Дележ народного богатства?
17 Jul 2008, eurasia.org.ru
Российский бизнесмен Алишер Усманов и казахстанский миллиардер Владимир Ким могут создать крупнейшую горно-металлургическую компанию стоимостью более 50 миллиардов долларов, об этом вчера сообщили практически все новостные информагентства. Дело за малым - объединить в единое целое «Металлоинвест» и Kazakhmys.
Скорее всего, и Ким, и Усманов преследуют свои сугубо прагматические цели: Алишеру Усманову надо надавить на «Интеррос» Потанина, а Владимиру Киму на «евразийскую тройку» ШМИ (Шодиев-Машкевич-Ибрагимов), владельцев корпорации ENRC. И Ким, и Усманов уже в течение продолжительного времени не могут решить заявленные задачи: для Владимира Кима это объединение с корпорацией ENRC, а для Алишера Усманова - аналогичная сделка с «Норильским никелем». Казахский медный монополист Kazakhmys владеет Жезказганским и Балхашским горно-металлургическими комбинатами, «Востокказмедью», угольными предприятиями и другими объектами. Выручка компании в 2007 году составила более пяти миллиардов долларов. Около 45% акций Kazakhmys у главы совета директоров Владимира Кима, еще 15% принадлежит правительству РК.
ЗАО «ХК «Металлоинвест» контролирует Лебединский и Михайловский ГОКи, Оскольский электрометаллургический комбинат и «Уральскую сталь». Владельцы - Алишер Усманов (50%), Василий Анисимов (20%) и Фонд Андрея Скоча (30%).
Скорее всего, если слияние состоится, то произойдет обмен акций «Металлоинвеста» на акции Kazakhmys. Это уже не первая попытка «Казахмыса» стать более влиятельным игроком на мировом рынке металлов. Напомню, что еще в марте влиятельная газета Financial Times сообщила, что Кабмин Казахстана рассматривает различные варианты для получения 15% пакета акций национального производителя меди «Казахмыс». По данным Financial Times, корпорация «Казахмыс» может провести допэмиссию акций, или же правительство приобретет уже имеющиеся на рынке ценные бумаги.
Кстати, также в марте лондонская газета The Independent распространила информацию о возможном слиянии крупнейших казахстанских горнорудных корпораций. Речь шла о Евразийской национальной ресурсной корпорации ENRC и Kazakhmys. Владельцы корпорации ENRC (евразийская тройка ШМИ) после декабрьского IPO в Лондоне и последовавшего быстрого роста цен акций их компании поднялись в рейтинге журнала «Форбс» с 538-го места до 334-го. При этом каждый из них стоит согласно «Форбсу» (март, 2008) 3,3 млрд. долларов США вместо 1,9 млрд. в прошлом году. В отличие от собственников ENRC, владелец «Казахмыса» 46-летний Владимир Ким - самый богатый человек в Казахстане и Средней Азии, а также самый богатый кореец в мире (общее состояние - 4,7 млрд. долларов) потерял по сравнению с прошлым годом 800 миллионов долларов.
10 июня правительство Казахстана выпустило официальный пресс-релиз, в котором сообщило, что приобрело 15% акций компании Kazakhmys путем обмена акций: правительство РК передало Kazakhmys 7,7% государственного пакета акций ENRC в обмен на дополнительный выпуск акций Kazakhmys. Таким образом, государство стало акционером обеих крупнейших казахстанских горнорудных компаний, котирующихся на Лондонской фондовой бирже, и соответственно усилило свое влияние в горнорудной отрасли РК. В результате сделки правительство РК сохранило 11,65% акций ENRC и приобрело крупный пакет ценных бумаг Kazakhmys. После нее доля «Казахмыса» в ENRC подросла с 14,6% до 22,2%, а расплатился «Казахмыс» с Кабмином РК дополнительной эмиссией собственных акций - более 80 миллионов штук. И тут же начались разборки между крупнейшими казахстанскими компаниями. «Казахмыс» потребовал получения места в совете директоров конкурирующей горнодобывающей компании ENRC. На что председатель и главный исполнительный директор компании сэр Дэвид КУКСИ заявил, что «мы считаем это неуместным, так как «Казахмыс» является нашим конкурентом». При этом сэр Дэвид заявил, что «ENRC должно принять меры предосторожности, чтобы убедиться в том, что какое-либо представительство в совете директоров компании не станет каналом передачи несоответствующей информации».
Понять нежелание видеть представителя «Казахмыса» еще можно (хотя и странно «Казахмысу» не иметь в ENRC своего человека, владея почти блокирующим пакетом акций). Однако тонкий намек на нежелание видеть в совете директоров госчиновника - представителя правительства Казахстана, где весь бизнес давно уже «под пятой» чиновников, было довольно шокирующим. Как бы там ни было, но желание властей Казахстана претворить в жизнь российский опыт поглощения государством крупнейших частных предприятий в Казахстане удалось не совсем. Как и не совсем получилось создать суперхолдинг, который позволил бы говорить о появлении мирового игрока, единого «национального чемпиона», подмявшего под себя другие компании, действующие в Центральной Азии.
И если Владимиру Киму и «евразийской троице» - бельгийцам Патоху Шодиеву и Алиджану Ибрагимову, израильтянину Александру Машкевичу сделать это не удалось, возможно, удача будет на стороне узбека-россиянина Алишера Усманова.
Сергей РАСОВ «Тасжарган» ? 27 (104) от 16 июля 2008 г. 17 Jul 2008