CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Не маком единым...

24 июля 2008

Не маком единым...

Июль 2008, Интернет-журнал "Оазис"? 14 (82)

Азамат Тынаев (Бишкек-Баграм-Панджшер)

Провинция Панджшер - самый спокойный и стабильно развивающийся регион сегодняшнего Афганистана. Как следствие, именно сюда в настоящее время стекается большой финансовый поток, а многочисленные международные организации с каждым днем наращивают здесь свою гуманитарную деятельность. Единственный нюанс: все это происходит под непосредственным управлением военных.

Когда в 2001 году атакой шахидов-смертников были снесены с лица земли башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, в Афганистане началась операция «Несокрушимая свобода». Достаточно быстро разгромив регулярные части армии «Талибана», силы Объединенной антитеррористической коалиции столкнулись с новой угрозой - партизанскими вылазками талибов, перешедшими в подполье. Понимая, что такая война может длиться сколько угодно времени, тогдашний министр обороны США Дональд Рамсфельд решил в корне изменить всю философию присутствия в Афганистане Международных сил содействия безопасности, в которых сегодня уже объединились 38 стран. Отныне акцент был поставлен на массированном участии союзников в послевоенном восстановлении страны. «Мы должны завоевать умы и сердца простых афганцев», - заключил Дональд Рамсфельд.

Проще всего это оказалось сделать именно в Панджшере и этому были свои причины. Долгое время эта провинция была центром антиталибского сопротивления, возглавляемым ныне покойным Ахмад-Шах Масудом. Генерал Масуд и созданный им «Северный альянс» так и не позволили «Талибану» овладеть страной полностью, а заключенный Ахмад-Шахом незадолго до гибели союз с американцами позволил им использовать Панджшер в качестве плацдарма для наступления на талибов. Неслучайно главным перевалочным пунктом для армии США и их союзников стал находящийся в непосредственной близи к Панджшеру аэродром в Баграме, построенный еще во времена нахождения здесь Ограниченного контингента советских войск. Дружественное отношение местного населения служит лучшей гарантией безопасности эксплуатации важного узла воздушных сообщений. Именно отсюда началась моя журналистская командировка в Афганистан. Из авиабазы «Манас» в Бишкеке мы - группа кыргызстанских журналистов и ответственных работников посольства США в Кыргызстане - долетели до Баграма за полтора часа.

Баграмская авиабаза - это целый военный городок с развитой инфраструктурой. Стоянки аэродрома, имеющего две взлетно-посадочные полосы, рассчитаны на единовременное пребывание более сотни самолетов. Постоянно находящийся здесь контингент колеблется от 11 до 13 тыс. военнослужащих. Гражданский персонал, задействованный в сфере обслуживания, достигает двух тысяч человек. Среди них - около 200 кыргызстанцев, в основном занятых в парикмахерских и швейных ателье. Это своеобразные дивиденды от нахождения в Кыргызстане американской авиабазы: многие из местных контрактников прежде отработали какое-то время именно в «Манасе».

Зарплата «наших людей в Голливуде» - от 700 долларов, а у парикмахеров к тому же и неплохие чаевые. Бесплатное питание и проживание, опять таки бесплатный проезд домой во время отпуска делают условия работы вдали от дома достаточно приемлемыми, во всяком случае, на родине такие деньги заработать удается не всем. Наверное, следующим шагом будет появление здесь не отдельных «гастарбайтеров», а крупных компаний из Кыргызстана. У некоторых из них уже имеется опыт работы по американским стандартам и они знают требования министерства обороны США, выступающего основным заказчиком.

На той же авиабазе «Манас» в настоящее время 26 компаний работают по контрактам, выполняя различные услуги по строительству, технической эксплуатации и поставкам всего необходимого. Из них 11 компаний - чисто кыргызстанские, еще пять предприятий зарегистрированы в Кыргызской Республике и платят там налоги. Мы не случайно акцентируем на этом внимание, поскольку при принятии решения о размещении американской авиабазы в Кыргызстане, помимо осознанного желания внести свою лепту в борьбу с международным терроризмом, власти республики также исходили из обещания правительства США об участии кыргызстанских компаний в послевоенном восстановлении Афганистана.

Для небогатого Кыргызстана, вынужденного считать каждую копейку в своем скудном 4-миллиардном бюджете (в долларовом эквиваленте) упустить такую возможность заработать было бы, конечно, глупо. Во время нашей встречи с однозвездочным генералом Джеймсом Макконвиллом - командующим Восточным региональным командованием - тот подчеркнул, что в настоящее время пропорции выполняемых Международными силами содействия безопасности (ISAF) в Афганистане действий выглядят так: боевые операции в общем объеме занимают лишь 20% всех производимых действий, а 80% связаны с участием военных в гуманитарных и социальных программах.

Речь идет о действительно масштабном участии войск коалиции в восстановлении инфраструктуры жизнеобеспечения Исламской Республики Афганистан. Даже генерал-десантник Джеймс Макконвилл уверенно говорит, что победить врага они могут только путем привлечения на свою сторону простых афганцев. Что для этого нужно? Больше школ, больниц, дорог. А главное - больше рабочих мест, ведь за долгие годы 30-летней войны в стране практически разрушено все. Промышленности нет, а сельское хозяйство пришло в такой упадок, что теперь не в состоянии обеспечить потребности собственного населения. Хотя прежде Афганистан импортировал пшеницу и другие культуры во многие страны.

В зоне влияния Восточного регионального командования находятся 16 афганских провинций. Только в нынешнем году американские военные уже потратили там на различные гражданские восстановительные проекты более $200 млн. И это только из своего бюджета, финансирование которого идет из министерства обороны США. А ведь тут действует еще целый ряд международных организаций, как крупных, так и малых. Как мы уже говорили, одной из самых успешных провинций является Панджшер, туда с января 2008 года Пентагон вложил в восстановление районов $14,2 млн.

Разговариваем с сотрудником ЮСАИД Джереми Ричардом. Он координирует работу гуманитарных проектов во всех шести районах провинции. Джереми перечисляет организации, ведущие здесь свою деятельность: BRAC из Бангладеша занимается медицинскими тренингами, итальянская «Emergency» строит поликлинику, DCA из Голландии оказывает помощь местному населению в ветеринарии. Всего в этих районах функционируют 40 НПО. А из крупных международных организаций наибольшую активность проявляют Азиатский банк развития, WFP - Мировая программа еды, UNIFEM, UNMACA, UN-Habitat, UNICEF.

Прежде Джереми Ричард работал в Армении, хорошо понимает русский язык, но с разговорной речью у него не очень. Поэтому общаемся с ним через переводчика Малика. Малик живет в Кабуле, до которого от Панджшерской долины километров 60. Кстати, все афганцы, работающие у американцев переводчиками, через полтора года имеют право на получение гражданства США с самостоятельным выбором места жительства. Такая привилегия дается за определенный риск - талибы никогда не прочь отомстить своим соплеменникам, сотрудничающим с «врагами». Ну а остальным афганцам остается уповать на волю Аллаха и помощь международного сообщества.

Признает это и заместитель губернатора провинции Амин Ахмад Дакик. Проблем у афганских чиновников очень много. Во-первых, это безработица. В 300-тысячном Панджшере можно создать десятки тысяч потенциальных рабочих мест. Край чрезвычайно богат месторождениями полезных ископаемых. Прежде всего, это залежи драгоценных камней: изумруды, сапфиры, рубины. Много золотой и серебряной руды. Есть запасы нефти и газа, правда, еще недостаточно разведанные. Благодаря наличию множества природных компонентов, здесь также можно развить серьезное производство строительных материалов. Одного мрамора можно добывать на миллионы и миллионы долларов.

Главной преградой для развития местной промышленности является отсутствие собственной энергетической базы. Но теперь это лишь временное препятствие - западные финансовые институты уже выделили $5 млн. на составление ТЭО гидроэлектростанции. Энергетический потенциал реки Панджшер позволяет производить электроэнергию в достаточных для будущего экономического роста провинции объемах. Ну а пока главные усилия направлены на возведение микро-ГЭС. В провинции только в этом году будут сданы в эксплуатацию 12 таких объектов.

Среди других реализованных проектов можно отметить и 50-километровый участок автодороги, также обошедшийся в $5 млн., мосты, 6 построенных школ (еще 6 будут закончены до конца этого года), множество зданий административного и общественного назначения. Еще раз напомню, что в основном крупные программы ведутся под эгидой военных, которые разбиты на подразделения и называются PRT - команды по восстановлению провинций (Provincial reconstruction teams). В каждой из таких от 50 до 100 военнослужащих, определенная часть которых - военно-инженерные специалисты, остальные выполняют охранные задачи.

Главным результатом действий этих команд является заметная стабилизация жизни. Там, где ситуация продолжает оставаться напряженной, а может и вовсе обостряться, командование ISAF стремится создавать команды по восстановлению. Даже, например, в опасном Кандагаре, где активность талибов очень высока, несмотря ни на что работает канадская PRT. Они верят, что главная причина, побуждающая запутавшихся афганцев браться за оружие, это отсутствие других возможностей заработать, чтобы прокормить свои семьи - а вербовщики «Талибана» платят им по местным меркам неплохо.

ca-oasis.info

Предыдущая статья«Торжественно клянусь:» Кому?
Следующая статьяВертикаль «Возрождения»