CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Заседание продолжается

16 июня 2007

Заседание продолжается

15 июня 2007г., ? 23 (751), Деловая Неделя, Казахстан

Юрий СИГОВ, Вашингтон

Стартовали предварительные слушания по делу Гиффена

Как и предсказывала «ДН» в начале нынешнего года, американская Фемида вновь вытащила на свет так называемое «дело Гиффена», известное также, как «Казахгейт», проведя в Нью-Йорке предсудебное слушание по делу 66-летнего американского гражданина Джеймса Гиффена. Напомню, что несколько лет назад правоохранительные органы США обвинили его в даче взяток руководителям Казахстана, отмывании крупных денежных сумм и уклонении от налогов.

Господин Гиффен был арестован агентами ФБР в 2003 году в нью-йоркском аэропорту, но затем был выпущен под залог в 10 миллионов долларов. Тогда Гиффен заплатил суду всего 250 тысяч долларов со своей кредитной карточки, а на остальную сумму заложил свою недвижимость, которая для местного правосудия является своего рода финансовой гарантией послушного поведения обвиняемого и его нахождения на территории Америки.

Замечу, что пока вновь возобновились лишь предварительные слушания по делу Гиффена, а не само судебное разбирательство. Связано это с тем, что в деле Гиффена задействованы не только государственные интересы Казахстана, но и не менее важные интересы Соединенных Штатов. В этом запутанном деле упоминается большое количество секретных документов из архивов ФБР и ЦРУ, а такие бумаги и данные просто так на людях не оглашаются и не предоставляются следствию. Как известно, господин Гиффен долгие годы был вхож в высокие кабинеты советских чиновников, а потом, когда СССР развалился, стал постепенно «окучивать» и новые независимые государства СНГ, включая их политиков высшего звена.

Попал в сферу интересов Гиффена и Казахстан. При этом в ходе предварительных слушаний Гиффен подтвердил, что вся его деятельность в этой республике пользовалась полной поддержкой руководства Соединенных Штатов. На это же делают ставку и защитники Гиффена в суде - они утверждают, что все, что делал Гиффен в Казахстане, совершалось с санкции верховной власти США, а посему обсуждать, что делал Гиффен законно, а что - нет, просто не имеет смысла.

В свою очередь адвокаты требуют предоставить им документы ЦРУ и ФБР, касающиеся работы Гиффена на правительство Казахстана. Прокуратура пока думает, делать ли это или отказать, потому что если в ходе судебного разбирательства вдруг выяснится, что Гиффен - самый настоящий профессиональный американский шпион, то за рассекречивание его деятельности не только в Казахстане, но и в других республиках СНГ, уже судебным представителям может влететь по первое число. И в этом случае волновать суд будут отнюдь не государственные интересы Казахстана, а «интересы национальной безопасности Соединенных Штатов Америки».

Получается почти патовая ситуация: если Гиффена судить по полной программе, то могут пострадать якобы «национальные интересы Соединенных Штатов». А если это дело тихо закрыть (что американская сторона, кстати, давно уже могла бы сделать), то господин Гиффен может и дальше спокойно продолжать заниматься «консультациями правительств стран СНГ по вопросам международного сотрудничества и инвестиционных проектов».

На суде прокуратура зашифровала казахстанских государственных чиновников, которые проходят по делу Гиффена, под именами КО-1 и КО-2, но потом признала, что речь идет о бывшем премьер-министре страны Нурлане Балгимбаеве и президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве. Правда, надо сразу оговориться: этих людей американская прокуратура ни в чем не обвиняет и не может привлечь даже при всем своем желании к ответственности.

Дело в том, что Гиффена судят за дачу взяток за границами США, где американские законы не работают. А вот в самой Америке Гиффена наказать - и примерно - можно. Но здесь опять возникает загвоздка: до сих пор так и не понятно - кто же такой господин Гиффен? Так, прокурор уверяет суд, что этот человек никогда не работал в правительственных структурах США, не получал указаний от американских чиновников кому бы то ни было давать взятки за границей, а соответственно - его надо судить.

С другой стороны, Гиффен, будучи американским гражданином, каким-то образом получил дипломатический паспорт Казахстана, на что указывает его защита, и просит даже, чтобы его судили по этой причине... в Казахстане, а не в Соединенных Штатах.

Тайны навевает в этом деле и большое количество разного рода закрытых документов, которые свидетельствуют о том, что либо господин Гиффен - действительно тайный агент, либо в случае разглашения всех подробностей этого дела американским национальным интересам будет нанесен такой ущерб, что лучше это дело особо не ворошить.

И здесь возникает самый главный вопрос во всей этой истории. Если дело такое уж секретное, то закрыть бы его американцам - и дело с концом (что давно уже просит сделать казахстанская сторона). Но нет - с регулярной периодичностью «дело Гиффена» всплывает и всплывает в судебных коридорах Нью-Йорка. То появляются какие-то «новые обстоятельства» дела, то суду требуются новые документы, которые, как оказывается, нельзя получить по причине их высокой степени секретности.

Тем самым «дело Гиффена» остается уже на протяжении долгого времени своего рода «политическим крючком» для Казахстана и его руководства. При всей показной дружелюбности и многочисленных заверениях в сотрудничестве и братском партнерстве Соединенным Штатам по каким-то причинам оказывается выгодно, чтобы «дело Гиффена» оставалось в подвешенном состоянии, чем одновременно «на крючке» держится вольно или невольно и казахстанское руководство. Даже выведение средств, замороженных в связи с этим делом, для финансирования благотворительного образовательного фонда, не решило проблемы - прокурорский офис Южного округа Нью-Йорка выдал очередное «определение».

Казалось бы, если Соединенные Штаты и Казахстан такие уж большие друзья, то зачем шантажировать партнера и держать его в неведении? Как считают американские эксперты, за этим могут вполне просматриваться определенные политические интересы, которые Соединнные Штаты в любой момент могут использовать для развития своих отношений с Казахстаном.

Не будем забывать и о том, что при всей дружбе между Астаной и Вашингтоном есть вещи, которые в поведении Казахстана американцам, мягко говоря, не очень нравятся (к примеру, желание Казахстана, России и Туркменистана построить газопровод вдоль побережья Каспия). Поэтому «дело Гиффена» может в любой момент стать важным рычагом давления на официальную Астану со стороны Соединенных Штатов, если в Вашингтоне посчитают, что казахстанское руководство не совсем адекватно проводит свой курс с учетом американских интересов.

Что в этом случае остается делать Казахстану? Наверное, продолжать убеждать американцев в том, что настоящие, а не декларативные партнеры не могут и не должны шантажировать друг друга. Особенно, если США действительно видят в Казахстане своего важного союзника и ключевого экономического и инвестиционного партнера в Центральной Азии.

Вполне вероятно, что именно за этим на этой неделе в ставшие для него уже родными американские пенаты отправился бывший посол в США, а ныне госсекретарь Казахстана Канат Саудабаев. Доверенное лицо президента Назарбаева (а по словам другого экс-посла, Рахата Алиева, именно он недавно посещал Вену в качестве посредника между теперь уже бывшими родственниками), Саудабаев прибыл в США в то время, когда престижная должность казахстанского посла в этой стране вот уже длительное время остается вакантной...

dn.kz

Предыдущая статьяЭ.Байсалов: Общественное мнение ожидает кардинальной чистки в руководстве энергокомпаниями (Кыргызстан)
Следующая статьяИнвестиционный Апокалипсис-4