Russianews.ru: Пакистанские моджахеды плацдармом для своих действий выберут Ферганскую долину
2 июля 2009, 19:24, CA-NEWS
CA-NEWS (KG) - Моджахеды к реваншу готовы
Russianews.ru, Россия Номер 25 (02.07.2009) Игорь Ротарь
После ожесточенного 14-часового боя, который произошел в ночь на 28 июня, сотрудникам киргизского спецподразделения «Альфа» удалось уничтожить группу боевиков. Местные власти уже заявили, что убитые принадлежали к международной террористической организации.
Эта операция в Южной Киргизии стала второй за несколько последних дней. 23 июня сотрудники спецподразделений окружили и уничтожили группу моджахедов в пригороде киргизского города Джалал-Абад. Следователи выяснили, что убитые боевики не являлись гражданами Киргизии и были связаны с группировкой «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ). Как уверяет официальный Бишкек, убитые исламисты прошли подготовку в диверсионных лагерях на территории Пакистана.
Бои в южной Киргизии происходили всего в несколько десятках километров от печально известного узбекского города Андижана, где в 2005 году узбекские власти подавили восстание исламистов. Обстановка в Андижанской области Узбекистана и приграничных районах Киргизии начала накаляться в конце мая, когда боевики Союза исламского джихада (отколовшейся от ИДУ группировки. - Авт.) попытались штурмовать здание РОВД в узбекском городе Ханабад.
Судя по всему, сегодня киргизские власти считают нынешнюю активность боевиков лишь зондированием ситуации перед началом широкомасштабного вторжения их отрядов. Так, Бишкек уже начал перебрасывать спецчасти МВД на узбекскую и таджикскую границы. Как сообщил журналистам начальник главного управления общественной безопасности МВД Киргизии Жакыпбек Азизов, это связано со сложной обстановкой в приграничных районах, которая объясняется событиями в Афганистане и Пакистане, и вероятным проникновением отрядов боевиков на территорию соседних стран.
Напомним, что пакистанские войска продолжают операцию в горных районах вблизи афганской границы, где окопались основные отряды ИДУ. По данным ООН, число беженцев из Афганистана в Таджикистан возросло на 70%. Не исключено, что нынешняя активность пакистанских войск может вынудить центральноазиатских боевиков вернуться на родину. Судя по всему, этот процесс уже начался. Как сообщают неофициальные источники Би-би-си, из Пакистана в Таджикистан просочились вооруженные группы непримиримого командира таджикской оппозиции Мулло Абдулло.
Апологеты джихада
Исламское движение Узбекистана открыто выступает за насильственное свержение нынешнего узбекского правительства. Во время гражданской войны в Таджикистане боевики ИДУ воевали на стороне местной оппозиции. В 1999 и 2000 годах вооруженные отряды этой организации вторгались в Киргизию из Таджикистана, пытаясь прорваться в Узбекистан. Корреспонденту «России» удалось познакомиться в 1999 году с боевиками ИДУ на их военной базе вблизи таджикского кишлака Хаит. И внешний вид этих людей, и их взгляды были достаточно экзотичны. «Мы установим в Узбекистане шариатскую форму правления. Сейчас узбекские муллы насаждают искаженный ислам, мы очистим нашу религию от поздних наслоений, вернем его к исламу времен пророка Мухаммеда», - говорили вооруженные до зубов моджахеды. Присутствовавшие при разговоре, но не вступавшие в него женщины были одеты в паранджу.
В 2000 году президент Таджикистана Эмомали Рахмон под давлением Москвы переправил боевиков ИДУ в Афганистан. После вторжения войск НАТО в эту страну лидеры ИДУ стали верными союзниками талибов. С этого момента движение перестало быть чисто узбекским, в него вошли исламские радикалы из всех центральноазиатских республик, а также Синьцзянь-Уйгурского автономного района Китая. Недавно лидер ИДУ Тахир Юлдашев сделал сенсационное заявление: «Сейчас наши главные враги -американцы, поработившие Ирак и Афганистан. Наша цель сегодня - освободить от неверных эти страны. Лишь после этого мы свергнем светские режимы в Центральной Азии».
Однако, как считает директор центральноазиатской программы «Мемориал» Виталий Пономарев, заявление Юлдашева отнюдь не означает, что все члены ИДУ отказались от идеи «освобождения» Центральной Азии. Как утверждает правозащитник, часть боевиков вышла из ИДУ и создала собственное движение «Союз исламского джихада». Так, сейчас в Германии судят членов движения, готовивших террористические акты на территории этой страны. Отметим, что впервые в судебном процессе на Западе фигурирует центральноазиатская террористическая организация.
В отличие от ИДУ своей главной задачей джихадисты по-прежнему считают «освобождение» своих национальных государств. Нынешняя же военная операция в Пакистане может резко увеличить их активность в Центральной Азии. По оценкам Пономарева, в горных районах на афгано-пакистанской границе находятся около двух тысяч центральноазиатских боевиков.
Сторонники халифата
Если пакистанские моджахеды центральноазиатского происхождения решат вернуться на родину с оружием в руках, можно не сомневаться, что плацдармом для своих действий они выберут Ферганскую долину, население которой гораздо более религиозно, чем в других регионах Центральной Азии. Именно здесь активно действует международная организация «Хизб ут-Тахрир», добивающаяся объединения мусульман всего мира в едином халифате.
Партия считает западную демократию неприемлемой для мусульман. С точки зрения «хизбутчиков», США, Великобритания и Израиль являются порождением шайтана. Для идеологии партии характерен откровенный антисемитизм. Например, в листовках партии, нелегально распространяемых в Узбекистане, президент республики Ислам Каримов неизменно называется «еврейским кафиром». Один из узбекских членов «Хизб ут-Тахрир» в беседе с корреспондентом «России» выражал сожаление, что Гитлеру не удалось уничтожить всех евреев.
Ташкент, Бишкек и Душанбе пытаются бороться со сторонниками халифата самыми жесткими методами: члены этой организации получают длительные тюремные сроки. Однако активность противников демократии не ослабевает.
Социализм по-исламски
В Ферганской долине расположен и город Андижан, где в 2005 году вспыхнуло восстание исламских радикалов. Бунт в этом городе возглавляли члены религиозного движения «Акрамиа». Одна из базовых идей акрамистов - создание исламских предприятий-коммун, своего рода исламской модели социализма. В таких андижанских коммунах действовала широкая система социальной защиты: так, мусульманские бизнесмены оценили реальный прожиточный минимум в Андижане в $50 (то есть почти в десять раз больше минимальной зарплаты в Узбекистане) и поклялись не платить своим рабочим ниже этой суммы. Также акрамисты организовали кассы взаимопомощи, из которых правоверные мусульмане могли брать деньги для развития собственного бизнеса. Если бизнес оказывался успешным, то хозяин нового предприятия сам решал, сколько ему вернуть в кассу.
«В киргизской части Ферганской долины компактно проживают узбеки. Причем расстояние от крупных городов южной Киргизии - Оша и Джалал-Абада - до Андижана всего около 50 километров. Поэтому неудивительно, что у нас также появились ячейки «Акрамиа». Киргизские акрамисты принимали участие в андижанском восстании», - заявил «России» ошский правозащитник Садыкджан Махмудов.
Как утверждает известный киргизский политолог, профессор Бишкекского Славянского университета Александр Князев, практически все члены ИДУ были арестованы в Ферганской долине. «Ферганская долина - детонатор нестабильности всей Центральной Азии. Исторически это единый этнокультурный регион, поделенный сегодня между тремя государствами: Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией. Дестабилизация в одной из частей долины неминуемо провоцирует смуту по ту сторону границы», - считает Александр Князев.
Что дальше?
Следует ли ожидать в ближайшее время новую войну в Центральной Азии? У политологов сегодня нет единого мнения по этому вопросу. По крайней мере одни склонны считать, что центральноазиатские власти умышленно преувеличивают взрывоопасность ситуации в регионе. «Положение в Ферганской долине действительно очень непростое. Но говорить о том, что сюда в ближайшее время вторгнутся боевики из Афганистана, просто глупость. Через месяц в Киргизии выборы, и нынешнему президенту Курманбеку Бакиеву в этой ситуации очень выгодно преувеличивать опасность исламских радикалов. Спекулировать на этой теме привык и узбекский лидер, который традиционно использует жупел исламской угрозы для решения как внутренних проблем, так и споров с соседними центральноазиатскими государствами», - заявил «России» член научного совета московского Карнеги-центра Алексей Малашенко.