Хлопковое рабство грозит бойкотом узбекскому хлопку
02.11.07 10:51, Uznews.net
Министр торговли и развития Великобритании в интервью Би-Би-Си назвал эксплуатацию детского труда в Узбекистане современным видом рабства, а независимые эксперты настаивают на мировом бойкотировании узбекского хлопка.
Тема принудительного использования детского труда в хлопковой отрасли Узбекистана, поднятая в журналистском расследовании программы «Ночные новости» («Newsnight») телеканала Би-Би-Си, стала причиной обсуждения этой проблемы в Великобритании на самом высоком уровне.
Министр развития и торговли страны Гарет Томас (Gareth Thomas) в интервью Би-Би-Си сказал, что, прежде всего, он безмерно рад проведенному журналистскому расследованию, так как хлопковая индустрия Узбекистана является примером современной формы рабства.
Всего в мире, по данным министра Томаса, в рабстве находятся 12 млн. человек, и часть порабощенных людей составляют узбекистанцы и их дети.
Правительство Великобритании не раз поднимало проблему прав человека при встречах с коллегами из Узбекистана, говорит Гарет Томас, и продолжит это делать. Но теперь, по словам британского министра, диалог по проблеме прав человека в Узбекистане и по хлопковому рабству расширится - он будет вестись также с британскими бизнесменами, коммерческими кругами из текстильной промышленности.
Заметно нервничал и с трудом отвечал на вопросы ведущего Би-Би-Си Терри Тоунсенд (Terry Townsend) из Международного хлопкового комитета (International Cotton Advisory Committee), являющегося советником правительства Узбекистана по продаже хлопка в мире.
Он неубедительно сделал вид, что ранее не знал о том, что в хлопковой индустрии Узбекистана используется принудительный детский труд, и что репортаж журналистов Би-Би-Си стал для него «шокирующим откровением».
По словам Тоунсенда, «слухи» об этом на самом деле циркулировали, но, чаще всего, они относились к годам СССР и началу 90-х годов, а затем казалось, что ситуация исправилась и эта проблема ушла в прошлое. Но, как сказал Тоунсенд, он верит в то, что вещи из узбекского хлопка шьют самые известные мировые бренды, и эти вещи могут продаваться в Вашингтоне, Лондоне и Париже.
По мнению же Дэвида Льюиса, ученого и эксперта из Международной Кризисной Группы (ICG), долгое время проработавшего в Центральной Азии, все, кто бывал в Узбекистане, в том числе, и хлопковые бизнесмены, знают о проблеме детского труда - об этом просто невозможно не знать. Что дети собирают хлопок не из помощи родителям, а их принуждает государство.
На вопрос Би-Би-Си, почему правительство Узбекистана, нарушая права ребенка, чувствует себя таким уверенным и защищенным, Дэвид Льюис сказал, что до настоящего момента Узбекистан не оказывался под международным давлением из-за эксплуатации детского труда ни со стороны коммерческих компаний, ни Евросоюза, ни Великобритании, в частности.
Оказавшись «припертым к стенке», советник узбекского правительства по продажам хлопка Терри Тоунсенд был вынужден поддержать идею оказания давления на Узбекистан. Он признался, что ни одна страна, за исключением Северной Кореи, не может быть полностью независимой от мнения международного сообщества, от давления извне.
Но после Андижанской резни Узбекистан предвосхитил события, предположив, что в Европе у него могут начаться проблемы, и перекинув большую часть продаж хлопка в Азию, где главными покупателями узбекского хлопка стали Бангладеш и Китай.
Но, по мнению Тоунсенда, нужно говорить с правителями Узбекистана, поднимать эту проблему и уговаривать их не использовать принудительный детский труд. А бойкот, как считает Тоунсенд, вряд ли будет эффективным, от него пострадают и народ, и правительство страны.
Но уговоры бессмысленны, убежден Льюис: «Все попытки уговорить правительство Узбекистана не дали никакого результата, и надо принимать более жесткие меры, в том числе, бойкотирование узбекского хлопка».
Uznews.net