CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ngv.ru

Преемственность - основа добрососедства

5 июля 2002

САФАРИ, Специальный представитель МИД Ирана Преемственность - основа добрососедства

---------------------------------------------------------------------------- ---- Весьма символично, что Международная конференция "Каспий: правовые проблемы" открылась в Москве 26 февраля. Именно в этом городе и именно в этот день в 1921 году представители Ирана и России подписали Договор о дружбе. Я считаю такое историческое совпадение добрым предзнаменованием. Оно свидетельствует о глубокой преемственности в вопросах дружбы и равенства. Договор, подписанный 81 год назад, является одним из двух основополагающих документов, оформивших правовой статус Каспийского моря. Другим историческим и основополагающим для правового статуса Каспийского моря документом стал Договор о торговле и мореплавании, который был подписан Ираном и Советским Союзом в качестве двух прикаспийских государств 25 марта 1940 года. В обоих исторических документах и обменных письмах двух правительств, прилагаемых к ним, дано четкое разъяснение тому, что Каспий является общим для обеих стран, он не разделен и не имеет никаких границ за исключением десятимильной ограничительной монопольной зоны, предназначенной для рыболовства. Из этого следует, что прибрежные государства в своей деятельности на море обладают равными правами.

Произошедшие геополитические изменения и увеличение числа прибрежных государств с двух до пяти стали причиной появления новых проектов и теоретических взглядов относительно правового статуса Каспийского моря. Каждая из прибрежных стран выдвинула свои приоритеты и заняла особую позицию по Каспию, стремясь максимально обеспечить свои интересы.

10 лет спустя

На протяжении последних 10-ти лет между прикаспийскими государствами на различных уровнях и по различным проблемам моря, включая и его правовой статус, были проведены переговоры.

Переговоры относительно правового статуса вначале проводились на уровне руководителей департаментов министерств иностранных дел прибрежных государств, а затем, по решению министров иностранных дел, принятому в ноябре 1996 года в Ашхабаде, статус участников переговорного процесса был поднят до уровня заместителей министров иностранных дел. В настоящее время предпринимаются меры и по другим каспийским проблемам, в том числе по экологии и рыболовству, но они, конечно, не достаточны и требуют больших усилий и активизации сотрудничества.

Мы вправе были ожидать, что по прошествии 10-ти лет прикаспийские государства сблизят свои позиции ради достижения согласия, которое отразило бы интересы всех стран Каспийского побережья, а также и долгосрочные интересы самого моря. Помимо этого мы ожидали, что, наряду с вопросами использования Богом данных природных богатств, будут предприняты эффективные шаги для защиты природной среды и биоресурсов.

В какой степени эти ожидания были претворены в жизнь? Ответ на этот вопрос вряд ли займет много времени. Единственная договоренность, достигнутая за эти годы, сводится к следующему: министры иностранных дел прибрежных государств на совещании в Ашхабаде согласились, что любое решение по правовому статусу Каспийского моря должно быть принято на основе консенсуса прикаспийских стран.

В то же время состояние экологии и биоресурсов сейчас таково, что если страны Прикаспия в самое ближайшее время не примут серьезных мер, то природную среду вряд ли ждет лучезарное будущее.

Исламская Республика Иран, признав новые, обретшие независимость на берегах Каспия, государства и уважая их свободу и суверенитет, рассматривает Каспий как арену полезного сотрудничества, основанного на соблюдении взаимных интересов. Исходя из этого наше государство является неизменным сторонником продолжения переговоров для достижения согласия, которое учитывало бы интересы всех прикаспийских стран и эффективно решало различные вопросы самого моря, в том числе связанные с его экологией, био- и энергоресурсами, судоходством и безопасностью.

Наш выбор - кондоминиум

Исламская Республика Иран, имея в виду всесторонние и долгосрочные интересы региона, считает режим кондоминиума наилучшим для решения вопроса правового статуса этого уникального водоема. А в случае принятия решения о разделе моря на сектора, мы полагаем, что обладаем справедливым правом на, как минимум, 20% площади. Мы также придерживаемся убеждения, что до определения правового статуса Каспия, который был бы принят на основе согласия всех прибрежных стран, иностранные компании и государства не должны вести разработку нефтегазовых месторождений на его пространстве.

Исламская Республика Иран убеждена в том, что договоры 1921 и 1940 годов, с которыми согласны все страны побережья, являются хорошей основой для разработки правового режима Каспийского моря. Любые проволочки и задержки в решении вопроса статуса Каспия будут иметь губительные последствия, особенно для экологии и биоресурсов уникального природного бассейна.

Исламская Республика Иран заявляет о своей готовности продолжать в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества переговоры, направленные на решение каспийских проблем. Мы полагаем, что до достижения всеми сторонами согласия по будущему правовому статусу Каспийского моря необходимо воздерживаться от односторонних, провокационных и несовместимых с нормами добрососедства шагов.

Конференция по правовым проблемам Каспия создает благоприятные условия для обсуждения актуальнейших для нашего региона вопросов в научном ключе, без оглядки на политику. Дискуссии, несомненно, углубят наше понимание проблемы в правовом ракурсе, включая вопросы прав и обязанностей прикаспийских государств в отношении действующих договоров и существующего правового статуса Каспийского моря.

Очевидно, что любое соглашение по Каспию должно приниматься на основе норм международного права и консенсуса прибрежных стран. Профессиональные дискуссии эффективно способствуют выработке совершенных договоренностей и решений. Надеюсь, что московская конференция станет прологом к разработке и принятию нового договора о дружбе, который обеспечит интерес всех прибрежных стран и создаст благоприятную почву для развития регионального сотрудничества и упрочения мира и стабильности.

Прежние договоренности никто не отменял ДЖАМШИТ МОМТАЗА

Преподаватель Тегеранского университета, член Комиссии международного права ООН

Хочу подчеркнуть обязательность соблюдения того правового режима в отношении Каспийского моря, который был создан до распада СССР. Этот правовой режим вытекает из двух договоров, которые были подписаны в 1921 году между Ираном и РСФСР и в 1940 году между Ираном и СССР. Оба документа сохраняют свое значение, так как до сих пор ни одна из сторон не заявила, что она расторгает их. Эти договора были переданы Ираном и Россией в секретариат ООН и учтены в качестве документации членов ООН.

В соответствии с международными нормами, страны, которые являются преемниками исчезнувших государств, не могут менять те договоры, которые были заключены предшествовавшими государствами. Это правило соблюдается всеми странами.

Подписав Алма-Атинскую Декларацию от 24 декабря 1991 года, получившие независимость бывшие советские республики обязались соблюдать юридические обязательства СССР на международной арене. В статье 12 Минской декларации от 9 декабря 1991 года также подчеркивается, что государства - преемники СССР полностью соблюдают и уважают обязательства, принятые Советским Союзом до его распада.

Известно, что договоры, подписанные Ираном с РСФСР и СССР, не регламентируют вопросы разграничения Каспийского моря. Они лишь устанавливают 10-мильную исключительную зону для рыболовства. Но следует иметь в виду, что после подписания договора 1940 года посол СССР в Тегеране и министр иностранных дел Ирана обменялись письмами, которые потом стали приложениями к договору. В этих письмах Каспийское море объявлено в качестве Советско-Иранского моря. Анализируя содержание договора и писем, можно сделать вывод, что в то время Иран и СССР не выступали за разделение Каспийского моря, а проявляли заинтересованность в том, чтобы море оставалось в общей юрисдикции обоих государств. Как следствие, стороны пользовались полной свободой доступа ко всем частям моря для рыболовства и судоходства.

Вместе с тем, объявление общей совместной юрисдикции не означает, что море не может быть разделено. Этот вопрос может и должен решаться на основе консенсуса всех прибрежных государств.

Очевидно, что правовой статус Каспийского моря, вытекающий из прежних соглашений, не отвечает всем нынешним требованиям. Все прикаспийские государства согласны, что этот режим должен быть дополнен и улучшен. В то же время любые решения могут приниматься исключительно на основе консенсуса всех стран региона. Любая односторонняя деятельность не легитимна. А до тех пор, пока не будет подписано новое соглашение, все прибрежные страны должны соблюдать режим, предусмотренный соглашениями 1921 и 1940 годов.

Россия - Иран: общая позиция

Российская Федерация и Исламская Республика Иран договорились о нижеследующем:

1. Каспийское море должно оставаться морем мира и дружбы.

2. Относительно расширения двустороннего сотрудничества во всех сферах на Каспийском море Стороны признают Договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Персией от 26 февраля 1921 года и Договор о торговле и мореплавании между Союзом Советских Социалистических Республик и Ираном от 25 марта 1940 года и приложения к нему в качестве правовой основы, регулирующей в настоящее время деятельность на Каспии. Стороны до усовершенствования правового режима Каспийского моря официально не признают никаких границ на этом море и с учетом указанной основы развивают сотрудничество на Каспийском море в различных областях посредством разработки необходимых правовых механизмов.

3. Все решения и договоренности, касающиеся правового статуса и режима использования Каспийского моря, будут иметь силу только в том случае, если они будут приняты с общего согласия пяти прикаспийских государств.

4. Всеобъемлющий правовой режим Каспийского моря призван обеспечить благоприятные условия для эффективного сотрудничества прикаспийских государств в освоении ресурсов Каспия и сохранения его экологической системы.

5. С учетом процесса растущего загрязнения Каспийского моря, а также увеличивающейся опасности разрушения его экологии и исчезновения уникальных биоресурсов, сохранение экологической системы этого водоема составляет коллективную ответственность прибрежных государств.

6. Стороны открыто заявляют о своем неприятии прокладки по дну моря любых транскаспийских нефте- и газопроводов, являющихся опасными в экологическом отношении в условиях чрезвычайно активной геодинамики.

7. Стороны заявляют, что Каспийское море должно использоваться исключительно в мирных целях. Недопустимо присутствие на Каспии вооруженных сил некаспийских государств.

8. Каспийское море и его ресурсы являются совместным достоянием пяти прибрежных государств, которые обладают исключительными правами в отношении этого уникального водоема. Совершенствование правового режима, форм и методов использования Каспия является делом самих прикаспийских государств. Вмешательство третьих стран в этот процесс недопустимо.

9. Стороны подтверждают принцип ответственности прикаспийских государств за ущерб, причиненный природной среде Каспия и друг другу в результате деятельности по использованию Каспийского моря и освоения его ресурсов. (Из Совместного заявления Российской Федерации и Исламской Республики Иран по правовому статусу Каспийского моря от 12 марта 2001 г.).

ngv.ru

Предыдущая статьяОт частностей - к общему знаменателю
Следующая статьяМорской узел. По материалам Международной конференции "Каспий: правовые проблемы"