Постсоветская интеграция: время слов прошло
31.08.2007, Фонд стратегической культуры
Николай ЕЛЕЦКИЙ
Официальные российские СМИ, освещая торжества по поводу очередной годовщины подавления августовского «путча» и Дня Государственного флага, не преминули отметить участие в этих празднествах представителей Московской Хельсинской группы, превозносивших принципы демократии и законности. Эти принципы, безусловно, заслуживают защиты и дальнейшего развития. Однако не может не удивлять избирательность трактовок законности, демократии, а также «духа Хельсинки» как отечественными, так и зарубежными адептами либерализма.
Ведь Хельсинское соглашение не ограничивалось «третьей корзиной»; была ещё и первая - не менее важная. Нерушимость послевоенных границ в Европе - вот тот краеугольный камень, на котором предполагалось построить всю систему международных отношений и сотрудничество государств. Разрушение Советского Союза, почти официальные торжества в Вашингтоне по поводу «победы» в третьей мировой войне, агрессия США и НАТО против Югославии и Ирака, американская оккупация Афганистана (конечно же, «хорошая», в отличие от советской - «плохой») - все эти события демонстрируют как абсурдность претензий нынешней ОБСЕ на роль международного арбитра (ибо в этой роли она обязана была бы в первую очередь отстаивать нерушимость европейских границ образца 1975 года), так и лицемерие самозваных «правозащитников», защищающих, в подавляющем большинстве случаев, террористов и иных уголовников, но безразличных к судьбе их жертв.
Весомую долю ответственности за разрушение Советского Союза, наряду предателями из рядов номенклатуры КПСС, несут и пресловутые «диссиденты», некоторые из которых до сих пор гордятся своим диссидентством и «в упор не видят» на своих руках пятен крови жертв этнократических бандитов, которых они привели к власти в бывших союзных республиках и некоторых автономиях РСФСР. Разрушение СССР, ошибки и преступления в национальной политике, выразившиеся в заигрывании с националистами и в капитуляции перед ними, пренебрежение национально-государственными интересами России привели к тому, что российская цивилизация превратилась в цивилизацию «расколотую», а русские - в разделённый народ. Продолжение линии на лишённое национальной определённости, космополитическое «россиянство», отказ от признания роли русских как государствообразующей нации, капитулянтство перед этнократическим криминалитетом в национальных республиках РФ неизбежно ведут к распаду государства.
Некоторые негативные явления и процессы, к сожалению, уже приобрели необратимый характер, - по крайней мере, для обозримого будущего и в рамках сложившейся геополитической модели. Так, очевидно, что прибалтийский регион вышел из сферы российской цивилизации на многие десятилетия. И это при том, что эстонцы и латыши, строго говоря, являются «мигрантами» во всех городских поселениях, основанных русскими, скандинавами, немцами, - в том числе, в Колывани (позже переименованной в Таллин - «датский город», но никак не эстонский), Юрьеве, Нарве, Раковоре, Пернове, Риге (основана немцами по разрешению русского - Полоцкого - князя на подвластной ему территории) и т.д. Общеизвестно, что вплоть до Северной войны представителям окружающих местных племён запрещалось проживать в городах; сельские жители могли быть лишь крепостными у немецких баронов. Даже в XIX в. эстонские крестьяне, фактически находившиеся в рабской зависимости от баронов, обращались к русским императорам с просьбами о даровании этим крестьянам хотя бы тех прав, которые были у русских крепостных. Сегодня потомки эстонских рабов усердно натягивают на себя обновлённые рабские ошейники, дарованные им новыми западными хозяевами.
В отношении же ряда других территорий, традиционно входивших в состав Русского государства или находившихся в орбите русской цивилизации, ситуация не столь безнадёжна, хотя и является сложной, очень сложной и потребует огромных усилий для её исправления. При этом надо ясно понимать: лимит исторического времени для исправления геополитических последствий «катастройки» исчерпан; время благостных прогнозов о радужных перспективах интеграции на постсоветском пространстве ушло; необходимы действия безотлагательные и в высшей степени решительные. Речь идёт, в первую очередь, о землях и населении Малороссии, Новороссии, Белоруссии, а также Южной Сибири (Северного Казахстана), Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Эти территории заселены, преимущественно, русским населением или народами, интегрированными в систему российской цивилизации. Общность истории, культуры, менталитета, образа жизни, жизненных ценностей и приоритетов создаёт основу для формирования единого политико-государственного комплекса. Ключевое значение имеют также экономические факторы - глубокая интегрированность хозяйственных систем и исторически сформировавшаяся у подавляющей части населения названных регионов ориентация на общественно-полезный труд, способствующий росту общественного богатства и укреплению государства. Проживавшее до 1917 г. в рамках единого государства, население этих регионов затем оказалось в рамках искусственно сконструированных большевиками национальных республик и было предано горбачёвско-ельцинскими «демократизаторами» в угоду заокеанским хозяевам, давно мечтавшим о разделении русского народа и ликвидации русской государственности.
Если паралич политической воли правящих кругов нашей страны будет преодолён и всерьёз встанет вопрос о возрождении российской государственности, то проблема воссоединения названных территорий с великорусскими областями неизбежно должна быть решена в качестве первоочередной. Никакое не только влиятельное в мировом или хотя бы региональном масштабе, но и просто независимое, суверенное государство не может позволить, чтобы его исконная историческая территория была расхватана политическими «новоделами», пресмыкающимися перед иноземными кукловодами и унижающими основное население этой территории. Необходимо ясное, без каких бы то ни было иллюзий, понимание характера и степени смертельных угроз, с которыми столкнулась российская цивилизация, твёрдость в обеспечении национально-государственных интересов России, решительность действий и способность противостоять внутренним и внешним врагам, которые, конечно же, окажут бешеное сопротивление попыткам её возрождения и сопротивления «глобальному гегемону».
Реальным военно-политическим, административным и экономическим содержанием должна быть наполнена уже созданная юридическая оболочка единого Союзного государства с Белоруссией. В последнее время явно обнаружилось противоречие между неоднократно и однозначно выраженной волей русского и белорусского народов к воссоединению, с одной стороны, и противодействием этой воле влиятельных кругов обеих стран - с другой. Эти круги завели процесс интеграции в трясину бесконечных согласований второстепенных и третьестепенных вопросов; ими организуются откровенные провокации, выдвигаются взаимные обвинения и придирки. С российской стороны гипертрофированное значение придаётся согласованию экономических деталей, ничтожных с точки зрения геополитической значимости и реальных перспектив (в том числе - собственно экономических) создания и последующего функционирования единого государства; с белорусской - наметилась неприятная тенденция политического шантажа с реверансами в сторону западных соседей, - несмотря на непримиримость последних в отношении «последнего диктаторского режима в Европе». Возникает ощущение, что белорусская номенклатурная верхушка цепляется за статус самостоятельной политической элиты отдельного государства, - хотя и небольшого, но извлекающего выгоды из игры на противоречиях между крупными государствами. Белорусские политики стали делать вид, что не понимают разницы между волей русского народа и позицией антирусских сил, влияющих на действия правительства РФ. К сегодняшнему дню стало ясно, что сформировавшаяся модель интеграционного процесса - это тупиковый путь; он не может привести ни к чему, кроме «дурной бесконечности» согласований и дальнейшего обособления интересов политических верхушек. Необходимы решительные политические действия по созданию единого Союзного государства, и эти действия будут безусловно с энтузиазмом поддержаны народами обеих стран.
Столь же энергичные действия следует предпринять для воссоединения с Россией территорий Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Юридическая основа интеграционного процесса в отношении этих территорий уже создана в форме проводившихся здесь референдумов, в соответствии с которыми должны быть приняты решения институтов государственной власти РФ. В областях Малороссии, Новороссии и Южной Сибири такие референдумы ещё не проводились, имеются лишь отдельные прецеденты в некоторых городах и регионах (например, резолюция городского совета Севастополя о российском статусе этого города, некоторые решения крымского парламента). Как известно, предложения о проведении подобных референдумов выдвигались руководителями некоторых областей Восточной Украины ещё в 90-е годы, но не были поддержаны ельцинской «семьёй», более всего опасавшейся не угодить американским хозяевам.
Преодоление однополярности мира и переход к многополярной геополитической структуре, о необходимости чего многократно заявляло руководство РФ, естественно предполагает преодоление монополизма США в определении легитимности или нелегитимности тех или иных международно-значимых действий, решений, норм и институтов. Вполне прогнозируемое со стороны США и их сателлитов непризнание законности референдумов о воссоединении с Россией территорий, исторически интегрированных в систему российской цивилизации, а также вновь формируемых (точнее - возрождаемых) государственных структур будет преодолено фактическим положением вещей и дальнейшим развитием единого российского государства.
Совершенно очевидно, что подобный сценарий событий окажется невозможен в случае вступления Украины и Грузии в НАТО. Посредством натовских и иных иностранных и «международных» структур на этих территориях будет быстро установлен «новый порядок», и никто и не подумает учитывать мнение Москвы в ходе военно-силового решения спорных вопросов. Эти территории, как и регионы ЦВЕ, Балканы и Прибалтика, будут надолго, если не навсегда оторваны от российского цивизационного и политического влияния; их население будет подвергнуто таким же издевательствам, каким сейчас подвергаются русские в Прибалтике и сербы в Косове. Русские будут вытеснены и из Южной Сибири; процесс их исхода оттуда интенсивно идет в течение последних двух десятилетий, к тому же нарастает военно-политическая зависимость Казахстана от Китая. «Международная общественность» будет и далее закрывать глаза на геноцид, так же, как она «не заметила» и продолжает не замечать геноцид «нетитульного» населения в бывших союзных республиках СССР и нынешних национальных республиках РФ, хотя при этом зорко следит за прегрешениями «федералов».
В свете сказанного отстранение олигархата от рычагов власти в России и переориентация властных структур РФ на защиту национально-государственных интересов - ключевое, абсолютно необходимое предварительное условие и для воссоединения с Россией отторгнутых от неё территорий (исторически интегрированных в российское геополитическое пространство и русскую цивилизацию), и для решения всех остальных коренных вопросов развития нашей страны.