CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

«Писаки» распоясались :: Интернет-журнал "Оазис"

26 августа 2010

«Писаки» распоясались

? 16 (132) Август 2010, Интернет-журнал "Оазис"

Наргис Зокирова (Душанбе)

Уголовное преследование журналистов за клевету и оскорбление остро стоит сегодня практически во всех странах Центральной Азии. В уголовных кодексах трёх стран существуют статьи, ограждающие от острого пера журналистов президента и представителей государственных структур. По словам журналистов, существование подобных статей ограничивает свободу слова, поскольку чиновники злоупотребляют ими, расправляясь тем самым с неугодными журналистами.

Вопросы отмены наказания по данным статьям регулярно поднимаются гражданским обществом этих стран, но пока безуспешно. В Кыргызстане, например, было сделано, как минимум четыре попытки внести соответствующие изменения в уголовный кодекс. В Казахстане же хоть и наблюдаются тенденции к лучшему, но большинство законодательных изменений в этой области носят лишь незначительный характер. В Таджикистане же тема декриминализации, клеветы и оскорбления представителями государственных структур не воспринимается всерьёз. Они убеждены, что в случае декриминализации этих статей журналисты начнут злоупотреблять этим правом и беспочвенно критиковать и оскорблять честь и достоинство чиновников.

В Таджикистане споры по делам о защите чести и достоинства рассматриваются судом, как, в соответствии со ст.172, 174 Гражданского кодекса РТ, так и в соответствии со ст. 135, 136 Уголовного Кодекса РТ.

Статья 135 Уголовного кодекса Республики Таджикистан (УК РТ) предусматривает уголовную ответственность за клевету, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Квалифицированным видом клеветы является клевета, содержащаяся в публичных выступлениях, публично демонстрирующемся в произведении или средствах массовой информации.

Статья 136 УК РТ предусматривает ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженной в неприличной форме. Уголовное законодательство предусматривает также особую защиту для государственных должностных лиц.

Статья 330 защищает представителей государственной власти от оскорбления.

По мнению таджикских правозащитников и журналистов, данные статьи Уголовного кодекса во многом ограничивают свободу слова и выражения в стране, и зачастую государственные чиновники злоупотребляют этими нормами закона в свою пользу.

Журналисты убеждены, что если в послевоенные годы с неугодными журналистами расправлялись путем оружия и «кулака», то сейчас это делается более цивилизованным способом - возбуждаются уголовные дела по вышеперечисленным статьям УК, либо подаются иски в судебные органы в рамках гражданского кодекса с требованием огромной денежной компенсации, что в итоге может привести печатный орган к банкротству. Видимо, по этой причине за последние годы в Таджикистане участились случаи, когда журналистов или СМИ привлекают к ответственности за критические статьи.

Свобода выражения мнения гарантирована статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП), который Таджикистан подписал в 1999 году и тем самым взял на себя обязательства по его выполнению.

В 2005 году Таджикистан отчитался перед Комитетом ООН по правам человека о ходе выполнения обязательств, принятых на себя в связи с ратификацией Международного Пакта о гражданских и политических правах. В Комитет также был представлен Альтернативный доклад НПО по Пакту. 18 июля 2005 г Комитет принял Заключительные замечания, в которых, в частности, выразил мнение о реализации права на свободу слова: «22.Комитет выражает обеспокоенность в связи с тем, что в Уголовном кодексе государства-участника предусмотрены такие имеющие широкое толкование правонарушения, как «оскорбление чести и достоинства Президента» и «преступления против основ конституционного строя», которые могут стать объектом манипуляций и ограничений свободы слова (статьи 19).

Однако, несмотря на рекомендации Комитета ООН по правам человека, власти страны берут под свой контроль и Интернет-издания, внеся в июле 2007 года в Уголовный кодекс изменения, которые устанавливают уголовную ответственность за клевету и оскорбление распространенных не только через традиционные СМИ, но и сети Интернет.

Сегодня многие страны мира отменили уголовное преследование журналистов. В их число вошли такие страны, как Босния и Герцеговина, Эстония, Грузия, Украина, Молдова. США, Новая Зеландия, Мексика, Великобритания (на стадии отмены).

Остается надеяться, что и Таджикистан в ближайшее время исключит статьи о клевете и оскорблении из уголовного кодекса, тем самым выполнит одну из рекомендаций Комитета ООН по правам человека и приведет свое законодательство в соответствие международными стандартами.

Процесс развития СМИ в Таджикистане не проходит безболезненно, каждый последующий шаг в этом направлении чреват определенным риском и возникновением ряда проблем.

Выдержки из доклада о развитии законодательства о СМИ

На первое января 2004 года в Таджикистане зарегистрировано 272 печатных средств массовой информации и 7 информационных агентств. Тираж республиканских газет колеблется от 2 до 18 тысяч экземпляров.

Пока не сформулирован единый подход к разделению прессы на «государственные» и «негосударственные», основными критериями которых являются источники их финансирования, т.е. госбюджетные или внебюджетные средства. В целом, больше половины (144 печатных изданий) в Таджикистане финансируются прямыми бюджетными статьями (в том числе 4 правительственные и 2 парламентские газеты республиканского значения) и 138 - посредством ассигнований...

Одной из проблем РТ, как и некоторых других стран СНГ является проблема свободы прессы и распространения информации. Общеизвестно что газеты, журналы, радио, телевидение, свободно формируя общественное мнение, служат наилучшими гарантиями свободы народа и соблюдения конституционного строя. Каждому гражданину РТ конституционно гарантированы права доступа на информацию. Но практически в этом отношении дела обстоят несколько сложнее.

В общем, получить важную информацию, как принято их называть - «горячую» из первоисточников, особенно у официальных структур власти сегодня труднее, чем обнародовать их на страницах печати. Это при том обстоятельстве, что во всех министерствах и ведомствах образованы пресс-центры. Создается впечатление, что подобные центры организуются не для обнародования свежих новостей или важной информации, а для неразглашения «внутренних тайн», или «не вынесения ссора из избы». Да и предоставленная или полученная «горячая» информация не всегда выходит на полосы или в эфир. Горячая информация или актуальный материал тщательно проверяется, сглаживаются острые углы ответственными сотрудниками, руководителями редакции, т.е. срабатывает инстинкт самоцензуры с одной стороны, боязнь «гнева учредителя» - с другой.

Состояние электронных СМИ в Таджикистане не отличается от печатных, а по отдельным позициям выглядит намного хуже. Из 20 зарегистрированных электронных СМИ большинство составляют, так называемые, «независимые телеорганизации». Но если быть точным, они о независимости пока только мечтают. Дело в том, что деятельные СМИ, начиная свою вещательную деятельность еще на стадии государственной регистрации, т.е. в процессе выдачи лицензии на телевидение, становятся зависимыми от исполнительного органа власти. Такой подход к решению проблем привел к тому, что утвержденное Комитетом по ТВ и радиовещанию при Правительстве РТ «Положение о порядке лицензирования в области телевидения и радиовещания», усложнило и без того нелегкую процедуру выдачи лицензий независимым телеканалам и породило новые трудности для перерегистрации действующих независимых телеканалов.

Учитывая все выше сказанное, хочу отметить, что, по нашему мнению несовершенство Законодательства о СМИ является общей проблемой стран постсоветского пространства. Известно, что с появлением практики применения закона о СМИ выявились проблемы, обнаружились некоторые просчеты, которые необходимо учитывать, заполнять и исправлять. Но они исправляются медленнее, чем хотелось бы. Законодатели неохотно идут к восполнению пробелов, недочетов. Однако Закон «О печати и других средствах массовой информации», принятый в сложных условиях Таджикистана все еще продолжает оказывать положительное влияние на деятельность СМИ.

По оценкам международных экспертов законы РТ, регулирующие СМИ содержат позитивное положение, включающее гарантии свободы СМИ, систему выдачи лицензии частным телерадиовещателям, систему обеспечения доступа к информации, имеющихся в государственных органах и правовые требования соответствия международному праву.

По определению английских экспертов, Законы РТ также содержат значительное число положений, которые не соответствуют международным стандартам относительно свободы выражения мнения и свободы СМИ, а также другие положения, которые формально нарушают международные права, не являются необходимыми или нуждаются в усовершенствовании.

И последнее, как преподавателю вуза мне не безынтересен вопрос правовой подготовки будущих журналистов. Они должны свободно ориентироваться в нормативно-правовых актах, регулирующие деятельность СМИ и правовая подготовка должна быть важной стороной квалификационной модели выпускника факультета журналистики. Не вдаваясь в подробности, свое видение решения проблем предлагаю следующим образом:

1. Предусмотреть увеличение учебных часов по праву СМИ в государственном образовательном стандарте и заметного повышения ее роли в дальнейшем совершенствовании подготовки квалифицированных специалистов СМИ.

2. Создание обучающих программ для образовательных учреждений по правовой подготовки журналистов (включая программы по обмену преподавателями - лекторами).

3. Совершенствование материально-технической и методической базы, обучающих журналистов вузов по правовой подготовке.

4. Проведение программ национальных и международных семинаров и обучающих курсов, охватывающих вопросы развития профессиональных навыков, навыки правоприменения в СМИ.

Нуралиев Абдусаттор, доктор филол. наук, профессор, зав. кафедрой журналистики Российско-Таджикского (славянского) университета (г. Душанбе, Таджикистан)

ca-oasis.info

Предыдущая статьяВ.Осипов "О перспективах амнистии в контексте программы национального примирения в Афганистане "
Следующая статьяЭ.О. Касаев "ТЭК Ирана: законодательство и инвестиционный климат "