CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Новая газета - Казахстан :: Магбат Спанов: «Успешные у нас те, кто не зарабатывает, а получает деньги»

26 августа 2010

Записала Марина ДАВЫДЕНКО

26.08.2010 г., Новая газета - Казахстан

Магбат Спанов: «Успешные у нас те, кто не зарабатывает, а получает деньги»

К чему приведет «депозитная» экономика, кто содержит наши банки, сколько и кому должен каждый казахстанец

Президент «Института развития Казахстана» Магбат Спанов стал новым гостем общественно-политического дискуссионного клуба «АйтPARK». Очередное заседание состоялось 17 августа, вместе с модератором Нурланом Еримбетовым известный экономист обсудил самые актуальные для нашей страны вопросы.

Нурлан Еримбетов: Сейчас появился новый термин - депозитная экономика. В недавнем отчете Счетного комитета Национального инвестиционного фонда сказано, что 36 миллиардов тенге, положенных на депозит, принесли вознаграждение в размере 1 миллиарда 800 миллионов тенге, что составляет 82% от общей суммы доходов этого фонда. Магбат, как по-вашему, не обнаружим ли мы через 10 лет, что все эти фонды и институты экономического развития - большой блеф, обман, игра?

Магбат Спанов: Сложившуюся у нас ситуацию можно охарактеризовать двумя словами - нет хозяина. И те люди, кто сейчас сидит в правительстве, вообще не имеют представления об экономических законах. Поэтому они выбирают наиболее легкий путь для решения проблем - найти деньги (они, слава богу, в нашем государстве пока есть) и распределить их по своему усмотрению в те или иные структуры. Их работа никак не контролируется.

Н.Е.: Можем ли мы сказать, что сегодня этими институтами развития руководят люди, очень далекие от понятия «профессионализм»?

М.С.: Я 20 лет работаю в финансово-экономической сфере и впервые за все эти годы не знаю руководителей правительства, у которых есть хоть какая-нибудь внятная экономическая стратегия! Они не могут объяснить, почему делают те или иные шаги! Например, антикризисная программа преподносится как квинтэссенция выхода из кризиса. Но это не экономическая программа! Она сориентирована только на то, чтобы распределять те ресурсы, которые выделяются государством. Они считают, что если профинансировать ту или иную отрасль, то проблемы решатся сами собой. До сих пор не знаю, кто в правительстве отвечает за его экономическую стратегию!

Н.Е.: Недавно Счетный комитет обнародовал такие данные: из 85 проектов Национального инновационного фонда реализованы всего 3. Из 36 проектов Инновационного фонда Казахстана - только 2 (удивительно, что у наших руководителей правительства даже не хватает фантазии по-разному назвать эти фонды!). И где скандал, где массовые увольнения нерадивых чиновников, отставки? Почему мы молчим?

М.С.: Это проблема уже не чисто экономическая, она уходит своими корнями в середину 90-х годов, когда лозунгом нашего общества было «Богатей любыми способами». Честно, не честно - не важно! После таких заявлений, по моему мнению, все руководство фонда должно быть арестовано, а все их имущество - конфисковано. Возможно, это результат неумелого хозяйствования. К сожалению, назначение руководителей по профессиональным качествам подменено у нас их назначением, исходя из клановых соображений. Каждый новый премьер-министр приводит с собой команду, с которой ему удобно работать, но которая может быть совершенно неэффективной для отстаивания государственных интересов.

Н.Е.: Согласно отчету правительства, сегодня средний заработок казахстанца составляет 81 тысячу тенге. Насколько объективен этот показатель?

М.С.: Когда меня спрашивают о статистике, я всегда привожу такой пример: когда я был студентом, нам преподавал очень известный социолог, профессор. Он говорил: есть две жены - жена председателя колхоза и моя жена. Жена председателя спит со всем колхозом, моя - ни с кем. Но среднеарифметическое - моя и его жена спят с половиной колхоза. Здесь - тот же результат. Макроэкономические показатели, которыми оперирует наше правительство, - вчерашний день: ВВП, объем иностранных инвестиций, количество зарегистрированных малых предприятий - промежуточные показатели. Конечной целью должны быть качественные социальные показатели. Например, в свое время премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявил, что экономику надо оценивать не по показателям ВВП, а по затратам на образование, здравоохранение и социальным отчислениям. Эти качественные показатели и определяют степень развития экономики!

Н.Е.: Какова структура расходов рядового казахстанца?

М.С.: Чем выше у человека доходы, тем выше у него и расходы. Недавно центр «Стратегия» проводил анкетирование, и выявил, что более 92% населения Казахстана удовлетворено своим экономическим положением. Но все мы знаем, что денег никогда много не бывает. А, по-моему, с нашими-то ценами и дороговизной жизни и 1000 долларов в месяц - мало.

Н.Е.: Насколько корректно говорить, что мы, граждане Казахстана, все кому-то должны? И каков долг нашего государства в целом?

М.С.: Власть любит повторять, что государственный долг по сравнению с началом 2000 года снизился до двух миллиардов долларов. Но есть долги хозяйствующих субъектов. В прошлом году много задолжал банковский сектор - 42 миллиарда долларов, в этом году сумма снизилась до 30 миллиардов. А всего за прошлый год общий долг составил 105 миллиардов долларов. В этом году - уже 107 миллиардов. Разделите 100 миллиардов на количество людей, живущих в Казахстане, и получите сумму задолженности каждого. Когда говорят, что это не государственные долги, у меня возникает вопрос - почему же тогда государство выкупило контрольный пакет и акции в банках, которые подверглись санации - Альянс, БТА и т. д.? Государство должно грамотно распоряжаться нашими с вами деньгами, которые оно получает в виде налогов! Например, показатель социальных выплат растет. Но! Раньше на образование выделялось 4% бюджета, а сейчас - всего 3,3%. Поэтому говорить, что наша экономика направлена в сторону улучшения жизни населения, некорректно.

Н.Е.: По-вашему, у нас в стране много банков?

М.С.: Наоборот, мало. Банков должно быть столько, сколько нужно для эффективного развития экономики. А определяет это население, которое кладет деньги на депозиты.

К сожалению, у нас ментальность такова, что банкир считает своими те деньги, которые граждане кладут на депозиты. И уверен, что прибыль должна идти в первую очередь ему в карман. Успешными у нас считаются люди, которые не зарабатывают, а получают деньги.

Н.Е.: Сегодня много критики в адрес АО «Самрук-Казына». Мне кажется, что очень накладно позволять такие эксперименты в нашей стране, как создание подобных мифических монстров, якобы выступающих посредниками между правительством и производителями:

М.С: Когда эта структура возникала, я был «за». Считаю, что для любой организации необходимо три года работы, чтобы понять, насколько она жизнеспособна. А прошло уже шесть лет! В экономике фактически сложилось три силы: 1. Правительство - оно распоряжается бюджетом, 2. Национальный банк - он проводит монетарную политику, 3. АО «Самрук-Казына» - оно собирает деньги, которые идут от нефте-горно-металлургического комплекса. Выходит, у нас три кармана, которые очень плохо контролируются парламентом.

Н.Е.: Чем больше посредников на государственном уровне, тем сложнее отследить наши деньги! Огромное количество людей за счет этого кормится!

М.С.: Я согласен, что те деньги, которые выделяются из бюджета, расходуются неэффективно - они заморожены на депозитах, вместо того чтобы работать на экономику. В этом году бюджет нашей страны по доходной части составил 3 триллиона 400 миллиардов тенге. Расходная часть - 4 триллиона 200 миллионов, то есть 800 миллиардов - это минус! Во время кризиса должны сокращаться расходы госаппарата. А у нас они растут! И мы фактически начали проедать бюджет. Деньги тратим, но не зарабатываем. Если так будет продолжаться, мы вернемся к 1995 году. Государство будет бедное, но отдельные его граждане - очень богатые.

Н.Е.: Почему после обнародования этих данных не последовало никакой реакции ни со стороны президента, ни со стороны правительства?

М.С.: Думаю, она будет в ближайшее время. Чиновники были заняты имиджевыми проектами, связанными с саммитом ОБСЕ, юбилеем Астаны. Повторюсь: я считаю, что нынешнее правительство - самое непрофессиональное за последние 20 лет! У него нет ни программы, ни стратегии. Все свои промахи и ошибки оно списывает на мировой экономический кризис. Но, по моему мнению, в Казахстане его не было! А был кризис управления внутри страны. Я соглашусь со словами Касым-Жомарта Токаева, что экономикой сейчас занимаются «киндер-сюрпризы»-«болашаковцы» - люди, получившие прекрасное образование за рубежом, но совершенно не разбирающиеся в экономике Казахстана.

Н.Е.: Наступает сентябрь. К чему нам готовиться?

М.С.: Думаю, к повышению цен. Субъективная причина - осень, в это время года всегда все дорожает. Объективная - мы вступили в Таможенный союз, система не отработана, Россия же перекрывает нам дорогу в Европу.

Н.Е.: А Таможенный союз экономически нам выгоден?

М.С.: Это благо с точки зрения макроэкономики. Но ситуация с запретом России экспортировать казхстанское зерно вызывает у меня опасение.

Н.Е.: Большинство экономистов говорят, что невозможно уйти от доминирования сырьевого экспорта в структуре нашей экономики. Вы согласны с этим?

М.С.: Слово «диверсификация» я впервые услышал от Горбачева. Конечно, нефть - основа нашей диверсификации. На этой базе мы должны строить предприятия второго уровня. Если кто помнит, Советский Союз запустил космический корабль «Буран». Обшивка этого корабля делалась в Казахстане: А сейчас мы потеряли все технологии! У нас есть сырье! И мы должны создавать свой продукт.

Н.Е.: Вы говорили, что вместо понятия прожиточный минимум нужно использовать показатель уровня бедности. Что это такое?

М.С.: Это когда человек живет на 4 доллара в день. В Казахстане прожиточный минимум - 13 тысяч тенге. По европейским показателям человек должен иметь доход минимум 120 долларов в месяц. На наши деньги это 20 тысяч тенге! Если считать так - бедное население в нашей стране будет составлять уже не 12%, а больше.

Н.Е.: Каков объем нашей теневой экономики?

М.С.: ВВП в стране больше 100 миллиардов долларов, 50 миллиардов крутится в теневом секторе. С криминальной частью мы должны бороться - не заключением договоров и партийными постами, а нормативными актами!

Н.Е.: Что вас особенно беспокоит сегодня?

М.С.: То, что люди перестали зарабатывать деньги. Сейчас это главная проблема нашей страны.

novgaz.com

Предыдущая статьяИсламское обучение таджиков за рубежом: комментарии специалистов - Фергана.Ру
Следующая статьяНовая газета - Казахстан - Амиржан КОСАНОВ :: Затянувшийся транзит