Позорный партнер «Немецкой волны»
21.11.08 22:38 Uznews.net
Uznews.net - 19-го ноября немецкий телеканал NDR в программе «Zapp» рассказал о партнере «Немецкой волны» в Узбекистане - Гульнаре Бабаджановой, как о апологете узбекского режима, участвующего в гонениях независимых журналистов страны.
Гульнара Бабаджанова, директор Международного центра переподготовки журналистов и представитель «Немецкой волны» в Узбекистане по вопросам распространения, давно и уютно сидит на двух стульях.
Получая деньги от западных спонсоров и журналистских организаций на развитие свободной профессиональной журналистики в Узбекистане, на деле, она служит укреплению диктатуры Ислама Каримова, облегчая ее существование охаиванием критических журналистов, пытающихся писать правду о происходящем в стране.
Одним из последних заявлений Бабаджановой в защиту репрессивного режима, стала ее статья, опубликованная 9-го октября на сайте «Uzreport.com» под заголовком: «Международный медиа-семинар в Ташкенте: различия в подходах», посвященная состоявшемуся 2-3 октября в Ташкенте семинару Евросоюза о свободе слова в Узбекистане.
Бабаджанова начинает статью сразу же с отражения критики в адрес Узбекистана - где свободной прессы нет в природе, а последние журналисты подвергаются арестам и осуждениям - используя старинную поговорку: «чем больше яблок на ветвях висит, тем больше и камней в то дерево летит». (Оказывается, вот она причина критики, слишком уж богат и красив Узбекистан.)
Далее Бабаджанова заявляет, что многочисленные люди, желавшие попасть на семинар, не смогли принять в нем участие, так как это было требование европейской стороны, приславшей в Ташкент 15 человек, и пожелавшей увидеть с узбекской стороны такое же количество участников.
По словам Эндрю Строляйна, медиа-директора «Международной кризисной группы» (ICG), принявшего участие в семинаре, - это не правда. С первых дней начала подготовки этого семинара в январе 2008 года, узбекская сторона поставила условие перед ЕС, что мероприятие должно проходить за закрытыми дверями, без освещения в западной прессе.
«Мы же отвечали, что это странно проводить мероприятие о свободе слова и не пустить туда журналистов. Но когда мы прибыли, то увидели огромное количество журналистов из государственных СМИ Узбекистана. Только независимая и иностранная пресса осталась за дверями», - говорит Строляйн.
Принявшие участие со стороны Евросоюза в семинаре представители таких уважаемых организаций, как «Международная кризисная группа», «Институт открытое общество», «Международная Амнистия», «Статья 19», «Хьюман Райтс Вотч» и другие, описываются Бабаджановой, как крупные, но «скандальные».
Их представители, как пишет Бабаджанова, приехали в Узбекистан «с уже заготовленными негативными установками и аргументами, которые никоим образом не могли способствовать позитивному диалогу».
«Заготовленные негативные установки и аргументы», по Бабаджановой, - это осуждение без вины на десять лет лишения свободы журналиста Салиджона Абдурахманова, на пять лет поэта Юсуфа Джумы, умирающего в «Жаслыке» от пыток, двухлетнее содержание в психушке Джамшида Каримова.
Это - девятилетнее томление в неволе писателя Мамадали Махмудова и журналиста Мухаммада Бекжана только за близость к лидеру партии «Эрк» Мухаммаду Салиху.
Это - Андижанская резня 13-го мая 2005 года, во время которой правительственные войска расстреляли сотни людей, не дав возможности на спасение даже старикам, женщинам и детям.
Это - изгнание из страны после Андижанской резни основной группы независимых журналистов, работавших на радио Би-би-си, «Свобода», «Институт по освещению войны и мира», «Интерньюс», и закрытие бюро всех этих организаций в стране. Аресты и осуждения около 20 правозащитников.
Это - расстрелянный 24-го октября 2007 года на глазах у друга на шумной улице кыргызского города Оша 26-летний журналист Алишер Саипов:
Убийство Саипова последовало через два месяца после показа на Наманганском телевидении передачи, в которой молодой журналист был изображен в качестве врага узбекского народа.
Примерно в таком же материале, но в этот раз направленном против журналистов узбекской службы радио «Свободы» («Озодлик»), работающих в Праге (Чехия) и в Оше, приняла участие в этом году и Гульнара Бабаджанова.
Сделанный в лучших традициях сталинизма материал 1-го канала Узбекского телевидения, под названием: «Журналистское расследование», изображает сотрудников «Озодлик», как врагов народа и преступников, а Гульнара Бабаджанова появляется в нем дважды в роли изобличителя таких журналистов.
Эту передачу, которая содержала подробную информацию о журналистах радио личного характера, включая адреса их родственников, проживающих в Узбекистане, показывали несколько раз в июне в Ферганской долине, через каналы местных телестанций, а затем на всю страну по 1-му каналу УзТВ.
Что заставило волноваться за жизнь и целостность журналистов радио и их родственников в Узбекистане все руководство радио «Свобода», включая президента Джеффри Гедмина (Jeffrey Gedmin), вылетевшего вскоре после показа в Ташкент для переговоров с узбекскими властями.
«Почему журналисты «станций» врут, дают фальсифицированную информацию?» - на этот вопрос в программе УзТВ пытается ответить Гульнара Бабаджанова.
«Во-первых, заказ, это вполне реально. Мы знаем, кто заказывает, тот и платит», - с многозначительным видом говорит Бабаджанова с экрана телевизора.
«Во-вторых, внутренняя позиция самого журналиста, его образ мышления, его мнение. Может быть даже:. Я бы сказала: Работа на заработок», - нашла вдруг потерянную мысль Бабаджанова, но, почему-то, снова вернулась к первому аргументу о деньгах.
Чтобы отсечь какие-то возражения о том, что журналистами могут двигать не только корыстные цели, Бабаджанова особо подчеркивает: «Я не убеждена, что многие делают это из личных побуждений, или из: как бы: личного такого мировоззрения, - говорит она, - Я слышала, например, что журналист в эфире говорит одно, а вне эфира другое, такое тоже бывает».
С третьим аргументом, объясняющим продажность журналистов, у Бабаджановой возникла заминка.
«Ну и третье: Может быть: Ах: Что же там может быть», - усиленно думает перед камерой УзТВ Бабаджанова.
«Погоня за сенсационностью», - радостно, почти с облегчением всучила последний нож в спину журналистов Бабаджанова.
Зная все это «нехорошее» о журналистах, Бабаджанова доверительно сообщает УЗТВ, что не дает интервью станциям, так как не верит в их честность, зная, что они могут смонтировать ее слова так, что они поменяют полностью первоначальное значение.
Позиция Бабаджановой по поводу работы в стране независимых журналистов, надо сказать, была известна уже задолго до появления материала УзТВ.
Независимый журналист Кудрат Бабаджанов говорит о том, какое шоковое впечатление произвело на нее выступление Бабаджановой на конференции в Бишкеке, состоявшейся в летом 2005 года, после Андижанской резни.
«Когда была поднята тема о том, что после Андижана около 20 журналистов были вынуждены покинуть Узбекистан, Бабаджанова ответила, что из страны уехали самые худшие журналисты. Произошел, мол, отсев или естественный отбор. И что самые смелые остались в стране», - рассказал Кудрат Бабаджанов.
«Даже официальные лица Кыргызстана говорили о своих журналистах в более уважительном тоне, а она - с таким презрением и ненавистью», - добавил Бабаджанов.
Уважая принципы свободы слова, можно допустить, что Гульнара Бабаджанова имеет право на такие рассуждения, даже участвовать в очернительных кампаниях против независимых журналистов, называть Узбекистан цветущим садом, не замечая, что на его ветках давно уже висят не яблоки, а трупы, в том числе, журналистов.
Возникает лишь вопрос, как человек, откровенно служащий диктатуре, помогающий ей уничтожать последние зачатки независимой журналистики в Узбекистане, может быть партнером «Немецкой волны»?
На запрос программы NDR «Zapp», «Немецкая волна» попыталась защитить своего узбекского партнера. Сказав, что Бабаджанова не знала для каких целей УзТВ брало у нее интервью, не знала, что оно появится в контексте, выставляющем журналистов «Озодлик» преступниками.
Сама Бабаджанова обвинила теперь журналистов государственного телевидения Узбекистана в нарушении этики.
Но в эти отговорки мало кто верит. Журналисты радио «Озодлик» говорят о том, что после показа фильма Гульнара Бабаджанова, если она была возмущена работой УзТВ, то могла бы выйти на них и объяснить, как она оказалась в ново-сталинском фильме.
Более того, как рассказывают сотрудники «Озодлик», после выхода этой передачи, они пытались связаться с Гульнарой Бабаджановой и взять у нее интервью. Но она отказалась от разговора, едва узнав, что ей звонят из радио «Озодлик».