Талибов пытаются привести к власти для решения «иранской проблемы»
5.10.2007, Афганистан.Ру
Омар НЕССАР
10 сентября движение «Талибан» впервые объявило о своей готовности вступить в переговоры с официальным Кабулом. Этому предшествовал очередной призыв президента Афганистана Хамида Карзая к непримиримой вооруженной оппозиции начать переговоры. Для начала переговоров талибы выдвинули единственное условие - правительство Афганистана должно обеспечить безопасность группы переговорщиков.
НАТО не сдало экзамен на «прочность»
Неожиданная готовность талибов к переговорам дала повод усомниться в искренности их заявлений. Глава афганского парламента Юнус Кануни поставил под сомнение готовность лидеров движения договариваться. По его словам, талибы не имеют единого руководства и делятся на разные группировки, подчиняющиеся, в свою очередь, разным командирам. Сомнений с каждым днем становится все больше и больше. Стали появляться предположения, что талибам вовсе не нужны переговоры и что заявление о готовности к переговорам - это всего лишь проверка Кабула и НАТО на «прочность».
Однако спустя три дня талибы отказались от своего заявления. По словам представителя талибов, журналисты его неправильно поняли, а для начала переговоров был выдвинут ряд неприемлемых для Кабула и международного сообщества требований - во-первых, талибы отвергли возможность признания принятой в 2004 году не без помощи международного сообщества новой Конституции Афганистана. Во-вторых, муллы также заявили, что строительство будущего афганского государства видят только на основах Ислама. Спустя несколько дней Запад дал понять: неприемлемых требований не бывает - министр обороны Великобритании Дес Браун заявил, что установить в Афганистане систему управления западного типа невозможно. «Мы должны принять тот факт, что необходимо найти какой-то другой вариант, базирующийся на законах ислама», - заявил министр. Хотя до этого заместитель госсекретаря США в Кабуле настаивал на сохранении достигнутых за шесть лет положительных изменений в афганском обществе.
«Аль-Каида никогда не поднимет руку на Иран»
Сегодня уже известно, что к созданию движения «Талибан» причастны не только некоторые государства региона, но и ряд западных стран. Пришедшие к власти в Кабуле в 1996 году талибы, в середине 1998 года начали наступление на север Афганистана. 1 августа того же года они захватили Шиберган, где располагался штаб генерала Абдул Рашида Дустума, а 8 августа талибами был захвачен город Мазари-Шариф, находящийся по соседству с Узбекистаном. Тогда 11 иранских дипломатов, работавших в генеральном консульстве ИРИ в Балхе, были зверски убиты талибами. По некоторым сведениям, Иран после случившегося начал готовиться к вторжению в Афганистан и подтянул свои войска к границам Афганистана. Возможно, некоторые ждали начала вооруженного конфликта между Ираном и Афганистаном, но этого не произошло. Иранцы проявили сдержанность.
В конце 90-ых годов лидер движения «Талибан» мулла Омар и лидер международной сети «Аль-Каида» Усама бен Ладен породнились. Согласно некоторым данным, мулла Омар женился на старшей дочери бен Ладена, а лидер «Аль-Каиды», в свою очередь, - на одной из дочерей духовного лидера движения «Талибан».
Ближе к 2000 году официальные отношения между талибами, к тому времени правящими не только в Кабуле, но и в приграничном с Ираном Герате, и Тегераном стали налаживаться. В 2001 году в Кабуле появилась информация, что впервые столицу Исламской Республики посетила высокопоставленная делегация движения «Талибан», возглавляемая министром по делам беженцев Абдул-Ракибом Тахари. В состав кабульской делегации входил также заместитель министра иностранных дел талибов Абдул-Рахман Захид.
Выходит, что к началу возглавляемой США антитеррористической операции, талибы уже не отвечали всем требованиям своих покровителей - они стали более самостоятельными, к тому же талибы чересчур приблизились к международной террористической сети «Аль-Каида». Тогда в Афганистане все больше популярность приобретал тезис о том, что «Аль-Каида» «никогда не поднимет руку на Иран».
Кабул не оправдал ожидания
В середине текущего года Вашингтон обвинил Иран в причастности к поставкам оружия сторонникам движения «Талибан» в Афганистане. Один из американских генералов Питер Пэйс заявил, что в южной афганской провинции Кандагар изъято оружие иранского происхождения. 5 июня командующий силами НАТО в Афганистане генерал Дэн Макнил заявил, что количество оружия и взрывчатки, которое находится в распоряжении талибов, невозможно приобрести даже на деньги от контрабанды наркотиков. Позже к обвинениям присоединился и глава Пентагона Роберт Гейтс. «Объемы незаконных поставок оружия из Ирана в Афганистан столь велики, что официальный Тегеран просто не может об этом не знать», - заявил он. Однако в сложившейся ситуации президент Афганистана Хамид Карзай для Вашингтона оказался ненадежным союзником. Официальный Кабул с упорством отрицал причастность Тегерана к поставкам оружия талибам. Отрицавшему связи между Тегераном и талибами афганскому МИД даже пришлось закрыть глаза на признание министра обороны страны Абдул Рахима Вардака, который, находясь с визитом в Берлине, частично поддержал своих заокеанских союзников, подтвердив информацию о наличии у талибов оружия иранского происхождения. В начале августа Хамид Карзай в интервью американскому телеканалу «CNN» высоко оценил роль Тегерана в восстановлении своей страны. Он высказал уверенность, что Иран является «помощником» Афганистана в деле обеспечения стабильности и мира. Как выяснилось, Кабул и Вашингтон придерживаются разных взглядов в отношении влияния Ирана в Афганистане.
Нужно распилить «Талибан» и «Аль-Каиду»
В конце августа выходящая в Саудовской Аравии газета «Аль-Ватан» сообщила, что представители Центрального разведывательного управления США (ЦРУ) ведут тайные переговоры с лидерами движения «Талибан». СПРАВКА:
Эксперты считают, что движение «Талибан» в настоящее время представляют разрозненные группировки, действующие нецентрализованно. Жители южных районов Афганистана делят талибов на три группы. Утверждается, что первая группа близка к пакистанской межведомственной разведке (ISI), вторая - к «Аль-Кайде», а третья имеет разногласия как с первой, так и со второй группами. Считается, что именно данная группа от афганских властей получает «сигналы» о возможности присоединиться к мирной жизни. Согласно этим же сведениям, мулла Омар находится в руководстве первой группы талибов.//Афганистан.Ру
По сведениям газеты, американцы настаивали на отделении движения «Талибан» от группировки «Аль-Каида». От результатов переговоров, по версии газеты, зависела возможность вхождения талибов в правительство Афганистана. Издание также сообщило о намеченном на начало сентября визите помощника госсекретаря США в Исламабад, который должен был обсуждать с пакистанскими официальными лицами результаты переговоров.
Между тем, в Кабуле задолго до того была создана специальная комиссия по национальному примирению при президенте страны, которую возглавил глава верхней палаты Национального собрания Афганистана Сибгатулла Моджадиди. Господин Моджадиди неоднократно говорил о необходимости переговоров с талибами и хекматиярцами, однако его призывы вызывали у многих только раздражение. Однако сегодня идея переговоров с талибами получила одобрение большинства задействованных в Афганистане внешних «игроков» - ООН, НАТО, США, Великобритании, Пакистан. Возможно в Вашингтоне думают, что появление в Афганистане враждебного соседнему Тегерану фундаментального суннитского режима ускорит решение «иранской проблемы»?