МАНН, Посол, специальный советник Государственного Секретаря США по вопросам дипломатии в Каспийском регионе Взгляд в будущее Каспийского моря ---------------------------------------------------------------------------- ---- Я верю в сотрудничество. Я очень рад, что у нас сложились добрые отношения с представителем Президента России, заместителем министра иностранных дел В.Калюжным. Мой опыт лежит в области взаимодействия в политической, экономической и социальной сферах. Исходя из этого, хотел бы говорить о ситуации на Каспии в широком контексте. Почему мы уделяем столь значительное внимание проблемам Каспийского региона? Во-первых, страны Каспийского бассейна находятся на очень важном перекрестке, и страны, которые были созданы после распада СССР, должны быть государствами демократическими. Мы заинтересованы в их развитии. Второе. Мы считаем, что не существует и не должно быть в Каспийском регионе такой ситуации, когда от любого решения кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Такая позиция иногда огорчает журналистов, которые всегда ищут какие-то сенсации. Россия помогла многим странам в создании новых институтов, в формировании новой системы отношений с мировым сообществом. В результате эти страны продвинулись вперед. Я думаю, что все будут заинтересованы в том, чтобы именно таким образом и шло развитие отношений. Я полагаю, что именно в таких условиях будут развиваться благоприятные возможности для российско-американских взаимоотношений.
За время после возникновения в Каспийском регионе новых независимых государств произошли очень важные события, особенно в области инвестиций и развития энергетики. В частности, успешно разрабатывается месторождение Тенгиз в Казахстане, развиваются азербайджанские нефтегазовые проекты. Происходящее формирует очень большие надежды на будущее. Однако мы должны признать, что до сих пор в Каспийском регионе не наблюдается того прогресса, на который мы рассчитывали.
"Проклятие ресурсов"
Российская поговорка говорит: "Бог любит троицу". Поэтому я хочу назвать три причины, по которым пока не произошло ожидаемого прогресса. Это недостаточные капиталовложения, коррупция и несовершенство правовой базы.
Говоря о том, что не существует достаточных капиталовложений, я имею в виду, что из полученных прибылей не осуществляются капиталовложения в такие важные области, как здравоохранение и образование. И это мешает экономическому развитию. Еще одним большим препятствием для роста инвестиций в Каспийский регион является то, что сами каспийские страны мало вкладывают средств в свою экономику.
О коррупции, я думаю, здесь нет необходимости говорить. А вот о третьем аспекте - недостаточной правовой базе - я хотел бы сказать. Есть три важных фактора, которые привлекают инвестиции в ту или иную страну. Первое - это правопорядок, основанный на верховенстве закона. Второе - это снова правопорядок, основанный на верховенстве закона. И третье - еще раз приоритет закона. Именно это важно для привлечения иностранных инвестиций. В противном случае никто не может гарантировать, что тот или иной регион будет благополучным и процветающим.
Многие считают, что ресурсы - это гарантия благосостояния. Но, с другой стороны, мы должны задать себе вопрос: почему одна страна, богатая энергетическими ресурсами, становится Норвегией, а другая - Нигерией?
В 1995 году в материале, который был подготовлен на основании изучения 97-ми развивающихся стран, экономисты Джеффри Сакс и Эндрю Уорнер пришли к выводу, что чем больше страна зависит в своем экономическом развитии от природных ресурсов, тем ниже, обычно, темпы ее роста.
Чем объясняется такое "проклятие ресурсов"? Когда страна зависит от своих природных ресурсов, она часто не уделяет внимания капиталовложениям в другие сферы, которые на самом деле являются очень важными и ценными. Наличие ресурсов часто создает иллюзию, что можно легко обогатиться. Но только в случае диверсификации экономики можно добиться успеха.
Транспортные артерии
Каспийским странам на начальном этапе необходимо продавать свое углеводородное топливо наиболее эффективно. И это подводит нас к вопросу о газо- и нефтепроводах. Из этого замкнутого, не имеющего морских выходов, района можно транспортировать топливо только путем нефтепроводов. И это создало определенные трудности для каспийских государств. Существование монополий на экспорт нефти и газа создает проблемы не только для каспийских, но и для российских производителей. В любом случае, монополии формируют искажение экономических сил и экономических факторов.
Мое правительство рассматривает этот вопрос следующим образом. Мы не столько антимонополисты, сколько сторонники создания нормальных условий для бизнеса, для производителей. Мы считаем, что именно их интересы имеют большое значение.
Широко известны проекты нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и транспортировки газа месторождения Шах-Дениз. Мы надеемся, что строительные работы по проекту Баку-Джейхан начнутся уже этим летом. Новые трубопроводы будут доставлять энергетические ресурсы в Турцию. Эти проекты должны обеспечить благополучие и процветание стран Каспийского региона.
Трубопровод КТК является самым крупным вложением иностранного, и в том числе, американского капитала в России. Этот проект наглядно демонстрирует эффективность сотрудничества между Россией и США. Я очень рад этому и считаю, что есть все предпосылки для расширения взаимодействия в этой сфере. Думаю, такое сотрудничество - уже давно назревшая необходимость. Потому что именно США и Россия имеют стратегические мотивы прилагать все усилия к тому, чтобы новые государства Центральной Азии и Казахстана были суверенными, жили в безопасности и процветании.
Линии раздела
С нашей общей заинтересованностью в благоприятной ситуации в Каспийском регионе связан и вопрос о том, каким образом проводится разграничение территорий. Решать эту проблему следует на принципах, которые устраивают все заинтересованные стороны. Такой подход должен привести к большему благополучию всех этих стран.
Не надо думать, что официальное разграничение непременно должно предшествовать разработке тех или иных ресурсов. Мы видели на протяжении последних лет, что это происходило и без официального разграничения. Но, безусловно, сотрудничество в регионе и разработка его ресурсов может быть более эффективной, когда такое разграничение будет осуществлено.
Как следует проводить разграничительные линии? Наша страна не является каспийской державой, поэтому моя роль здесь очень скромна. Те контуры, которые будут очерчены, определят сами страны региона. США могут участвовать в этом процессе только по приглашению самих каспийских государств и в сотрудничестве с нашими добрыми друзьями в этом регионе.
Мы уже оказывали технические экспертные услуги, когда о них просили те или иные правительства каспийских государств. И мы с удовольствием готовы продолжать такое взаимодействие. Я надеюсь, что мое правительство сможет помочь каспийским странам в достижении соглашения.
Сейчас уже достигнуто много двусторонних соглашений. В связи с этим не могу не отметить заслуги в этой области и профессионализм моих друзей, в частности, замминистра Калюжного и посла Урнова. Считаю, что эти двусторонние переговоры, в конечном счете, обязательно приведут к достижению соглашения между пятью государствами на основе признаваемых мировым сообществом принципов. Совершенно ясно, что основными требованиями, которые могут предопределить успех, являются политическая воля и ведение переговоров в духе добрососедства и доброй воли.
Президент США о КТК
Поздравляю Россию, Казахстан, Оман и их партнеров по консорциуму с пуском Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Ведущую роль в этом проекте сыграли американские фирмы, особенно СhevronTexaco и ExxonMobil. Эти объекты стали кульминацией многолетних усилий. Они служат для всего мира примерами того, что Соединенные Штаты, Россия и Казахстан сотрудничают для обеспечения процветания и стабильности в этой части света.
КТК говорит о достигнутом странами региона важном прогрессе в создании прозрачных и стабильных условий для международной торговли и инвестиций. Кроме того, проект КТК способствует реализации национальной энергетической политики моей администрации, развивая сеть многочисленных каспийских трубопроводов, которая включает в себя также нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса и Баку-Новороссийск и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум. Эти проекты помогут диверсифицировать энергоснабжение США и укрепить нашу энергетическую безопасность, обеспечивая мировой экономический рост.
Дж. Буш. 30 ноября 2001 г.
Мы с вами! Хотя мы и не являемся каспийской державой, мы заинтересованы в том, чтобы произошло успешное разграничение на море. Это не удивительно: Каспийский регион имеет большое значение для всех стран.
Мы очень надеемся, что здесь будет обеспечено мирное судоходство, будет максимально разрабатываться энергетическая база, не нанося ущерба окружающей среде. И мы надеемся, что будет обеспечена эффективная транспортировка энергетических ресурсов через этот район. Мы считаем очень важным, чтобы ни одно соглашение о разграничении ли, или о правовом статусе не препятствовало транспортировке нефти и газа из этого региона.
Решение, которое каспийские страны сейчас принимают, очень важны для будущего всех этих государств. Именно поэтому США призывают к максимальной "прозрачности" и открытости, рыночной ориентации, верховенству права и сотрудничеству.
Говоря о соглашении по Каспию, я считаю, что у меня есть причины для оптимизма. На мой взгляд, уже есть продвижение вперед. Пусть пока еще очень скромное, но, тем не менее, устойчивое и стабильное. Мое правительство приветствует этот процесс и прогресс. Мы будем помогать ему на основе использования интеллектуальных ресурсов стран этого региона.
Сотрудничество развивается
В середине марта в Министерстве энергетики и минеральных ресурсов РК прошло первое заседание специальной комиссии по партнерству Республики Казахстан и США в области энергетики под председательством Министра энергетики и минеральных ресурсов РК Владимира Школьника и специального советника Госсекретаря США по вопросам дипломатии в Каспийском регионе Стивена Манна.
Как сообщила пресс-служба Министерства, наряду с другими темами стороны обсудили вопросы расширения сотрудничества в сфере нефти и газа и охраны окружающей среды.
По итогам заседания стороны договорились о создании четырех рабочих групп в рамках работы специальной комиссии по энергетическому партнерству: нефтегазовый сектор, электроэнергетика, атомная энергетика, ядерные технологии и вопросы нераспространения, охрана окружающей среды.
Исходя из стратегических интересов Республики Казахстан, американская сторона согласилась с мнением казахстанской стороны о том, что привлечение инвестиций в капиталоемкие проекты нефтехимии и нефтегазовой промышленности, создание совместных предприятий по производству нефтегазового оборудования, а также максимальное привлечение казахстанских компаний и специалистов, будет способствовать дальнейшему укреплению двусторонних отношений и даст импульс развитию малого и среднего бизнеса в Казахстане.
Казахстанская сторона подтвердила свою приверженность принципам стабильности налогового законодательства, улучшения инвестиционного климата в стране и защиты интересов инвесторов.
В ходе заседания было отмечено, что Казахстан не будет стремиться к пересмотру ранее заключенных контрактов с иностранными инвесторами, а лишь намерен уточнить отдельные положения в целях обеспечения баланса экономических интересов государства и инвестора, создания равных условий для всех налогоплательщиков.
Казахстанская сторона предложила на рассмотрение американской стороне ряд инвестиционных проектов. Американская сторона согласилась с предложением Казахстана о проведении комплексной программы по изучению процессов глобального потепления и его влияния на ресурсный потенциал. Кроме того, стороны договорились начать работу по созданию совместной программы по утилизации накопленной серы на разрабатываемых нефтяных месторождениях.