В русле российской политики
15 июля 2008, 14:02, Эксперт Online 2.0
Дмитрий Медведев
Фото: AP
Президент России Дмитрий Медведев подписал закон об урегулировании задолженности Таджикистана перед Россией. Об этом сообщает пресс-служба Кремля. Этот документ и дополнения к соглашению между правительствами России и Таджикистана об урегулировании задолженности по госкредитам от 9 декабря 2002 года о досрочном погашении задолженности был принят ГД РФ 25 июня 2008 года и одобрен Советом Федерации 4 июля 2008 года.
Закон предусматривает передачу в собственность РФ оптико-электронного узла «Нурек», находящегося в государственной собственности Республики Таджикистан, и инвестирование оставшейся части задолженности - 50 млн долларов - в строительство Сангтудинской ГЭС-1 на территории Республики Таджикистан.
Задолженность составляет 305,730 млн долларов по состоянию на 15 июля 2004.
Соглашение и дополнение к нему определяют основные параметры формирования и погашение задолженности Республики Таджикистан перед Россией как посредством прямых платежей по основному долгу и процентов, так и в имущественной форме: «Нурек» и 75% минус одна акция Сангтудинской ГЭС-1 в счет доли России.
Комментарий эксперта
Александр Собянин, руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества
Важно, что перераспределились приоритеты реальных действий в СНГ. Теперь номер один для России - Таджикистан, номер два - Таджикистан и Киргизия, номер три - Средняя Азия (включая Узбекистан, но без Туркмении) и Казахстан. Экономика не может быть прежде политики. Сейчас наконец это понято. Военно-политическая опасность важнее экономических задач. Военно-политическая опасность для целостности России исходит с юга - Афганистан, Пакистан, Иран, Саудовская Аравия. Для нас поэтому особенно важны Таджикистан, Киргизия, Узбекистан.
Таджикистан - главная опасность. США готовят в Таджикистане и Киргизии оранжевые революции, а также и в Монголии. Самая тяжелая ситуация в Таджикистане. Там находится самое боеготовое подразделение российской армии, потому что угроза оттуда велика. Руководство Таджикистана - президент Эмомали Рахмонов и мэр Душанбе Махмадсаид Убайдуллаев в последнее время перестали рассматривать себя в качестве союзников России, перешли в опасную для России ипостась. Это означает для России, что открыты границы для проникновения исламистской угрозы.
Сейчас в Таджикистане работает российский бизнес. До сих пор неясно, какой высоты плотина будет у Рогунской ГЭС. С точки зрения интересов РФ необходима высокая, Таджикистану - тоже. От высоты плотины ГЭС зависит состояние соседнего Узбекистана. Если плотина будет высокая, то перед ней образуется водохранилище большей емкости и более глубокого регулирования стока. Таким образом, водохранилище будет способно напоить не только Таджикистан, но и часть Узбекистана.
Не исключаю, что в Таджикистане в ближайшее время Россию станут представлять российские госкорпорации. Это важно. Это политика, а не экономика. Совершая визиты в Таджикистан, Казахстан, Медведев показывает, что придает значение военно-политическому аспекту, что это приоритет.
В Таджикистан и Киргизию надо вкладываться, как Германия и Франция вкладывались в ЕС, не ища выгоды, чтобы только бедные страны шли в русле политики Германии и Франции.
Россия урегулирует долг Таджикистана. Мы не проиграли в экономическом отношении, так как многими объектами РФ пользуется бесплатно. Выигрыш для России есть в военно-политическом, экономическом и политическом отношении.