессию со стороны фанатиков".
Ну что ж, нужно отдать должное объективности составителей доклада. Многие наблюдатели за иракскими событиями сводят их к конфронтации между шиитами и суннитами. Такая оценка явно недостаточна. Среди шиитов нет единства, даже в большой шиитской коалиции, определяющей политику правительства. Премьер-министр Нури аль-Малики не может сказать, что опирается на полную и безоговорочную поддержку духовного руководителя шиитов аятоллы Али аль-Систани и тем более сторонников молодого шиитского лидера Садра, за спиной которого стоит "Армия аль-Махди". Нет единства и среди суннитов. Значительная их часть поддерживает наращивающих свое влияние баасистов. Возможно, кто-то зачисляет всех членов действующей в подполье партии "Баас" в лагерь последователей Саддама Хусейна, но такое видение представляется упрощенным. Среди баасистов вызревает новое руководство, которое озабочено теперь тем, как будет управляться страна после ухода оккупационных сил, понимая, что восстановление режима Саддама невозможно, да и не отвечает потребностям Ирака. Часть суннитов в своем неприятии оккупации и шиитского доминирования в правительстве и в парламенте поддерживает связи с террористическими организациями, такими как "Аль-Каида", которая считает сегодня Ирак чуть ли не главным плацдармом своей деятельности.
Далеко не все "устоялось" и с курдами. Сепаратистские настроения на севере Ирака развиваются вовсю. Но даже если предположить, что удастся удержать курдов от создания самостоятельного государства, то неизбежно встанет во весь рост вопрос об официальном присоединении к курдской автономии Киркука и его района. Навряд ли это пройдет гладко.
В Вашингтоне без обиняков высказали свое недовольство правительством Нури аль-Малики. Его впервые критиковал президент Буш. Ряд сенаторов, в т.ч. и республиканцев, прямо заявили, что иракскому премьеру следовало бы покинуть свое кресло, пока ситуация в стране не стала еще более опасной. Все это происходит, очевидно, в преддверии середины сентября, когда посол США в Ираке Крокер и командующий американскими войсками генерал Петреус представят доклад Конгрессу и ответят на вопросы законодателей о положении в этой стране. Можно с полным основанием предположить, что не последнее место в этом докладе займет критика правительства аль-Малики, которого назначили на этот пост американцы, несмотря на то (а может быть, именно потому) что он возглавлял после ввода войск США комиссию, созданную для вычищения баасистов из госаппарата, армии, служб безопасности. Много времени, заполнен-ного гражданской войной в Ираке, прошло, пока в Вашингтоне поняли, что следует сделать ставку на примирение различных политических сил.
Но поезд, как говорится, ушел. Я не думаю, что положение в Ираке радикально улучшится после созыва премьером аль-Малики, обеспокоенным недовольством США его де-ятельностью, совещания лидеров иракских шиитов, суннитов и курдов, которые пришли к соглашению по ряду вопросов. Далеко не последнее место заняло соглашение, позволяющее баасистам - бывшим соратникам Саддама Хусейна - вернуться в гражданские и военные учреждения и организации. Вашингтон зааплодировал, но явно не от хорошей жизни. Ведь это еще один показатель авантюрного курса США в отношении Ирака, военный удар по которому после провала обвинений в том, что он обладает ядерным оружием, мотивировался желанием свергнуть "ненавистный, антидемократический режим Саддама Хусейна".
К слову, партия "Баас" отвергла соглашение. Пресс-секретарь партии заявил, что баасисты не будут вести никаких дел с иракским правительством, пока в стране остаются иностранные войска.
Поле для маневрирования США в Ираке все более сужается. Найдет ли выход из иракского тупика Вашингтон без международной конференции, в которой примут участие все иракские политические силы, Иран, Сирия, другие арабские страны, постоянные члены Совета Безопасности ООН? Вспомним, что такое предложение неоднократно делалось Россией.