CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Диалог двух банкиров: «Куда текут финансовые реки Узбекистана?»

2 октября 2007

Диалог двух банкиров: «Куда текут финансовые реки Узбекистана?»

02.10.07 12:40, Uznews.net

В узбекистанской банковской системе до сих пор много ляпов и недоделок, и они будут существовать до тех пор, пока полностью не изменится экономическая политика республики.

Об этом поведали два банковских работника, которые знают все о финансах, акциях, облигациях и кредитах, иностранных инвесторах и отечественных предпринимателях, а главное, являются, как и все банкиры, потенциальными спонсорами. А спонсоров уважают везде.

Ничего противозаконного ими сказано не было, но оба банкира согласились на интервью, исключительно, инкогнито. Оно и понятно. В Узбекистане все давно уже привыкли не один раз оглядываться, прежде чем высказать свое мнение. Мало ли что?

- Одна из главных проблем, мешающих банковской деятельности, - регулярные изменения в менеджменте, изменение условий этой деятельности, - говорит первый банкир. - Эти изменения - главная информация, которая поступает к нам из Центра по координации ценных бумаг. Важно, чтобы она была доведена до заинтересованных лиц - банкиров и клиентов банков.

- У нас отсутствует корпоративное управление, - добавляет второй. - Есть акционеры и исполнительный орган - Совет. Граница между ними малозаметна. А корпоративное управление - это разделение полномочий, согласно, ответственности.

И вот, непропорциональное соотношение ответственности и полномочий тормозит деятельность банков. Эта перестраховка не дает возможности чего-либо добиться в нашем деле. Корпоративное управление, прежде всего, это управление рисками. Правильно оценивать риск стратегический и тактический может только профессионал.

- Что же касается государственного урегулирования, то оно вообще не нужно, - заявляет первый. - Я считаю, в гражданском кодексе не хватает одной статьи - о праве гражданина на риск. Это в рамках защиты прав акционеров от непредвиденных изменений рыночной или правовой ситуации.

Законодательство должно быть понятным и доступным рядовым акционерам, в том числе, производителям и дехканам. Зачем дехканину быть акционером, он решает сам. И, покупая акции, рискует. Если он в результате банкротства банка теряет свои капиталы, то это становится проблемой его и его менеджера. Никто более ответственности не несет.

- А основная проблема узбекских банков - отсутствие профессиональных кадров, - утверждает второй. - Очень мало грамотных специалистов. Особенно это касается частных банков. Здесь происходит конфликт интересов. С одной стороны клиенты выступают, как акционеры, с другой - как бизнесмены.

Клиенту самому трудно определить свою позицию. Иногда даже получается, что управление банка заинтересовано в консервативной политике акционеров, которые являются бизнесменами и порою действуют на «грани фола». Но это противоестественно для банкира, который должен выбирать оптимальное соотношение между риском и доходом.

На Западе давно пришли к пониманию этого соотношения. А у наших - замкнуло. Когда бизнес завязан на одном человеке (например, Форде), люди не торопятся покупать его акции. Банк должен быть обезличенным - и в плане первого лица, и в плане структуры.

- Далее, проблема банковской тайны, - вновь вступает в разговор первый. - Условия доступа к ней «третьих лиц» определены законом и основаниями, на которых они могут делать запрос. Дело банкира - определить обоснованность этого запроса.

Думаю, что пока Центральный банк не займет жесткую позицию по выработке определенных законопроектов, коммерческим банкам будет очень тяжело бороться против государственной машины в лице фискальных органов и силовых структур. Сегодня есть масса возможностей «прижать» банк - под угрозами, давлением, шантажом. И на доказательства, что ты «не верблюд», уходит масса драгоценного времени.

- В Узбекистане слишком много банков, - поднимает еще одну животрепещущую тему второй банкир. - А их капитализация слишком низка - уставный фонд должен быть не менее пяти миллионов долларов США.

Во всем мире денежная масса обладает текучестью, как жидкость, которая течет туда, куда ей удобно. А банки стоят на этих потоках, как гидроэлектростанции, аккумулирующие и направляющие.

Наши же банки стоят не в естественном русле денежных потоков, а на берегу, и вода закачивается в них административным насосом. Но ведь на эту работу нужна энергия из других источников! Поэтому, в качестве насосов используется прокуратура. Когда вода проходит сквозь насос, то в насосе что-нибудь, да остается.

А Центральный банк - это просто здание, в которое вообще ничего не втекает и ничего из него не вытекает. Он дает инструкцию по использованию «гидроэлектростанции», стоящей на берегу. Иностранные инвестиции завозятся в Узбекистан в ограниченных резервуарах, и пока наши банки «стоят на берегу» происходит, так называемый, внебанковский оборот денег. И так будет до полного пересмотра нашей экономической политики:

Uznews.net

uznews.net

Предыдущая статьяВ Москве напомнили о резолюции ООН ?1267 (Афганистан)
Следующая статьяБраун обещает вывести из Ирака тысячу солдат