УЗБЕКИСТАН ПРОДОЛЖАЕТ ДИСТАНЦИРОВАТЬСЯ ОТ РОССИИ, НО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО В СТОРОНУ ЗАПАДА
17.VII.2008, EURASIANET
Для тех, кто пытается проникнуть в суть намерений узбекского правительства, все признаки свидетельствуют о том, что звезда России для Ташкента закатилась. Однако местные эксперты подчеркивают: недавние действия Узбекистана по ослаблению связей с Россией совсем не обязательно являются предвестником возобновления союзнических отношений с США и ЕС.
Первые признаки нарастания напряженности в российско-узбекских отношениях стали появляться весной, когда Ташкент предпринял ряд провокационных шагов в пику Москве. Они выразились в различных действиях: от предоставления прав на разработку углеводородов конкурентам российских компаний и нежелания встречаться с российскими чиновниками до принятия решений, не консультируясь с Кремлем. При всем этом риторика оставалась самой что ни на есть оптимистичной. Так, например, в ходе петербургской встречи 6 июня президент Узбекистана Ислам Каримов и его российский коллега Дмитрий Медведев были само дружелюбие. Медведев отзывался об Узбекистане как о "ключевом партнере России в Центральной Азии", а Каримов подчеркивал, что "отношения Узбекистана с Россией всегда были и остаются приоритетными".
"Убежден, что нет каких-то подводных течений, которые могли бы изменить это положение дел", - добавил тогда Каримов.
Немногим более месяца спустя квалификация Каримова как океанографа была поставлена под сомнение. Несмотря на заверения в вечной дружбе, российско-узбекские отношения явно подернулись холодком.
Отчетливым показателем состояния дел стал прием, состоявшийся 3 июля в американском посольстве в Ташкенте по случаю Дня независимости США. На нем присутствовал целый сонм высокопоставленных должностных лиц Узбекистана, включая председателя сената, спикера парламента, первого вице-премьера, руководителя совета национальной безопасности и министра внешнеэкономических связей. На приеме же в честь Дня независимости России 12 июня в российском посольстве присутствовал лишь замминистра иностранных дел.
Другой пикантной деталью стало то, что Узбекистан не вошел в программу поездки по странам Центральной Азии, которую совершил президент Медведев в самом начале июля. На конец августа и начала октября запланированы официальные визиты Медведева в Таджикистан и Кыргызстан. Программа зарубежных поездок Медведева разительно отличается от вояжей его предшественника и политического покровителя, Владимира Путина, совершившего свой первый официальный визит в качестве президента именно в Узбекистан. Эта поездка положила начало "оттепели" в отношениях между странами, повлекшей за собой резкий разворот геополитического курса Узбекистана на волне андижанских событий 2005 года.
"Вряд ли это совпадение, - говорит о напряженности в отношениях между Узбекистаном и Россией ташкентский аналитик, пожелавший остаться неназванным. - Или отношения настолько хороши, что нечего и обсуждать,:или это знак, что что-то не в порядке. Если бы отношения были хороши, у Медведева было бы еще больше причин совершить визит в Узбекистан - просто чтобы доставить Каримову удовольствие - вместо того, чтобы дважды совершить остановку в Астане, что определенно не могло обрадовать узбекского президента".
Некоторые эксперты полагают, что решению Узбекистана дистанцироваться от России способствовала готовность США и ЕС снять акцент с андижанских событий. В последние месяцы представители США и ЕС активно обхаживают Узбекистан. Так, например, в июне в Ташкент стройными рядами потянулись высокопоставленные деятели Запада, включая помощника госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Ричарда Баучера (Richard Boucher), действующего председателя ОБСЕ Александра Стубба (Alexander Stubb) и Медиатора Французской Республики Жан-Поля Делевуа (Jean-Paul Delevoye). "Почетные гости" изо всех сил старались избегать таких щекотливых тем, как права человека, сосредоточив внимание на таких вопросах сотрудничества, как региональная безопасность и экономические связи.
Россия пыталась предложить Узбекистану стимулы для сохранения верности геополитической программе Кремля. Российская топливно-энергетическая монополия "Газпром" уже предложила закупать у Узбекистана газ по "европейским ценам", что серьезно бы пополнило узбекскую казну. Кроме того, российские компании приобретают в собственность и вкладывают средства в крупнейшие компании Узбекистана.
Но у Кремля в запасе есть и кнут. Своеобразным предостережением стало принятое 12 мая Россельхознадзором решение о введении запрета на ввоз всей сельскохозяйственной продукции из Узбекистана, включая хлопок. Причиной для такого шага якобы послужило выявление в них опасных вредителей. Этот шаг нанес серьезный удар по Ташкенту, поскольку сельскохозяйственная продукция составляет основу узбекского экспорта в Россию, достигающего в денежном выражении 2 млрд. долларов. Угроза приобрела особенную остроту в связи с тем, что многие крупные европейские компании ввели запрет на закупку товаров из узбекского хлопка. Причиной тому стали обвинения в адрес Ташкента в использовании детского труда. [Для получения дополнительной информации см. ссылку].
Введенный Россией запрет был частично снят в конце мая незадолго до встречи между российским и узбекским президентами в Петербурге, а месяц спустя отменен окончательно. Это было сделано 16 июня в качестве жеста доброй воли и стимула к "продолжению сотрудничества". По имеющимся сообщениям, Каримов стремился добиться снятия всяческих ограничений на импорт из Узбекистана.
Запад также предлагает Ташкенту стимулы для развития сотрудничества. Так, 12 июня Совет исполнительных директоров Всемирного банка обсудил новую Стратегию помощи (Country Assistance Strategy) для Узбекистана. Стратегией предусматривается выделение стране кредитов на сумму около 300 млн. долларов в период с 2008 по 2011 гг. [Для получения дополнительной информации см. ссылку]. Обсуждаемая сумма заимствований поражает, учитывая, что за весь период с 1991 года Всемирный банк ссудил Узбекистану порядка 600 млн. долларов.
Между тем набирает обороты и деятельность Агентства США по международному развитию в Узбекистане. 18 июня агентство приступило к реализации трехлетнего проекта под названием "Развитие сельскохозяйственных связей" (Aglinks). Этим проектом планируется охватить свыше 1100 хозяйств, включая ряд крупных агропромышленных предприятий, "с целью повышения эффективности работы плодоовощного сектора Узбекистана". Свыше половины населения Узбекистана проживает в сельской местности и зарабатывает на жизнь сельскохозяйственным трудом.
Подобные экономические стимулы не увязываются с требованиями по совершенствованию гражданского общества, например, с требованием исправить ситуацию в области соблюдения прав человека или же провести реформы. Несмотря на это и западные, и узбекские чиновники с готовностью признают, что на пути восстановления тесных дипломатических отношений остаются серьезные препятствия.
"Им нужен Узбекистан из-за его богатых природных ресурсов, таких как нефть и газ, а также геополитического положения, - говорит ташкентский эксперт. - НАТО уже использует железные дороги Узбекистана для доставки грузов своим контингентам в Афганистане менее затратным путем. И они боятся потерять все это. На этот раз они ни в чем не уверены".
Помощник госсекретаря США Баучер подтвердил, что США по-прежнему занимают настороженную позицию. "Не секрет, что в отношениях между США и Узбекистаном утрачено доверие. :Чтобы его восстановить потребуется время и серьезная работа", - отметил Баучер в ходе своего июньского визита в Ташкент.
Учитывая, что узбекское правительство не может положиться на Запад в поисках неизменной и прочной геополитической поддержки, вряд ли Каримов станет доводить отношения с Россией до полного разрыва. "Возможно, Каримов намерен держать обе стороны в подвешенном состоянии, чтобы заставить их нервничать и предлагать наилучшие условия в пику друг другу", - полагает ташкентский аналитик.
Email this article 15.VII.2008 © Eurasianet