Свободы веры
02 октября 2007 11:36, iamik.ru
Версия Госдепартамента США
США традиционно считают, что свобода вероисповедания является краеугольным камнем универсальных прав человека, ибо она охватывает свободу слова, собраний и совести, которые вместе взятые образуют основу демократического управления и уважения к человеку. В силу этого, укрепление демократии идет рука об руку с укреплением свободы вероисповедания и других прав человека. Статья 18 Всеобщей Декларации прав человека гласит, что каждый имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Поддержка и защита свободы вероисповедания является одной из главных целей внешней политики США и входит в число задач Госдепартамента.
В 1998 году Конгресс США принял Закон о Свободе Вероисповедания в Странах Мира. Этот закон предписывает подготовку ежегодного доклада, в котором анализируется положение дел в этой сфере. В представляемом Конгрессу докладе рассказывается о таких действиях правительств, которые могли бы воспрепятствовать свободе вероисповедания (подавление религиозного самовыражения, преследование людей за веру и терпимость к насилию в отношении религиозных меньшинств и пр.).
Кроме того, закон требует, чтобы государства, которые «совершили или допустили особенно серьезные нарушения свободы вероисповедания», были классифицированы как «страны, вызывающие особую озабоченность». В ноябре 2006 года государственный секретарь повторно отнесла к категории стран, вызывающих особую озабоченность, Бирму, Китай, Северную Корею, Иран, Судан, Эритрею и Саудовскую Аравию. Впервые в эту категорию был занесен Узбекистан. После такой классификации может последовать период переговоров, в течение которого США будут пытаться провести работу с той или иной конкретной страной, чтобы добиться изменения ситуации к лучшему. В дальнейшем, в зависимости от результатов этих переговоров, Госсекретарь США принимает решение о том, какие действия следует предпринять в отношении этой страны в соответствии с указанным законом (это могут быть различного рода санкции или заключение определенных соглашений).
Посольства США готовят черновики докладов, собирая информацию из различных источников - данных правительств, религиозных конфессий, неправительственных организаций, журналистов, правозащитников и ученых. После этого информация поступает в Госдепартамент. При составлении докладов проводятся консультации с экспертами и религиозными лидерами. Госдепартамент утверждает, что при подготовке доклада информация оценивается как можно более объективно, тщательно и честно.
Все нарушения прав вероисповедания разделены на четыре основные категории.
Категория 1. Наиболее серьезные нарушения. Наблюдаются в тоталитарных и авторитарных режимах, которые стремятся полностью контролировать религиозную мысль и самовыражение. Такие режимы считают некоторые или все религиозные группы врагами государства вследствие их религиозных взглядов или их независимости от централизованной власти. Некоторые правительства настроены враждебно и репрессивно по отношению к конкретным группам, часто называя их «угрозой национальной безопасности».
Широкое подавление правительством религиозного самовыражения мирно отправляющего религиозные обряды населения под предлогом обеспечения безопасности квалифицируется как нарушение свободы вероисповедания. Война с терроризмом не должна использоваться как оправдание подавления мирного исполнения религиозных обрядов. Однако, в некоторых странах многие люди боятся часто посещать мечети, чтобы власти не причислили их к религиозным экстремистам.
Категория 2. Нарушения второй категории происходят там, где государство настроено враждебно по отношению к миноритарным или официально не признанным религиям. Власти этих стран проводят политику, направленную на то, чтобы заставить верующих отречься от своей веры, вынудить членов религиозных групп бежать из страны и т.п. Известны случаи, когда государственные репрессии против религиозных групп были связаны с этнической принадлежностью - правительство, в котором доминирующее положение занимают представители мажоритарной этнической группы, подавляло религию той или иной миноритарной группы.
Категория 3. Нарушения третьей категории проистекают из нежелания государства бороться с дискриминацией в отношении религиозных групп. В этих странах может существовать законодательство, запрещающее дискриминацию и преследование по религиозному признаку, но чиновники не предотвращают конфликты, преследования или другие вредоносные действия, направленные против миноритарных религиозных групп.
Для защиты свободы вероисповедания недостаточно просто наличия «хороших» законов, изложенных на бумаге. Для этого требуется активная работа органов государственной власти всех уровней по предотвращению нарушений, преданию нарушителей правосудию и в тех случаях, когда это уместно, предоставлению компенсации жертвам. Правительства несут ответственность за обеспечение того, чтобы их представители не нарушали свободу вероисповедания.
Кроме того, правительства должны поддерживать обстановку уважения и терпимости по отношению ко всем людям. Категория 4. К четвертой категории отнесены нарушения, происходящие тогда, когда правительства принимают дискриминационные законы или политику, которые благоприятствуют мажоритарным религиям и чинят препятствия миноритарным. Нередко такое положение дел является следствием исторического доминирования мажоритарной религии и предубеждением против новых или миноритарных религий.
В ряде стран правительства взяли на вооружение идеологию, которая увязывает национальность с той или иной конкретной религией, приняв соответствующие законы. Хотя большая часть населения такой страны имеет возможность свободно отправлять религиозные обряды, подобная ситуация не может быть охарактеризована как подлинная религиозная свобода. Государственная поддержка той или иной религии может привести к введению ограничений даже для верующих, принадлежащих к мажоритарной религии, если власти будут насильно насаждать лишь какую-то одну интерпретацию этой религии.
Практика дискриминации определенных религий путем классификации их как опасных культов или сект получила широкое распространение даже в тех странах, где в остальном свобода вероисповедания соблюдается.
Оценки за религию
В Докладе о Свободе Вероисповедания в Странах Мира приведена детальная информация о трех постсоветских государствах - Узбекистане, России и Туркменистане.
14 ноября 2006 года Государственный секретарь США включила Узбекистан в список стран, «вызывающих особую озабоченность» за особенно серьезные нарушения свободы вероисповедания. В Докладе указывается, что действующий в Узбекистане ограничительный закон о религии, по которому многим религиозным группам трудно или невозможно получить законный статус, привел к рейдам и арестам религиозных лидеров. Продолжали поступать достоверные сведения о том, что мусульман, приверженных своей вере, арестовывали по подозрению в принадлежности к экстремистским группам; некоторые из них были просто консервативными мусульманами, чьи религиозные взгляды или доктрины отличались от тех, которые разделяют религиозные деятели, поддерживаемые государством.
В Узбекистане «особенно ухудшилось положение пятидесятников и некоторых христианских групп. Ряд религиозных групп, в том числе общины некоторых христианских конфессий, продолжали действовать без регистрации, поскольку они не могли выполнить жесткие юридические требования, предъявляемые при регистрации. Правительство разрешает деятельность религий, которые оно считает основными, в том числе одобренных мусульманских групп, еврейских групп, Русской православной церкви и различных других христианских конфессий, таких, как католики, лютеране и баптисты. Правительство продолжало кампанию против несанкционированных исламских групп, подозреваемых в экстремистских настроениях или действиях, арестовывая многочисленных предполагаемых членов этих групп и приговаривая их к длительным срокам лишения свободы. Многие из них подозревались в принадлежности к запрещенному экстремистскому исламскому политическому движению "Хизб ут-Тахрир", запрещенной исламской группе "Акромия" или не называемым конкретно "ваххабитским" группам.
В целом правительство не мешало верующим посещать санкционированные мечети и выдавало разрешения на распространение новых исламских печатных и аудиовизуальных материалов. Немногочисленные "подпольные" мечети действовали под пристальным контролем религиозных властей и спецслужб. В отчетный период усилились преследования и запугивания некоторых протестантских групп и, в частности, Свидетелей Иеговы». Кроме того, в Докладе приводится информация по ряду стран, которые «являются предметом повышенного внимания, с точки зрения обеспечения ими свободы вероисповедания». В их числе Россия и Туркменистан.
О положении в России сказано следующее: «Значительное большинство населения в целом пользовалось свободой вероисповедания, положение некоторых религиозных меньшинств улучшилось, а для большинства населения осталось, в основном, таким же. Однако некоторые федеральные и местные органы власти принимали меры, которые вызывают сомнения в последовательности и бдительности российского правительства при защите свободы вероисповедания. Кроме того, для ограничения деятельности религиозных меньшинств некоторые местные и региональные органы власти полагались на положения сложного закона о религии, принятого в 1997 году, и закона 2006 года, регламентирующего деятельность неправительственных организаций.
Принятое в 2004 году судебное решение о запрете Свидетелей Иеговы в Москве продолжало в течение отчетного периода вызывать серьезные негативные последствия для деятельности свидетелей Иеговы в ряде регионов. В 2007 году суд Санкт-Петербурга своим решением приостановил деятельность Центра Сайентологии и распорядился закрыть его за несоблюдение требований по инспекциям и аудиторским проверкам в соответствии с новым законом о неправительственных организациях.
За прошедший год Европейский Суд по правам человека трижды выносил постановления о том, что правительство России нарушило свои международные обязательства по делам, связанным с регистрацией "Армии Спасения", Свидетелей Иеговы и Церкви Сайентологии. Были признаки того, что спецслужбы, в том числе Федеральная Служба Безопасности, все чаще относились к руководству некоторых религиозных меньшинств как к угрозе безопасности.
Отношение населения к традиционно мусульманским этническим группам во многих регионах отрицательное, имеют место проявления антисемитизма, а также враждебного отношения к представителям католической церкви и других неправославных христианских конфессий. Некоторые мусульмане, строго соблюдающие религиозные предписания, утверждали, что их преследуют за веру. Продолжались случаи насилия на религиозной почве, хотя часто было трудно определить, какими главными мотивами руководствовались нападавшие - ксенофобскими, религиозными или этническими предрассудками.
Некоторые священники Русской Православной Церкви публично выступали против любого расширения присутствия Римской Католической Церкви, протестантских и других неправославных конфессий. Число случаев, когда возникали проблемы с въездными визами для религиозных деятелей, уменьшилось. В январе 2006 года президент и правительство России быстро отреагировали на теракт в московской синагоге, осудив его».
В Туркменистане «положение с соблюдением правительством свободы вероисповедания не улучшилось, а обращение правительства с незарегистрированными группами - ухудшилось. Вслед за резким сокращением преследований религиозных групп - как зарегистрированных, так и незарегистрированных - в конце 2006 года жестокое обращение с некоторыми зарегистрированными и многими незарегистрированными группами религиозных меньшинств возобновилось в феврале 2007 года и напоминало ситуацию, которая наблюдалась в предыдущих отчетных периодах. За отчетный период не было признаков того, что правительство планирует отменить или изменить прежнюю политику в отношении свободы вероисповедания. Все группы должны зарегистрироваться, чтобы получить законный статус; религиозная деятельность без регистрации оставалась незаконной и наказывалась административными штрафами. Правительство угрожало представителям религиозных меньшинств штрафами, увольнениями, выселением с занимаемой жилплощади и тюремным заключением за их веру. Поступали также сообщения о рейдах по местам богослужений».
Washington ProFile