ХАЛАФОВ, Заместитель Министра иностранных дел Азербайджана Согласие - ключ к процветанию
---------------------------------------------------------------------------- ---- Изменение геополитической ситуации в Каспийском регионе в результате распада Советского Союза и образования пяти прикаспийских государств вывело на первый план вопрос осуществления прибрежными государствами своих суверенных прав на Каспийском море. Большую значимость как для Азербайджана, так и других прибрежных стран имеет привлечение инвестиций и современных технологий в Каспийский регион. Общая заинтересованность стран региона в улучшении инвестиционного климата, освоении энергетических ресурсов, создании надежных и безопасных коммуникаций, а также в обеспечении стабильности в регионе требует объединения наших усилий. Азербайджан придает исключительное значение расширению и укреплению сотрудничества в области разработки и транспортировки энергетических ресурсов, формирования и деятельности Евразийского транспортного коридора. Мы считаем, что создание торговых, коммуникационных и транспортных коридоров, охватывающих территорию от Западной Европы до Черного моря и достигающих Южно-Азиатского региона, является надежной гарантией политической независимости и экономического благополучия государств региона.
Азербайджан убежден, что развитие сотрудничества пяти прикаспийских государств на основе взаимного уважения, дружбы и добрососедства отвечает коренным интересам их народов. Вместе с тем Азербайджан исходит из того, что существующий правовой режим Каспийского моря не соответствует в полной мере современным требованиям и не регулирует в полном объеме взаимоотношения прикаспийских государств. Преодолению этого несоответствия может служить разработка и скорейшее заключение на основе общего согласия прикаспийских государств Конвенции о ПРАВОВОМ статусе Каспийского моря.
Каждому - свой сектор
Подход Азербайджанской Республики к вопросу о правовом статусе Каспийского моря основан на общепризнанной мировой практике деления подобных водоемов на сектора, которые к тому же де-факто существуют между прикаспийскими государствами еще со времен Советского Союза.
Следует подчеркнуть, что даже в тот период, когда на Каспий распространялась юрисдикция только двух прикаспийских государств, Каспийское море и его минеральные ресурсы не рассматривались как объект совместного владения. Это подтверждается, в первую очередь, осуществлявшейся на протяжении десятилетий деятельностью на Каспии. Сложившаяся на протяжении этих лет практика, которая представляет собой неотъемлемый элемент правового статуса Каспия, свидетельствует о том, что на Каспийском море всегда доминировал принцип его раздельного секторального использования.
Хотелось бы также отметить, что российско-иранский и советско-иранский договора 1921 и 1940 годов не регулировали актуальные ныне вопросы освоения и использования минеральных ресурсов Каспия. Очевидно, что в условиях, когда эти договора, не отвечающие современным реалиям, утрачивают значимость, неизбежным становится разработка нового правового статуса Каспийского моря.
Мы убеждены, что в условиях все еще сохраняющихся разногласий наиболее приемлемым для всех пяти прикаспийских стран могло бы стать поэтапное продвижение к консенсусному решению вопроса правового статуса Каспийского моря.
Поэтапное движение
Азербайджан исходит из того, что интересам всех пяти прикаспийских стран мог бы отвечать подход, основанный на разграничении на первом этапе дна Каспийского моря между сопредельными и противолежащими государствами на секторы/зоны посредством применения метода срединной линии, проводимой с учетом равноудаленности от исходных базовых точек, а также общепризнанных принципов международного права и сложившейся практики на Каспии.
За каждым из прибрежных государств в образуемом в результате такого раздела секторе/зоне признаются исключительные права в отношении минеральных ресурсов и другой правомерной хозяйственно-экономической деятельности на дне. Данный подход создает предпосылки решения на последующих этапах других вопросов в отношении поверхности и толщи воды, прежде всего связанных с экологией, рыболовством, судоходством и безопасностью.
Используемый Россией, Казахстаном и Азербайджаном общепризнанный международный метод соответствует всем критериям и обстоятельствам по установлению срединной линии Каспийского моря, таким как общепризнанность в международной практике, применимость к Каспийскому морю, учитывая его географические и правовые свойства и сложившуюся практику деятельности на Каспии, и возможность применения всеми прикаспийскими государствами.
Соответствующие двусторонние договоренности между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Азербайджанской Республикой с целью установления срединной линии основываются на упомянутом международном методе. Мы убеждены, что разграничение на первом этапе дна Каспийского моря способствует достижению консенсуса всех каспийских государств по вопросу о правовом статусе Каспийского моря. В этой связи подключение к этим договоренностям Ирана и Туркменистана придаст дополнительный импульс в решении вопроса правового статуса Каспия.
Азербайджан привержен решению вопросов правового статуса Каспийского моря между прибрежными государствами в духе уважения их суверенных прав, взаимовыгодного партнерства, мирными средствами и путем переговоров.
Прикаспийские государства прошли определенные этапы переговорного процесса по определению правового статуса Каспийского моря как в многостороннем, так и двустороннем форматах. Результатом последовательного поиска взаимовыгодного решения является то, что позиции прикаспийских государств на сегодняшний день совпадают как никогда ранее.
Азербайджан всегда демонстрировал свою приверженность решению всех вопросов, связанных с определением правового статуса Каспийского моря, путем переговоров и твердо намерен и далее поддерживать переговорный процесс, принимая в нем самое активное участие.
От разногласий - к сотрудничеству
Все работы, связанные с разведкой и добычей Азербайджанской Республикой углеводородов, осуществляются в полном соответствии с нормами международного права и сложившейся практикой на Каспии, в рамках реализации ею суверенных прав в Азербайджанском секторе Каспийского моря и не затрагивают интересы и суверенные права других прибрежных государств.
В связи с этим не имеющие никаких международно-правовых оснований односторонние притязания на отдельные месторождения на Каспии не могут быть предметом рассмотрения до определения координат срединной линии между прибрежными государствами и препятствовать осуществлению прикаспийскими государствами своих суверенных прав на Каспии.
Отдельные разногласия между прибрежными государствами не могут служить основанием приостановления деятельности и свертывания международного сотрудничества на Каспийском море, главной целью которых являются экономическое развитие и обеспечение благополучия наших народов.
Мы убеждены, что такие разногласия не должны стать источником конфронтации и ставить под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе.
Азербайджанская Республика исходит из того, что Каспийское море должно использоваться исключительно в мирных целях. При этом все вопросы, касающиеся Каспия, необходимо решать только мирными средствами и путем переговоров. Все другие подходы не отвечают интересам государств региона и неприемлемы мировому сообществу, которое заинтересовано в развитии и поддержке международного сотрудничества и укреплении инвестиционного климата в Каспийском бассейне.
Восстановление Великого Шелкового пути и начало функционирования транспортного коридора Север-Юг создают дополнительные возможности для обеспечения стабильности и сотрудничества в регионе. На фоне современного политического и экономического развития мира, сопровождающегося глобализацией, основным фактором функционирования Евразийского торгового, коммуникационного и транспортного коридора является доставка энергетических ресурсов Каспия на мировые рынки.
В этой связи строительство нефтяного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода из Азербайджана через Грузию в Турцию будет способствовать развитию энергетических ресурсов и претворению в жизнь соответствующих международных проектов на Каспии.
Роль и усилия Азербайджанской Республики в создании фундамента международного сотрудничества для осуществления этих геополитических и стратегических проектов являются бесспорной исторической реальностью и вкладом в устойчивое экономическое развитие стран региона.
Мы считаем важным также расширение сотрудничества в решении экологических проблем Каспийского моря в целях сохранения биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства его биологических ресурсов. В этой связи Азербайджан приветствует инициативу Российской Федерации по созданию Каспийского Центра, который бы занимался мониторингом природной среды Каспия. Общая обеспокоенность прибрежных государств экологической ситуацией, сложившейся на Каспии, угроза исчезновения его осетровой популяции должны стимулировать наши совместные усилия для скорейшего достижения консенсуса по вопросу правового статуса Каспийского моря. Россия - Азербайджан: общая позиция
Российская Федерация и Азербайджанская Республика считают, что в условиях, когда в позициях прикаспийских государств по вопросу нового правового статуса Каспия сохраняются существенные расхождения, продвигаться к его консенсусному решению следует поэтапно.
На первом этапе предлагается разграничить дно Каспийского моря между соответствующими сопредельными и противолежащими государствами на секторы/зоны на основе метода срединной линии, проводимой с учетом равноудаленности точек и модифицированной по договоренности Сторон, а также с учетом общепризнанных принципов международного права и сложившейся практики на Каспии.
Стороны согласились, что за каждым из прибрежных государств в образуемом в результате такого раздела секторе/зоне будут признаваться исключительные права в отношении минеральных ресурсов и другой правомерной хозяйственно-экономической деятельности на дне.
(Из Совместного заявления Российской Федерации и Азербайджанской Республики о принципах сотрудничества на Каспийском море от 9 января 2001 г.)