CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

liter.kz

Миссия выполнима

28 июня 2007

Миссия выполнима

28.06.2007, Liter.KZ

Игорь НЕВОЛИН, Алматы

Сегодня в одиночку бороться с терроризмом не может ни одно государство мира

Вчера в Бишкеке состоялась встреча министров обороны стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества. Главы военных ведомств шести государств, входящих в ШОС, подписали в столице Кыргызстана ряд соглашений о проведении совместных антитеррористических учений «Мирная миссия-2007».

«Мирная миссия-2007» запланирована на 9-17 августа. Первый этап маневров пройдет в Китае, второй - в России, на территории в Приволжско-Уральского военного округа. В учениях будет задействовано в общей сложности свыше 4 тысяч военнослужащих. В частности, 2 тысячи российских и около 1,6 тысячи китайских.

Интересно, что примерный количественный паритет был достигнут по настоянию Китая. Первоначально предполагалось, что РФ и КНР обеспечат авиационную поддержку и для наземных операций выделят по одному мотострелковому или десантному батальону. То есть не более 300-400 человек. Вместо нескольких тысяч, как решено теперь. Но Пекин сумел убедить своих партнеров в том, что страны, обладающие самыми многочисленными вооруженными силами на континенте, должны иметь на учениях и сопоставимое представительство.

По этому поводу большинство экспертов полагает, что Россия, желавшая сэкономить на проведении мероприятия (все расходы, кроме прибытия-убытия, оплачивает принимающая сторона), не выдержала натиска Китая, настаивающего на увеличении привлекаемого личного состава в соответствии с ленинским тезисом про то, что «учиться военному делу нужно настоящим образом».

Но за Казахстаном, Таджикистаном и Узбекистаном закрепляется прежняя представительная «квота» в составе роты. От Кыргызстана по-прежнему ждут взвод - около тридцати человек.

Несмотря на то что Китай желает провести учения на достаточно высоком уровне, вчера первое информационное сообщение, поступившее со встречи глав военных ведомств стран ШОС, содержало цитаты из выступления Цао Ганчуаня, министра обороны КНР. Он осторожно напоминал всем присутствующим, что «Шанхайская организация сотрудничества является важной геополитической структурой, вся деятельность которой носит открытый и транспарентный характер, и эта деятельность не нацелена против третьих сил или третьих стран».

В таком же духе выразился и его российский коллега Анатолий Сердюков.

Действительно, ШОС в отличие, например, от Организации Договора о коллективной безопасности(ОДКБ) является в большей мере структурой, направленной на укрепление экономического взаимодействия между партнерами. Военное сотрудничество здесь тоже присутствует, но не в качестве основных приоритетов.

Между тем именно эта сфера многосторонних отношений в ШОС, скорее всего, в обозримом будущем должна будет выходить на другие позиции. Причин тому несколько. Например, уже ни для кого не секрет, что сегодня в Центральной Азии и в прилегающих к ней регионах можно выделить несколько групп факторов риска, которые способны привести к эскалации напряженности: экономические, политические, территориальные, военно-технологические, международно-криминальные. Среди них особое место традиционно занимают сепаратизм, экстремизм и терроризм.

Действительно, Центральная Азия далеко не такой благополучный регион, как может показаться жителям Алматы или Астаны. На самом деле практически во всех странах региона в последнее время продолжают наблюдаться довольно тревожные тенденции проявления терроризма и экстремизма.

К этим события без каких-либо натяжек можно отнести обострение внутриполитической ситуации в большинстве среднеазиатских республик. Не будем заострять внимание на имевшей место гражданской войне в Таджикистане и полном безвластии в Афг анистане. Достаточно вспомнить кыргызскую революцию, к осуществлению которой привлекались достаточно темные силы, по утверждению экспертов, напрямую или опосредованно связанные с международными наркогруппировками. Кстати, если верить официальным данным правоохранительных органов Кыргызстана, то в этой республике в прошлом году было проведено около 730 несанкционированных митингов, пикетов и шествий. То есть практически по два митинга в день, что только доказывает, насколько нестабильна страна, граничащая со всеми странами ШОС, за исключением России.

Стоит также отметить, что далеко не без участия криминальных структур в мае 2005 года произошли и андижанские события в Узбекистане. А это только усиливает подозрения, что уровень криминализации региона растет год от года.

Кроме того, в последнее время даже Казахстану, имеющему самые высокие показатели ВВП на душу населения среди своих соседей, приходится сталкиваться с проблемами нового характера. Комитет национальной безопасности (КНБ) и другие правоохранительные органы Казахстана уже не скрывают от населения своей тревоги по поводу того, что на территории республики заметно активизировали свою деятельность, через специально присланных эмиссаров, международные террористические организации.

Скорее всего, наша республика может рассматриваться как своеобразная база для осуществления конспиративной работы по подготовке подрывных действий в отношении соседних с республикой государств. Указанная деятельность включает в себя вербовку и подготовку боевиков из числа казахстанских граждан. У нас еще свежи в памяти обоснованные претензии узбекских чекистов к нашим по поводу причастности к ташкентским терактам 2004 года казахстанцев.

То есть в регионе есть свой огромный внутренний потенциал для подпитки экстремизма. Причем если до недавнего времени под экстремизмом у нас подразумевался только религиозный, то уже последние пару лет мы видим, как на смену ему приходит и политический.

Кроме того, существует и еще ряд причин, по которым странам ШОС обязательно придется серьезно развивать военное сотрудничество, хотя бы только в сфере противостояния терроризму.

Российский военный эксперт Анатолий Клименко считает, что в эпоху глобализации даже самые могущественные державы не все решают сами. Доминирующее влияние приобретают транснациональные силы, которые диктуют свою волю даже таким государствам, как США, которые фактически становятся исполнителями их воли и проводниками их решений. Появившиеся в последнее время в печати материалы о причастности неправительственных организаций западных стран к организации «цветных революций» свидетельствуют в пользу такого вывода.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что, находясь после сентября 2001 года в состоянии вражды с «исламистским интернационалом», США в определенных ситуациях пользуются плодами его побед для смены неугодных режимов, как это было на Балканах и как это пытались сделать в Узбекистане. Таким образом, изменилась не политика борьбы за сферы влияния, а формы и способы ее реализации, к которым следует отнести переплетающиеся между собой, с одной стороны, «цветные революции», а с другой - терроризм.

События последнего времени свидетельствуют, что террористы не всегда действуют мелкими группами. Они могут захватывать целые страны, как это было в Афганистане и Косово, с применением бронетанковой техники и артиллерии. В подобных случаях при проведении контртеррористических операций требуются организованные действия регулярных войск.

Поэтому Клименко, отвечая на вопрос, нужна ли в структуре ШОС военная составляющая, говорит, что нам нужно учесть один очень важный фактор. Сегодня содержание вооруженных сил обходится все дороже. Сложнее становятся системы вооружения, разведки, управления. Не выдерживая растущих затрат, многие государства сокращают свои армии. Это входит в противоречие с «глобализацией» военных задач. Но давно известен эффективный способ экономии национальных ресурсов - создание усилиями нескольких стран объединенных группировок вооруженных сил для решения общих стратегических задач.

Действительно, может ли, например Кыргызстан, обладающий вооруженными силами в 15 тысяч человек, бороться с терроризмом в одиночку? Вряд ли кто ответит на этот вопрос положительно. Даже в официальном Бишкеке. Тем более что республика уже продемонстрировала мировому сообществу свои военно-технические возможности во время баткентских событий.

Кстати, столкнись с подобной угрозой наша страна, вряд ли 60-тысячного воинского контингента, пусть даже самого маневренного и технически оснащенного, будет достаточно для надлежащей защиты 2 717 300 квадратных километров нашей территории. Но ни мы, ни Кыргызстан на данном этапе не можем себе позволить существенного увеличения армии и специальных подразделений. У них не хватает денег. У нас - человеческого капитала.

То есть, как ни крути, выход все же один - углублять и выводить на качественно новый уровень военное сотрудничество в рамках ШОС, при этом не пренебрегая наработанным в составе ОДКБ опытом.

Клименко, например, считает, что уже в очень скором времени понимание ситуации появится у всех стран региона. По его мнению, с каждым днем США испытывают все возрастающие трудности в Ираке. Не исключено, что с приходом к власти Демократической партии (в ноябре 2008 года здесь пройдут президентские выборы) США, как и во Вьетнаме, могут уйти из Ирака.

Исламистами это будет расценено как вторая крупнейшая победа над сверхдержавой. Но важен не столько этот факт, сколько его последствия. Одним из них может стать гражданская война в Ираке, а другим - передислокация потерявших «работу» профессиональных террористов в Афганистан и резкое осложнение и без того непростой ситуации в непосредственной близости от ЦАР.

Кстати, вчера в Бишкеке министр обороны Таджикистана Шерали Хайруллоев подтвердил резонность опасений Анатолия Клименко. По его словам, уже в июле этого года в Афганистане ожидается очередной виток дестабилизации ситуации.

Так что в перспективе нужно быть готовыми и к таким вызовам. И министры обороны стран Шанхайской организации сотрудничества понимают всю сложность ситуации, как никто другой. Во всяком случае, вчера в Бишкеке из уст главы военного ведомства РФ Анатолия Сердюкова прозвучало заявление по поводу того, что сегодня вопросы борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, проблемы нераспространения оружия массового поражения и ракетных технологий диктуют необходимость налаживания взаимодействия как на уровне международных организаций, так и на межгосударственном уровне. Многие из возникающих задач могут и должны решаться через взаимодействие оборонных ведомств.

liter.kz

Предыдущая статьяРахат Алиев - гражданин Греции?
Следующая статьяНа заседании Совбеза обсуждены вопросы экономической безопасности