Узбекским беженцам неуютно в Кыргызстане
2 июля, 2008 Голос Свободы
Узбекские граждане, бежавшие от жестокого режима в своей стране ищут защиту и временное пристанище в Кыргызстане. Но и здесь они вынуждены постоянно бороться за кусок еды и свою безопасность.
Ожидающие отправки в третью страны на территории Кыргызстана узбекские беженцы не чувствуют себя в безопасности. Даже после официального получения статуса беженца от УВКБ ООН (Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев), они живут в страхе перед депортацией в Узбекистан из-за влияния политики Узбекистана в целом, и спецслужб соседнего государства в частности, на кыргызские власти.
Авторитетная правозащитная организация Международная Амнистия в отчете за 2008 год отмечает, что в Кыргызстане беженцам из Узбекистана по-прежнему грозит возможность депортации или похищения спецслужбами Узбекской республики. «Кроме того, поступали сообщения о случаях, когда сотрудники спецслужб Кыргызстана задерживали просителей убежища и продавали пограничникам Узбекистана», - говорится в годовом докладе.
Не секрет, что узбекские граждане бегут из своей страны из-за жестокости режима нынешнего президента страны Ислама Каримова. Некоторые беженцы рассказали свои истории, почему они вынуждены были покинуть родину и искать спасения в другой стране.
Большинству узбеков пришлось покинуть свою родину после событий мая 2005 года. Напомним, что тогда правительственные войска жестоко расстреляли большую группу мирных жителей, посмевших заявить о своем недовольстве существующим положением в стране. После вышеупомянутых событий узбекские власти преследовали тех, кто участвовал в мирных демонстрациях, воссоздавал списки убитых во время трагедии, и даже тех, кто просто по случайности работал в больнице и имел доступ к информации о жертвах. Других беженцев преследовали только из-за того, что их родственники сбежали из страны.
Многим гражданам Узбекистана также пришлось бежать из страны, потому что они были действующими или бывшими членами оппозиционных партий («Бирдамлик», «Бирлик», «Эрк», «Озод Дехконлар»). Другие покинули Узбекистан после оглашения результатов президентских выборов в декабре 2007 года, когда ныне глава Узбекистана, в нарушение Конституции страны, был избран на третий срок. Они говорят, что окончательно потеряли надежду на какие-либо демократические изменения в стране. Иные вынуждены были бежать по религиозным причинам. По словам нескольких беженцев, они подвергались преследованию со стороны узбекских властей за то, что читали намаз и открыто исповедовали Ислам.
- Сотрудники милиции и службы национальной безопасности преследовали меня за то, что я читал намаз и открыто исповедовал Ислам, - рассказал в беседе со мной один из беженцев.
Возникает вопрос: почему же узбекские беженцы бегут в Кыргызстан, если даже здесь они не чувствуют себя в безопасности? Объяснений тому несколько, и каждый беженец говорит о своей, индивидуальной причине, побудившей его выбрать страной спасения именно Кыргызстан.
Бежавшие после Андижанского расстрела объясняют, что искать прибежища в Казахстане невозможно, поскольку для этого пришлось бы ехать через Ташкент. А это слишком опасно. Кыргызская граница находится в нескольких десятках километрах - это и стало решающим фактором при выборе направления бегства.
Другие решили ехать в Кыргызстан, потому что слышали, что здесь дешевле продукты и безопаснее жить, нежели в Казахстане. Также многие полагали, что в Кыргызстане - транзитной стране для политических беженцев из Узбекистана, вопросы переправления в третью страну решаются быстрее. Однако впоследствии они убедились, что процесс переправление в третью страну в любом случае занимает много времени. В нескольких случаях беженцы искали неофициальное убежище в южной части Кыргызстана. Когда же они решили обратиться за официальным статусом, легче всего для них было поехать в Бишкек.
Конечно же, практически все беженцы скучают по дому и родным местам, у многих сильно желание вернуться в Узбекистан. Но страх пересиливает тоску, и многие из них говорят, что только время покажет, будет ли у них желание и возможность вернуться обратно. Но почти все узбекские граждане солидарны в том, что не хотят оставаться в Кыргызстане и желают как можно скорее быть переправленными в иную страну.
Некоторые беженцы хотят переправиться в Европу, где могли бы объединиться со своими ранее бежавшими членами семей. Иным Европа желанна в силу призрачной близости к родному Узбекистану, нежели заокеанские Канада или США.
Впрочем, есть и такие, которым все равно куда ехать:
- Мне без разницы, лишь бы куда-нибудь поскорее отправили. Лишь бы подальше от всего этого кошмара, - откровенно признался мой собеседник.
По словам представителя УВКБ обычно беженцы находятся в Кыргызстане от трёх до восемнадцати месяцев до того, как их переправляют в третью страну. Но время также зависит от каждого индивидуального случая.
Жизнь узбекских беженцев в Кыргызстане нелегка в силу нескольких объективных причин. Обычно две семьи живут в однокомнатной квартире. Если беженцы без семьи, то в такой квартире живут четыре и больше человек. Более того, беженцам по закону запрещёно работать - следовательно, у них нет возможности самим улучшить свое материальное положение, в обеспечении своих повседневных потребностей они зависят от неправительственных организаций.
Между тем, некоторые беженцы рассказывают и об анти-узбекских настроениях среди местных жителей.
- Когда у меня спрашивают, откуда я приехал, я отвечаю, что я таджик, - говорит беженец в беседе со мной.
Запрет работать для узбекских беженцев в Кыргызстане ставит их перед серьёзной дилеммой. Если следовать букве закона, то узбекские беженцы будут обречены на голодное и нищенское существование, т.к. выделяемых им средств не хватает при самой максимальной экономии. А если беженца правоохранительные органы Кыргызстана застанут за наемной работой, то он может быть депортирован обратно за нарушение кыргызского законодательства.
Все вышеизложенное вырисовывает невеселую картину положения узбекских беженцев, перед которыми возникает две проблемы: это отсутствие возможности самостоятельно зарабатывать на жизнь - что запрещает им закон, и постоянная угроза депортации.
В настоящее время УВКБ ООН ведет переговоры с кыргызстанскими властями, чтобы беженцы могли быстрее и легче получить право на работу. А тем временем такие люди зависят от своих сбережений, помощи друзей и гуманитарной помощи, предоставляемой различными неправительственными организациями. Источник в УВКБ ООН в Кыргызстане подтвердил, что кыргызские власти несут ответственность за обеспечение безопасности беженцев, находящихся на территории Кыргызской Республики.
Безусловно, самое лучшее, что кыргызское государство может сделать для беженцев и лиц ищущих убежище - это разрешить им легально работать, и таким образом дать им возможность зарабатывать на жизнь пока они находятся в Кыргызстане. Вместе с тем, Кыргызстан должен сохранять свой суверенитет и не допускать сотрудников сопредельного государства проводить незаконные оперативные действия на своей территории.
Что касается международного сообщества, оно должно делать всё возможное, чтобы скорее переправить беженцев в третью страну. Вместе с тем, сами беженцы осознают, что скорость процесса переселения зависит не столько от действий УВКБ ООН, сколько от квот в странах Европы и Северной Америки.
Вместе с тем, хотелось бы, чтобы общественные организации, занимающиеся предоставлением гуманитарной помощи беженцам, увеличили свои усилия в том, чтобы донести до доноров необходимость помощи узбекским беженцам, находящемся на территории Кыргызстана.
С 2005-го года до настоящего времени в представительство УВКБ ООН в Кыргызстане для получения статуса беженцев обратились более 500 граждан Республики Узбекистан.
Имена беженцев не раскрываются в целях их безопасности.
Автор статьи: Майкл Шенли, студент магистратуры Денверского Университета США. Проходит стажировку в Кыргызстане.