Амиржан КОСАНОВ, генеральный секретарь ОСДП «АЗАТ», специально для «Новой» - Казахстан»
26.08.2010 г., Новая газета - Казахстан
Затянувшийся транзит
Конституции Казахстана - 15 лет. Стала ли она по-настоящему Основным законом?
В тексте Основного закона институты власти пишутся с заглавной буквы, а такие определяющие понятия, как «Человек», «Гражданин», - с маленькой. У нас не Человек, а чиновник - «высшая ценность действующей власти».
Кажется, власть забыла про общее правило: «где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции»
Через три дня страна будет торжественно отмечать 15-летие со дня принятия действующей Конституции. Дата, обязывающая объективно посмотреть на все достоинства и недостатки Основного закона.
Хотя, по мнению власти, наша Конституция, как жена Цезаря - выше всяких демократических подозрений. И критиковать ее - то же самое, что критиковать саму власть. А это у нас, как известно, вовсе не приветствуется.
Причина одна: нынешняя Конституция - не столько главный документ, определяющий основные параметры жизни общества, сколько фундамент, основа основ сложившейся недемократической политической системы, позволяющей узкому кругу приближенных к верховной власти людей бесконтрольно снимать сливки с самых лакомых кусков экономики!
Откровенный и честный разговор о Конституции особенно актуален на фоне организуемых властью в эти предпраздничные дни торжественных мероприятий: концертов, не очень круглых столов, гашений почтовых марок и иных увеселительных и убаюкивающих общественное внимание и далеких от заданной темы забав. Эдакое желание под звуки праздничных вувузел замолчать проблемы конституционных реалий. Конечно, повод для праздника есть. Не будем посыпать голову законодательным пеплом - определенные достоинства у этого документа имеются. Главное - это ряд определений, связанных с характеристикой государства, основными правами и свободами граждан. Этим наша Конституция, безусловно, ценна.
Главный же недостаток Основного закона заключается в том, что в уже далеком 1995 году фактически были изменены политическая система и структура государственной власти! В результате все ее ветви оказались сконцентрированы в руках одного человека - президента.
Под эту идею в то непростое время подвели соответствующее обоснование: дескать, нужны срочные, безотлагательные, и главное, непопулярные экономические меры, а для этого необходимо сосредоточить власть в одних руках. Насколько я помню, эти изменения назывались временными и предназначались только для проведения вышеобозначенных болезненных реформ.
Но прошло полтора десятилетия, а конституционный воз и ныне там. Заявленный политический транзит слишком уж затянулся. Хуже того, ситуация усугубляется. Ибо за это время в Конституцию было внесено несколько изменений, еще больше отдаливших страну от демократических ценностей и позволивших президенту не только ужесточить свою власть, но и сделать ее пожизненной.
Другие недостатки, как ни странно, связаны с этими самыми достоинствами. Точнее, с практическим неисполнениям многих громко заявленных норм.
Вот несколько самых показательных цитат из Конституции.
«Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».
Поверит ли в эти пафосные утверждения казахстанец, который собственными глазами видит всю подоплеку грязных выборов, на собственной шкуре испытывает все прелести казахстанского правосудия и свое бесправие перед чинушами и полицией, не имея при этом минимальных средств к существованию?
Кстати, вы заметили, что в тексте Основного закона институты власти пишутся с заглавной буквы, а такие определяющие понятия, как «Человек», «Гражданин», - везде с маленькой? Прямо оговорка по Фрейду! Оно по-ихнему и верно: у нас не Человек, а чиновник, его «сладкая жизнь, не ограниченные ничем и никем и не снившиеся простым людям права и свободы» - «высшая ценность» действующей власти!
Далее. «Основополагающими принципами деятельности Республики» помимо прочего является «решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами». Сколько за годы независимости было принято важных законов (о власти, земле, конституционных изменениях и внеочередных выборах), и сколько раз власть испрашивала разрешение у собственного народа? Вопрос риторический!
«Государственная власть: осуществляется: в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов». У нас поистине исполинская исполнительная власть, которая сама, по своему усмотрению, выстраивает другие ветви власти! Как хочет, так и вертит ими, и они даже не сопротивляются (хотя бы для проформы!).
«В РК признается идеологическое и политическое многообразие. Не допускается создание в государственных органах организаций политических партий». Посмотрите национальные телеканалы и посчитайте, сколько сюжетов о «Нур Отан» и сколько о других партиях. Вот вам наше «политмногообразие»!
«Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию». «Свобода слова и творчества гарантируется. Цензура запрещается». И вспомните, сколько было судебных и иных преследований независимых СМИ, осмелившихся критиковать не только верховную власть, но и чиновников разных уровней. Причем чем ниже статус обиженного акима, тем строже наказание!
«Граждане РК имеют право на свободу объединений». И задайтесь вопросом: «Почему через 10 месяцев рассмотрения Минюст отказал в перерегистрации Устава объединенной ОСДП «АЗАТ» под смехо-творным предлогом о неаутентичности текстов на казахском и русском языках?». Это не наш Устав, а сама Конституция неаутентична сложившимся в обществе реалиям и его демократическим перспективам!
«Граждане РК вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Вспомните, сколько граждан было оштрафовано и водворено в изоляторы за реализацию этого конституционного права!
Эти и другие чисто декларативные и нереализуемые на деле постулаты Конституции заставляют каждого гражданина с изрядной долей скепсиса относиться к официальным лозунгам типа «Конституция на стороне простого человека!» и т.п. Знают ли об этом придворные апологеты, которые в эти дни строчат восторженные статьи о поддержке народом Основного закона? Видимо, не только знают, но и сами не особо верят. Во всяком случае, такое ощущение создается после прочтения этих ничего не дающих ни уму, ни сердцу формальных отписок.
Отношение граждан к Конституции и власти можно охарактеризовать извест-ным определением советского периода: «Отношусь, как к собственной жене: немного люблю, немного боюсь. И все время хочу другую!».
Извечный вопрос: «Что делать?».
Предлагаю, как минимум, два шага.
Первый - наполнить практическим содержанием вышеупомянутые статьи и пунк-ты, которые вполне отвечают требованиям времени. Для этого нужно пересмотреть соответствующие законы, которые на деле препятствуют реализации конституционных прав. В ряде случаев они просто антиконституционны и нивелируют заложенный в Основном законе демократический потенциал! «Какая конституция самая лучшая?» «Та, которая лучше всего исполняется!».
Второй шаг - стратегического характера. Уже сегодня надо думать о том, какой должна быть Конституция в постназарбаевский период! Ибо страна не должна оставаться заложником сиюминутных и конъюнктурных интересов действующей власти!
Потому, как говорил классик, «все конституционные хартии ни к чему не ведут - это контракты между господином и рабами. Задача не в том, чтобы рабам было лучше, но в том, чтобы не было рабов!».
Такие шаги особенно уместны на фоне двойных стандартов, используемых властью в отношении к самой Конституции. Когда власти нужно, она говорит о незыблемости ее принципов, дескать, она не исчерпала свой потенциал, вот в США конституция не меняется 223 года! А когда требует политическая целесообразность, власть, наоборот, за 17 минут переписывает ее важнейшие статьи, которые в корне меняют политическую ситуацию в стране! Кажется, власть забыла про общее правило: «где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции».
И последнее. Каждый из нас должен относиться с уважением к символам своего государства. И конституция не является исключением из этого правила. Но невозможно привить чувство уважения к документу, к которому у общества есть серьезные претензии.
В этом главный урок 15-летнего функционирования действующей Конституции.