CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

iamik.ru

Киргизия: пора определиться - с кем республика

3 июля 2008

Киргизия: пора определиться - с кем республика

03 июля 2008 15:02 ИА МиК

Более трех лет прошло с момента установления новой власти в Киргизии, которая с самого начала заявляла о своей приверженности России и обещала, что ее внешняя политика и в дальнейшем будет ориентирована на Москву. Однако все действия нынешней власти этой небольшой горной республики явно указывают на обратное - шараханье «тюльпаново-маковых» царьков из одной крайности в другую во внешней политике.

Как известно, президент Киргизии К.Бакиев на саммите ШОС в Астане в июне 2005 г. поставил свою подпись под декларацией, где говорилось «о необходимости определения сроков пребывания иностранных войск в Центральной Азии».

Не прошло и месяца, как его позиция по этому вопросу изменилась на 180 градусов. В июле 2005 г., в ходе визита министра обороны США Д.Рамсфелда в Киргизию, К.Бакиев заявил, что «так как операция в Афганистане не закончилась, войска международной коалиции могут оставаться в Киргизии до завершения антитеррористической операции».

Однако, не прошло и нескольких недель, как позиция киргизского президента вновь изменилась в диаметрально противоположную сторону. После своей инаугурации, в ходе пресс-конференции К.Бакиев глубокомысленно заметил: «Сейчас войны нет..., и уже можно переходить к вопросу о целесообразности нахождения здесь военных сил США».

Прошло еще некоторое время, и в ходе визита госсекретаря США К.Райс в Бишкек в сентябре 2005 г. К.Бакиев «запел» уже совсем по иному, согласившись на неограниченное по времени американское военное присутствие в Киргизии. К.Райс так была горда тем, что ей удалось сохранить присутствие ВС в Манасе, что провозгласила Киргизию «светочем демократии в регионе». Между КР и США была подписана Бишкекская декларация, в которой все договоренности были зафиксированы в виде окончательных взаимных обязательств.

Руководство Киргизии не нашло более весомых аргументов в пользу присутствия США в Манасе, кроме как: «с приходом американцев Киргизия стала куда лучше защищена от внешних угроз», «дружба с самой демократической страной» поднимает статус республики. Отдельный, наиболее важный аргумент заключается в финансовой выгоде. «Мы бедная страна, - объясняют доморощенные американофилы. - Лишних денег не имеем. А база стоит, самолеты летают - вот и идут средства в государственный бюджет». Так, в феврале 2006 г. К.Бакиев затребовал поднять ее с двух до - ни много, ни мало - 207 миллионов долларов в год. Однако, оценивать всё и вся с позиций выгоды - глупо и опасно, т.е. есть вещи, которые нельзя оценить посредством денег.

В декабре того же года К.Бакиев заявил, что «до сих пор Кыргызстан получал символическую плату от американской стороны, и они сами признают это. Учитывая экономические возможности и жизненный уровень Кыргызстана, было бы справедливо, чтобы все это было оплачено по тем ценам, которые существуют сегодня на международном уровне».

Оказалось, что «принципиальные подходы» К.Бакиева, высказанные в ходе саммита ШОС, и не менее принципиальные, заявленные в ходе визитов Д.Рамсфелда и К.Райс, на поверку оказались пустыми. Оказывается, все в современной Киргизии покупается и продается, в том числе, направление ее внешней политики. И цена тут не больно высока: всего пара сотен миллионов долларов, и то, если США согласятся их заплатить. Такая вот внешнеполитическая стратегия и логика нынешних киргизских властей.

И имеется ряд моментов, которые позволяют сделать вывод, что своим подходом к государственному управлению власти Киргизии демонстрируют только один неоспоримый принцип своего правления: «быстрее урвать как можно больший куш». Угроза потери суверенитета - дело для них самое последнее.

Проблемный фактор - согласятся ли США заплатить хотя бы четверть от запрашиваемой К.Бакиевым суммы. Им дешевле обойдется организовать очередную «тюльпановую революцию», тем более что прецедент уже есть, и выйдет гораздо дешевле. Тем более, что и «революционная инфраструктура» в виде прикормленных Западом почти 5 тыс. НПО, которым покровительствует сам К.Бакиев, имеется в наличии в Киргизии.

Вот такие вот печальные времена настали для республики. Уже 7 лет база ВВС США обживает киргизскую территорию и уходить оттуда не собирается. Руководство страны этот факт явно не беспокоит. Очевидно, что оно имеет личный интерес в присутствии авиабазы, в отличие от всего остального народа. Жаль только народ, который уже 17 лет прозябает в условиях практически отнятого выбора и права на свободное будущее, и недоуменно взирает на киргизское руководство с его любовью к далекой сверхдержаве.

Нерешительная и двойственная позиция Кыргызстана убедила Вашингтон в возможности дальнейшего усиления своего влияния в республике. 19-20 июня 2008г. в Киргизию прибыла высокопоставленная делегация Госдепартамента и Минобороны США. Вашингтон обратился к властям Киргизии с намерением расширить авиабазу «Манас» и просит у руководства республики дополнительно 300 гектаров земли для возведения новых объектов базы и ее укрепления. Таким образом высшее руководство Кыргызстана торгует интересами страны, так как дать согласие США на расширение военного присутствия в регионе означает поставить под угрозу развитие стратегических взаимоотношений с Россией и Китаем.

К.Бакиев прекрасно понимает, что прежде чем принимать решение о передаче 300 гектаров земли для расширения военной авиабазы «Манас», Кыргызстан обязан провести переговоры в рамках ОДКБ и ШОС. Однако решение принимается в спешном порядке, что еще раз подтверждает его проамериканскую ориентацию в ущерб интересам России и Китая.

События последних лет показали достаточно ясно: США обосновались в Киргизии всерьёз и надолго. Если поначалу еще были надежды на то, что К.Бакиев все-таки сдержит свои неоднократные обещания и уберет авиабазу, сейчас уже понятно, что все его обязательства перед союзниками по ШОС и ОДКБ значат для киргизского руководства гораздо меньше, чем дружба с США. Это ярко показало недавнее заявление министра иностранных дел Э.Карабаева: «База антитеррористической коалиции в аэропорту «Манас» отвечает национальным интересам Киргизии и Центрально-Азиатского региона в целом», - сказал он, выступая в мае т.г. в Академии ОБСЕ. При этом он глубокомысленно заявил, что сотрудничество одновременно с ОДКБ и НАТО «свидетельствует о многовекторности нашей политики» и о том, что у республики - своя «собственная и самостоятельная» внешняя политика.

Невооруженным глазом между тем видно обратное, а именно: абсолютно безвольную внешнюю политику, отсутствие твердости и последовательности в решении внешнеполитических вопросов. Ни о какой самостоятельности во внешней политике и речи быть не может. Будучи членом СНГ, ОДКБ и ШОС, обсуждать вопрос не только о пребывании, но и расширении американской авиабазы - политически некорректный и недальновидный шаг. Между тем, договорные обязательства диктуют Киргизии как члену ОДКБ и ШОС, как минимум, поставить в известность партнеров по этим структурам о возобновившихся переговорах и желании США расширить свое военное присутствие в стране.

Сказанное выше является малоприятным для киргизского руководства фактом, и больше свидетельствует о его дилетантизме в вопросах внешней политики. Итогом подобной неграмотности могут стать обострение отношений с Москвой. В этой связи было бы совсем не удивительно, если в скором времени киргизские власти возьмутся за базу ОДКБ в Канте. А это не может не быть выгодно другой силе, претендующей на влияние в регионе. Кроме того, нужно помнить, что в России находятся тысячи граждан Киргизии и расширение базы США может усугубить негативное отношение к мигрантам.

В итоге ясно одно: главная цель руководства Киргизии - чтобы страна дистанцировалась от традиционного союзника, каким является Россия. И чтобы внешняя политика республики была окончательно переориентирована на США. Случайно ли, что за последнее время Киргизия обвинила Россию в засылке в республику российских шпионов, все шире обсуждается «геноцид киргизского народа» в ходе восстания 1916 года и т.д.

В конечном итоге партнерами Кыргызстана должен быть поставлен вопрос об ответственности республики перед ШОС и ОДКБ в связи с тем, что столь тесное сближение страны с НАТО наносит ущерб указанным организациям, подрывает их авторитет и боеспособность как в регионе, так и в мире. Думаю, что когда-то терпение партнеров может лопнуть.

А ведь мы пока не знаем позицию Китая по авиабазе в «Манасе», хотя КНР - мощнейший сосед. Возможно, именно из-за позиции Кыргызстана Китай не особо заинтересован в строительстве железной дороги через Кыргызскую республику, хотя Китай активно вкладывает деньги в развитие автотрасс в Таджикистане. Кроме того, вам не кажется странным, что КНР отказалась строить газопровод через нашу республику, несмотря на просьбу со стороны премьер-министра? Китай решил прокладывать его через Казахстан, хотя Пекину это не выгодно со стратегической точки зрения.

Однако, хотят ли власти Киргизии, или нет, наступает момент для того, чтобы определиться - с кем республика. Для этого есть два пути. Первый - последовательные союзнические отношения с Россией, Китаем и в целом с партнерами по ШОС и ОДКБ. Второй - превращение страны в оплот американского влияния в регионе, в безвольного сателлита Вашингтона. Выбор этот будет сделан в ближайшее время и он сбросит маски с многих лиц, показав, кто реально ратует за независимую и сильную Киргизию, а кто подло и нагло торгует ее интересами.

А ведь замгоссекретаря Дж.Кролл конкретно попросил в ходе недавнего визита 300 гектаров дополнительной территории на расширение Манаса. Если это событие произойдет (а ходят слухи, что власти Киргизстана уже согласились за 20 млн. долларов единоразовой помощи), это будет означать, что авиабаза им. П.Ганси ВВС США останется на древней земле «Магаса» навсегда. И тогда Москва, Пекин, Ташкент и Астана должны будут сделать соответствующие ответные контршаги и ассиметрично ответить на перманентную американскую военную угрозу, исходящую из под Тянь-Шаньских гор.

Л.Бондарец, автор из Киргизии

iamik.ru

Предыдущая статьяЗа газом и дружбой
Следующая статьяК чему приведет слияние партий?