CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Принудительный детский труд в Узбекистане, - конференция правозащитников в Ташкенте (обзор)

17 марта 2008

Принудительный детский труд в Узбекистане, - конференция правозащитников в Ташкенте (обзор)

05:03 17.03.2008 ЦентрАзия

Информационное сообщение.

14 марта 2008 года, в городе Ташкенте, по адресу ул. Лашкар-беги, дом 17-а, состоялась конференция по проблеме принудительного детского труда в Узбекистане.

Основной целью данной конференции было обсуждение сложившейся в Узбекистане практике широкого и массового использования принудительного детского труда, особенно в сельском хозяйстве страны.

На встрече присутствовал господин Ричард Фицморис, советник по политико-экономическим вопросам Посольства США в Узбекистане, лидер политической партии "Озод дехконлар партияси", представители СМИ, активисты "Правозащитного Альянса Узбекистана". Также примечательно, что в обсуждении этой проблемы приняли участие молодежь.

Конференцию открыл правозащитник Ахтам Шаймарданов. Он сказал: "Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить проблему принудительного детского труда, и начать общественную кампанию, чтобы заставить правительство Узбекистана прекратить применение этой позорной практики в нашей стране!"

Представители молодежи выступили с докладом "О принудительном детском труде в Узбекистане" следующего содержания: "Республика Узбекистан вступила в Организацию Объединенных Наций 2 марта 1992 года, и присоединилась 9 декабря 1992 года к Конвенции о правах ребенка. Согласно этой Конвенции государство обязано осуществлять защиту детей.

В статье 32 Конвенции о правах ребенка говориться, что государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации, на защиту от выполнения любой работы, которая может представить опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному духовному, моральному и социальному развитию. Государства-частники принимают законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем, чтобы обеспечить осуществление настоящей статьи.

Несмотря на то, что Узбекистан присоединился к Конвенции о правах ребенка, в Узбекистане широко и массово эксплуатируется детский труд, особенно при сборе урожая хлопка. Ежегодно, начиная с сентября месяца по ноябрь месяц, во всех областях Узбекистана закрываются школы, и школьники, начиная с третьего класса вынуждены собирать хлопок вручную.

Правительство Узбекистана провело так называемые исследования (в 2000 и в 2006 годах), и заявило, что масштабы детского труда в Узбекистане якобы снизились с 23% до 2%. Указанные цифры ни коем образом не отражают действительности. Откуда появились эти данные станет понятно, если учесть, что полевые исследования проводится в 2000 году летом, а в 2006 проводились в марте, в то время как массовое привлечение детей к сбору хлопка начинается с сентября. Совершенно очевидно, что детский труд в марте носит меньшие масштабы, чем летом, и тем более осенью, в период сборки хлопка.

Согласно определению Международной Организации Труда (МОТ) ООН термин "детский труд" обычно относятся к любой экономической деятельности, выполняемой лицом моложе 15 лет, мешает эффективным занятиям в школе и является опасным для физического или психологического здоровья ребенка. Предотвращением детского труда, по всем миру занимается две агентства - детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и международная организация труда (МОТ). Эти агентства ООН отслеживают выполнение соответствующих обязательств стран, которые ратифицировали Конвенцию о правах ребенка и призывают к ответу те страны, которые нарушают данные обязательства.

В Узбекистане принят ряд достаточно хороших законов, в том числе и недавний Закон "О гарантиях прав ребенка", государством подписан ряд международных документов в области прав человека. Но все эти документы остаются только на бумаге, а в реальности они не соблюдаются.

Особенно тяжелое положение сельских детей, которые вынуждены искать какие-либо заработки. Они нанимаются для выполнения самой утомительной и трудоемкой работы, таких как прополка, чеканка и сбор хлопчатника, причем на этих работах заняты в основном девочки-подростки. Оплата труда детей . мардикоров устанавливается устно, без заключения договора, и она настолько мала, что взрослые на такую работу не соглашаются, предпочитая уезжать на заработки в другие страны. Вот несколько строк из писем детей, пришедших из Наманганской области: "Днем бывают очень жарко. Когда целый день занимаешься окучиванием, руки сильно устают и ночью болят. А моя сестренка даже во сне "продолжает работать", у нее даже во сне руки двигаются."( Из письма девочки 16 лет).

"Для школ устанавливаются нормы по сбору хлопка. Директоров школ, не выполнивших норму, могут снять с работы. Одному директору школы, который не хотел привлекать к сбору учащихся 3-х классов, представители местного отдела народного образования заявили :"Если тебе жалко детей, то найми на свои деньги людей". Дети в сельской местности работают в поле с ранней весны и до поздней осени.

Во время сбора хлопка практикуется массовый вывоз детей, и они живут в неприспособленных помещениях в антисанитарных условиях, без доступа к качественной питьевой воде, при плохом питании, поэтому многие дети заболевают тяжелыми хроническими болезнями, такими как гепатит, брюшной тиф, ревматизм, воспаление почек, заболевания сердца и другими. Мы, молодежь Узбекистана, считаем необходимым принять все необходимые меры для запрета принудительного детского труда в нашей Республике!"

Нигара Хидоятова в своем выступлении отметила, что обсуждаемая проблема очень актуальна, и хотя эта проблема существовала в Узбекистане и во времена СССР, в настоящее время она еще более обострилась из-за того, что сейчас на сборе хлопка практически не применяются хлопкоуборочные машины, и поэтому хлопок собирается вручную, и при этом массово применяется детский труд.

Правозащитница Елена Урлаева в своем выступлении сообщила, что когда она в Кыргызстане встречалась с беженцами из Узбекистана, среди них был молодой человек по имени Кузиев Шероз, который проживал в поселке Халкабад Папского района Наманганской области Узбекистан. Кузиев Шероз рассказал, что вынужден был покинуть Узбекистан и искать убежища в другой стране, потому что он стал преследоваться властями из-за того, что отказывался от принудительных работ по сбору хлопка. В сентябре 2003 года Шероз был исключен из 9 класса средней школы имени И. Хидиралиева поселка Искавут Папского района за отказ выехать вместе с другими школьниками на сбор хлопка в отдаленные районы от его дома.

В 2005 году во время обучения в колледже Шероз также отказался от принудительных работ по сбору хлопка, на него было оказано сильное давление со стороны преподавателя колледжа и местных властей. В качестве причины отказа ехать на сбор хлопка Шероз называл нарушение прав детей на образование, он возмущался, что школьники в течении трех месяцев спят на полу в спортзале, даже в морозы, и что детей кормят только отварными макаронами и водой, что директор колледжа Мамадалиева Карима постоянно кричит и оскорбляет детей и заставляет их работать с половины седьмого утра до шести часов вечера, даже в дождливую или морозную погоду. Однажды Мамадалиева Карима на утреннем собрании при детях избила преподавателя математики Алиева Джасура за то, что его ученики не выполнили план с бора хлопка.

Урлаева Елена также сказала, что правозащитники Альянса намерены проводить мониторинг эксплуатации детей в Узбекистане, и в соответствие с принятым Парламентом Узбекистана 8 января 2008 года закона "О гарантиях прав ребенка", будут добиваться привлечения к уголовной ответственности учителей, преподавателей колледжей, руководителей фермерских хозяйств, хокимов за принудительный детский труд на сельскохозяйственных работах.

Представитель СМИ Узбекистана сообщила, что в редакции газет страны поступает очень много писем с жалобами на эксплуатацию детей, особенно во время хлопкоуборочной кампании. Но руководство редакций не публикует эти письма в своих изданиях, а немедленно передают все эти письма в правоохранительные органы, и после чего местные власти наказывают родителей, учителей и самих школьников за проявленное выражение своих мнений.

Руководство редакций Узбекистана открыто заявляют сотрудникам СМИ страны, что даже если дети будут умирать на хлопке, это их проблемы, а нужно писать только об одаренных детях, а также о детях, добившихся каких - либо достижений в спорте и в других видах деятельности. Участники конференции решили регулярно проводить подобные встречи для поиска путей искоренении этой порочной практики властей Узбекистана.

Пресс-центр общественного движения "Правозащитный альянс Узбекистана"

14 марта 2008 года. Ташкент, Узбекистан. Источник - ЦентрАзия

centrasia.ru

Предыдущая статьяИ.Велизаде: Проект длиной в десятилетие. Транспортный коридор Север-Юг откроется в начале 2010 года
Следующая статьяDaily Mail: Российско-таджикского "Шакала" Шахвелада Османова обвиняют в подготовке покушения на Путина и Медведева