Судебная реформа в Кыргызстане: пять вопросов эксперту
29/03 16:02, Информационное Агентство Кабар
Реформирование судебной системы остается одной из главных задач нынешней власти, которую приходится решать уже на протяжении почти двух лет. Процесс затормозился по ряду причин, в том числе из-за неточностей в законодательстве, регулирующем отбор нового судейского корпуса. Чтобы прояснить ситуацию, мы решили обратиться к директору Института общественного анализа Рите Карасартовой.
- Скажите, пожалуйста, на какой стадии, на Ваш взгляд, находятся судебные реформы в Кыргызстане?
- На сегодняшний день внесены поправки в Законы об отборе судей и о статусе судей, которые получили поддержку большинства депутатов, но вызвали негативное отношение к ним общественных организаций. Сейчас закон находится у президента. Представители гражданского общества ищут встречи с главой государства, чтобы попросить его не подписывать эти поправки, но пока это у нас не получается, видимо, некие силы сознательно препятствуют этому.
Также ведется работа по концепции основных направлений судебной реформы, которую пишут эксперты на основе проведенного 19-20 марта диалога на конференции «Основные направления судебной реформы в Кыргызстане». Гражданское общество не хотело бы, чтобы написанная концепция осталась только на бумаге, а изменения в эту систему вводились через внесение поправок в те или иные нормативно-правовые акты.
- Что же мешает скорейшему проведению реформ в судебной системе республики?
- Этому мешает политическая близорукость власти, законодательной и исполнительной. Желая доминировать над судебной системой, они пытаются через внесение изменений в законодательство сделать из судейского корпуса карманных чиновников. Они думают, что смогут исправить сложившуюся за десятилетия ситуацию только соответствующей кадровой политикой, и бросили все свои силы на отбор судей, объявив все судейские места вакантными. Но при отсутствии других инструментов саморегулирования судейского корпуса никаких изменений просто не произойдет. Поэтому Гражданский совет взял на себя ответственность за формирование общественного мнения в этой сфере, и тем самым влияет на ход реформ в судебной системе.
- Что надо сделать, чтобы судебная ветвь власти была по - настоящему независимой?
- Есть три вопроса, решение которых может сделать эту ветвь власти реально независимой:
- отбор судей, который не должен зависеть от политических сил, а быть направленным на формирование качественного состава судейского корпуса;
- вопросы судебного самоуправления: работа совета судей, роль председателей и т.д.;
- подотчетность судей и независимость при вынесении судебного решения - они должны руководствоваться только законом. Решив три эти вопроса, судейский корпус обновится. А власти застряли в отборе и не могут разделить шкуру не убитого медведя.
- На Ваш взгляд, какие поправки необходимо внести в законодательство, чтобы продвинуть реформирование судебной системы?
- Эти поправки гражданское общество уже предлагало, но, к сожалению, и депутаты, и Аппарат Президента их проигнорировали. Например, в закон о Совете по отбору судей мы предлагали внести пункт, по которому отобранная советом кандидатура автоматически утверждалась бы как президентом, так и депутатами, и чтобы у них было право говорить «нет» только в трех конкретных случаях. А сегодня они могут отвергнуть кандидата даже в том случае, если им не понравятся его глаза.
- Что конкретно необходимо сделать, чтобы изжить коррупцию в судебной системе?
- Надо проводить постоянный мониторинг судебной системы со стороны гражданского общества. Адвокатам и другим участникам процессов необходимо продвигать законные инициативы, а не быть посредниками между сторонами. Населению надо перестать давать взятки, и начать защищать свои интересы всеми возможными способами, объединяясь в группы. А власти необходимо прекратить думать о своих выгодах от доминирования в судебной системе, и предпринять реальные шаги, которые приведут к независимости судебной ветви власти, так как только независимый судья будет готов вершить справедливое правосудие.
Вопросы задавал Мирлан Алымбеков, КНИА «Кабар»