Если б я был султан:
22 (114) Ноябрь 2009 Интернет-журнал "Оазис"
Максим Клименко (Кара-Балта)
Такое явление, как многоженство, хорошо знакомо каждому по арабским сказкам и фильмам о восточной экзотике. Сильно романтизированная и популяризированная кинематографом нега султанских гаремов, где среди шелков и цветов коротают дни красивые и покорные женщины, ожидающие появления «своего повелителя», создает очень привлекательный для мужчин образ. Поэтому нередко можно услышать, как представители сильного пола сетуют на то, что у нас запрещено многоженство. Вот если бы, дескать, закон разрешал, они бы непременно привели в дом 2-3 женщины: сексуальные впечатления станут ярче и разнообразнее, а семейные ссоры вообще прекратятся, поскольку «конкурирующие жены» будут бороться за внимание и любовь своего единственного мужа и осыпать его ласками.
Рустам Рахимов (имя изменено, прим. ред.) - отец пятерых детей, работает на одном из многочисленных рынков Жайылского района. Он один из тех жителей Кыргызстана, которые считают, что многоженство является неотъемлемой частью культурной традиции страны. Проживая с двумя женами, Рахимов говорит, что не раздумывая взял бы себе еще одну жену, если бы позволял доход.
В его семье о своих правах женщины рассуждают так. Одна надежда - на порядочность общего кормильца.
- Все состояние должно делиться поровну, - рассуждает Сапаргуль (одна из жен Рустама). - Но если есть общая машина, а у меня, к примеру, нет сына, а у нее есть, то машина должна достаться ее сыну.
Каждую из жен Рустам поселил в отдельном доме, но в общем дворе. Так удобнее соблюдать график посещений. Сегодня у одной, а завтра у другой. И без всякой обиды.
- У каждой - свой дом, и если даже я умру, у них останется по дому, - говорит Рустам.
Если жены Рустама Сапаргуль и Амина подадут на развод, доказать, что был брак, почти невозможно.
«Считать многоженство преступлением навязывает нам, мусульманам, Запад. Они (представители Запада) запрещают брак между одним мужчиной и несколькими женщинами, но разрешают брак между мужчинами, - считает Рахимов. - Если вы уважаете свободу вероисповедания, позвольте женщине самой решить, выходить ли ей замуж за женатого человека и жить по исламским законам или нет».
Заведующий отделом медресе и мечетей Духовного управления мусульман Кыргыстана Рахматулла Эгембердиев разъяснил: «По исламу вторую жену можно заводить из побуждений веры, а не корысти. Только так достигается семейное счастье и гармония. Многоженство обусловливается рядом возможных обстоятельств. Шариат не содержит призывов к полигамии и не считает ее обязательной.
Ислам разрешает полигамный брак, но не призывает к нему, а указывает на ответственность и трудности при принятии решения о повторном браке. В Коране сказано: «...и женитесь на тех женщинах, что приятны вам - двух, трех или четырех. А если боитесь вы, что не будете одинаково справедливы [к ним во всем], то - на одной...» (4:3).
В арабских странах многоженство в настоящее время не имеет широкой популярности. Статистика приводит следующие данные. В Египте только 4% из всех браков являются полигамными, в Сирии и Ираке - 5%, а в государствах Персидского залива - до 8%. В мусульманском мире к многоженству относятся по-разному - от принятия его как нормального явления до полного запрещения на законодательном уровне.
В Кыргызстане, как правило, брак со второй женой, заключенный вроде бы по исламским канонам, весьма далек от соответствия требованиям шариата. Такие узы не могут быть крепкими, считают эксперты. Сегодня в Кыргызстане многоженством никого не удивишь. Многие мужчины имеют две, а то и три жены. Особенно это характерно для представителей высших эшелонов власти. Причем если раньше наличие другой семьи тщательно скрывалось, то сегодня чиновники, да и не только они, открыто живут на два дома. Что и подтвердил бывший министр юстиции Марат Кайыпов. Надо сказать, его выступление было выслушано с особым вниманием. Кайыпов сказал, что многоженство в Кыргызстане считается преступлением, хотя оно искусственно навязано тоталитарным прошлым. Посему эту статью из Уголовного кодекса надо убирать. Мужчину, который кормит две семьи и содержит двух жен, преступником назвать нельзя.
Мужской парламент солидарности с многоженцами не проявил, оставив наказание по соответствующей статье. Современное общество Кыргызстана расколото на тех, кто за и тех, кто против многоженства. Причем, и та, и другая стороны выдвигают веские доводы в защиту своей правоты. По мнению Фронтбек кызы Жамал, председателя ПООЖ «Мутакаллим», в стране назрела необходимость легализовать многоженство. Хотя бы с целью большего соблюдения прав женщин, которые смогут в таком случае настаивать на официальной регистрации отношений.
Другой позиции придерживается Нурия Темирова, координатор по социальной работе Общественного объединения «Арыш»: «Легализация многоженства - вопрос сложный и неоднозначный. Но мне кажется, что узаконение полигамии не приведет к положительным последствиям. Мужчина, желающий уйти от ответственности, всегда найдет для этого возможность».
«Многоженство является неотъемлемой частью мышления местного населения, - сказала в интервью EurasiaNet Татьяна Архипова, психолог из Ошского государственного университета. - Большинство женщин и мужчин региона ...считают многоженство естественным образом жизни, который был запрещен в советские времена».
Экономика также играет здесь не последнюю роль. Многие менее богатые кыргызы, похоже, придерживаются той точки зрения, что в трудные с финансовой точки зрения времена коллективом легче сводить концы с концами, чем в одиночку. «Многоженство существует из-за бедности большинства населения, и без повышения уровня жизни справиться с ним невозможно, - считает независимый социолог из города Ош Миножат Ташбаева. Она полагает, что необходимость защитить права вторых и всех последующих жен и их детей является аргументом в пользу легализации многоженства. «При разводе с мужем только первая жена может претендовать на защиту своих прав в суде. Вторая, третья и четвертая жены не имеют никаких прав, так как они не регистрируют свой брак, поскольку закон запрещает многобрачие, - подчеркивает Ташбаева. - Таким образом, запрещая многоженство с целью защиты прав женщин, правительство на самом деле нарушает права вторых, третьих и четвертых жен...Закон должен быть одинаков для всех жен, будь она первой, второй, третьей или четвертой».
Прогрессивные женщины возвращаться в средневековье не хотят. Равноправие с мужчинами и без этого достается им нелегко.
- Позиция наша такова: не любишь - разводись и официально женись на второй! И никому голову не морочь! А при нескольких браках разве кто-нибудь думает, как себя чувствует первая или вторая жена? Обе они несчастливы, - считает эксперт агентства социальных технологий Мира Карыбаева.
Что касается мнения широкой общественности, то приведем данные опроса, проведенного информационным агентством «24.kg» по поводу отношения его читателей к многоженству. Наиболее популярным стало мнение, что «мужчинам необходимо сначала научиться нормально обеспечивать хотя бы одну семью». Такого мнения придерживаются 46,7% опрошенных. «Быть или нет второй женой - женщины должны решать сами», считают 14,6% респондентов. 10,8% заявили, что многоженство «давно пора разрешить официально». Категорически против выступили 13,3% респондентов.