СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН СНГ: АМБИЦИОЗНЫЕ ПЛАНЫ РОССИИ И КАЗАХСТАНА
1 ноября 2007 г., Евразийский дом
ДМИТРИЙ СОРОКИН, ВЯЧЕСЛАВ ВАШАНОВ, Москва
Дмитрий СОРОКИН, первый заместитель директора Института экономики РАН
Мы поставили вопрос о возможности интеграции России и Казахстана. Чтобы ответить на него, я посмотрел экономические показатели, данные по Казахстану и России. По этим данным получается, что структуры наших экономик очень похожи.
Например, по валовой добавленной стоимости в ВВП в процентах потребительский сектор Казахстана имеет 15%, у нас - около 12%. Инновационно-инвестиционный сектор в Казахстане - 20%, в России - 23%. По энергосырьевому сектору у них - 18,7%, у нас - 14,4%. Инфраструктура у них - 45,9%, у нас - 48,7%.
В общем, структура очень похожая. В том, что руководство Казахстана один из лидеров интеграции, никто не сомневается. Но с точки зрения экономики возникает вопрос, в качестве кого наши страны собираются интегрироваться. Ведь по структуре экономики мы оказываемся конкурентами. Мы конкурируем за то, кто быстрее продаст уголь, газ, нефть. В чем взаимодополняемость наших экономик?
Более того, конкурентность наших отношений я вижу и на практике. Я не буду говорить о газо- и нефтепроводах. В пример приведу Институт экономики, который будет разрабатывать стратегию г.Москвы до 2025 года. Мы можем написать такую цель стратегии, как «Москва - финансовый центр Евразии». Однако сегодня получается, что финансовый центр Евразии - Астана. И логистический центр также туда смещается. Я не говорю о политической интеграции - я говорю об экономике.
Здесь есть и другая проблема. В России нет документа под названием Стратегия социально-экономического развития РФ. Есть распоряжение правительства, принятое в декабре 1999 года, в котором первым пунктом написано «считать важнейшей задачей разработку стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны». И где эта стратегия? Пока мы имеем третий вариант проекта концепции, разработанного Минэкономразвития. Но это не стратегия. Это проект концепции.
А если мы не имеем долгосрочной стратегии, то как нам выстраивать интеграционный план двух масштабных на постсоветском пространстве экономик.
У Казахстана есть своя стратегия. Еще в 1995 году была сформулирована идея этой стратегии. Мировой опыт показывает, что ни одна страна не выходила из системного кризиса, не имея долгосрочной стратегии. А у России в лучшем случае трехлетний горизонт. Как в таких условиях выстраивать серьезный интеграционный механизм?
Без интеграции постсоветского пространства Россия никакие амбициозные планы не реализует. Хотя бы потому, что современный эффективный рынок требует не менее 300-400 млн. потребителей. Именно поэтому Европа интегрируется, а США, Индия и Китай ни с кем не интегрируются. Сотрудничают, но не интегрируются.
Россия со своими 140 млн. населения не получает эффективный рынок. Поэтому без интеграции наши планы не реализуются. Вопрос - на какой основе, в каком качестве и с кем?
Вячеслав ВАШАНОВ, директор Центра экономических проблем стран СНГ при Минэкономразвитии РФ Россия и Казахстан сейчас - экономически самые сильные государства на постсоветском пространстве. Правда, у Беларуси некоторые показатели лучше.
Если взять ВВП на душу населения и сравнить со средним показателем по СНГ, то российский уровень к нему 151%, казахский - 105% (это второе место). По промышленной продукции то же самое: Россия - 140%, Казахстан - 113% (на третьем месте, уступает республике Беларусь). По сельхозпродукции Россия - 105%, Казахстан - 107%. Все эти показатели говорят о том, что Россия и Казахстан являются лидерами.
Но важно сравнить эти показатели с 1991 годом. Это позволит понять, кто лучше стал развиваться. С этой точки зрения Казахстан обогнал Россию. По ВВП, промышленной продукции Россия имеет только 73% от уровня 1991 года, Казахстан - 93%. По промышленности у Беларуси - 155%, то есть они обогнали уровень 1991 года.
Что касается производственного потенциала, то по производству электроэнергии на душу населения в России 6,5 тыс. Квт/час, в Казахстане - 4,5 тыс. Квт/час. По добыче газа Россия выше в три раза, по добыче угля на душу населения - Казахстан выше, по производству зерна - в 1,5 раза выше. То есть у наших стран имеется потенциал сотрудничества, хорошие резервы.
В то же время есть определенные недостатки в хозяйственной структуре России и Казахстана. В России высокая доля ТЭКа, добывающих отраслей. В Казахстане аналогичная ситуация. Это сказывается несколько негативно на конкурентоспособности двух стран. Как пример, по глобальному индексу конкурентоспособности положение Казахстана в 2006 году по сравнению с 2005 годом ухудшилось. По индексу здравоохранения в 2005 году Казахстан был на 83-ем месте, в 2006 году - на 86-ом. По индексу развития бизнеса в 2005 году - на 63-ем, в 2006 году - на 72-ом. По развитию инфраструктуры - на 62-ом и 68-ом, соответственно. Но без повышения конкурентоспособности долгосрочный рост не обеспечить.
В этом направлении надо работать и России, и Казахстану. Хотя в целом Казахстан является страной с динамично развивающейся экономикой, поставляющей на мировой рынок энергоресурсы, черные и цветные металлы, редкоземельные и благородные металлы, урановую продукцию.
В настоящее время Казахстан реализует стратегию индустриально-инновационного развития. Это развитие характеризуется рядом важных показателей. Казахстан начал ежегодно инвестировать около $1,5 млрд., в том числе государственных инвестиций порядка $300 млн.
Для создания условий ускоренного развития были приняты базовые приоритеты, которые позволяют добиться комплексного и системного развития страны, в том числе усиление открытости экономики, реализация программы развития села, и так далее.
Что касается России, то МЭРТ сейчас подготовило третий вариант Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Концепция имеет три варианта - инерционный, энергосырьевой, инновационный. Все расчеты в основном обосновываются по третьему варианту.
Предполагается, что к 2020 году Россия войдет в пятерку ведущих экономик мира. Достижение этой цели предполагает выход на стандарты благосостояния, которые соответствуют развитым странам мира. Если сейчас примерно $5,9 тыс. ВВП на душу населения, то к 2020 году намечается $30 тыс., а к 2030 году - $50 тыс.
В этих условиях сотрудничество России и Казахстана будет очень интересным, потому что каждый старается реализовать свои задачи в сфере ТЭКа, машиностроения, атомной энергетики.
Текст основан на выступлениях Дмитрия СОРОКИНА и Вячеслава ВАШАНОВА на заседании круглого стола «Стратегическое развитие стран СНГ: амбициозные планы России и Казахстана», проведенного в Российском агентстве международной информации РИА Новости 31 октября.